Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эго-состояния и речевое общение



В 60-х годах этого столетия американский психолог Э. Берн разработал модель эго-состояний (я-состояний). Согласно этой модели «человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью легкости могут переходить из одного состояния в другое».

Состояние Родителя. Когда человек начинает думать, говорить, действовать, чувствовать, как это делали его родители или другие люди, пользовавшиеся у него авторитетом в детстве, он попадает в состояние Родителя.

Причем неважно, действительно ли эти авторитетные для него люди вели себя именно так, как осталось в памяти. Просто, как считает Берн, «каждый носит в себе Родителя».

Состояние Родителя может проявляться двояким образом:

/. Критическое состояние Родителя. В общении реализуется через выражение заповедей, запретов, норм и правил. Примеры:

Руководитель своему референту: «Когда Вы, наконец, начнете готовить нормальные справки?»

Менеджер турфирмы своему коллеге (раздраженно): «Я не могу все время делать за тебя твою работу».

2. Кормяще-заботливое состояние Родителя. В общении проявляется через выражение одобрения, готовности оказать помощь, навязчивой заботливости. Примеры:

Преподаватель на экзамене студенту: «Не волнуйтесь, вы сейчас обязательно вспомните».

Опытная делопроизводитель молодой сотруднице (заботливо): «Давайте я это сделаю за вас».

Состояние Взрослого. Когда человек трезво и по-деловому взвешивает факты, учитывает реальное положение вещей, использует накопленный опыт, он попадает в состояние Взрослого.

Состояние Взрослого полезно при решении различных проблем, выражении деловых отношений, участии в дискуссиях, когда необходимо анализировать различные точки зрения. Примеры:

Консультант фирмы клиенту: «Вас устраивает такое решение вопроса?»

Администратор гостиницы директору: «Я готова предоставить вам сведения по оборудованию номеров к четвергу».

Состояние Ребенка. Когда человек действует, говорит и чувствует, как он это делал в детстве, он попадает в состояние Ребенка.

Это состояние может проявлять себя двумя способами:

1. Приспосабливающийся Ребенок. Проявляется в повиновении, чувстве вины, замкнутости, «уходе в себя». Такое поведение ориентировано на то, чтобы поступить так, как будто бы ожидают другие. Примеры:

Референт руководителю (робко): «А как я должен был составить справку?»

Администратор гостиницы директору (подчеркнуто покорно): «Я полностью согласна с вами».

2. Естественный Ребенок. Проявление чувств (радость, обида, грусть и т.д.) человека в состоянии естественного Ребенка не зависит от того, что хотят от него другие. Примеры:

Коллега коллеге: «Ну, старик, ты гений!»

Менеджер турфирмы клиенту: «Это будет прекраснейшая поездка!»

Для распознания эго-состояний большое значение имеет знание интонаций, формулировок, невербальных элементов (выражение лица, жесты, поза). Таблица, составленная на основе рекомендаций немецкого специалиста Р. Шмидта, приведенных в книге «Искусство общения», помогает это сделать.

 

 

Характеристика эго-состояний

Состояние Родителя

Признак Критическое Кормяще-заботливое
  А.Общее поведение   Б. Формулировки     В. Интонация (манера говорить)     Г.Выражение лица   Д.Жесты и положение тела   Автоматически оцнивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное, запрещающее, догматичное, претендующее на правоту, ука- зывающее,как правильно, проводящее границы   «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь!», «Это следует сделать, этого не следует делать», «Сколько тебе ещё говорить одно и то же!», «Прекрати это сейчас же!», «Я не позволю так с собой обращаться!»     Громко или тихо, твёрдо, высокомерно, насмехаясь, иронически, цинично, саркастически, остро, ясно, с нажимом   Отчуждённое, нахмуренный лоб, критический взгляд, сжатый рот, сведённые на переносице или поднятые вверх брови, нос презрительно сморщен, неодобрительное покачивание головой   Поднятый вверх указательный палец, руки на бёдрах, руки скрещены на груди, ноги широко расставлены Доброе, ободряющее, озабо- ченное, сочувствующее, защищающее, поддерживающее, советующее, помогающее, утешающее, понимающее, покровительствующее, навязчивое   «Не ломай себе голову», «Не так плохо, как кажется»,» Не вешай нос», «Успокойся сначала», «Тебе это по силам», «Бедняга!», «Хорошо получилось», «Я могу тебя понять», «Выше голову!», «Лучше не делай этого, это может быть опасным», «Иди, я сделаю работу за тебя!»   Тепло, успокаивающе, сочувственно     Заботливое, ободряющее, довольное, счастливое, улыбчивое, опасливо-озабоченное, любовно-заинтересованное     Протянутые руки, поглаживание по голове