Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этапы воздействия рекламной кампании на потребителя



Название стадии Характеристика стадии Рекламные усилия, необходимые для перехода на эту стадию
1. Знание Потенциальный потребитель осведомлен о фирме и ее товаре, но не обладает никакими другими знаниями или предпочитает товар конкурента Распространение информации о фирме и ее товаре, закрепление в представлении потенциального потребителя определенного имиджа фирмы или товара, его связь с фирменным (товарным) знаком или наименованием товара
2. Предпочтение Потенциальный потребитель предпочитает товар конкретной фирмы товарам других фирм Построение системы убедительных доказательств предпочтительности конкретного товара по отношению к товарам конкурентов
3. Убеждение Потенциальный потребитель предпочитает товар конкретной фирмы и убежден, что товар ему действительно нужен Доказательная часть строится наубеждении по принципу: «Наш товар не просто лучше других – он нужен Вам!»
4. Покупка Потенциальный потребитель готов покупать товар, но необходимы соответствующие методы стимулирования Потенциальный потребитель готов купить. Но пока его не подтолкнут чем-нибудь, он все равно не купит

 

Как видно из таблицы, конечные этапы воздействия рекламной кампании на клиента – это убеждение и покупка, и для того, чтобы побудить людей к действиям, реклама должна быть понятной, убедительной, действенной и, что немаловажно, творческой и креативной. Она, как любая свежая ошеломляющая новость, должна вызывать острый интерес, быть привлекательной и в значительной мере способствовать установлению быстрой связи с аудиторией путем высказывания неожиданной мысли, непривычной демонстрации образа товара, нетрадиционного подхода к процессу подачи информации, комплексного использования текстовых, изобразительных и аудиальных средств воздействия на потребителей. Все это можно достигнуть лишь в результате концентрации творческих усилий ее создателей.

К наиболее распространенным показателям эффективности непосредственно Интернет-рекламы относят:

- количество переходов на сайт;

- количество звонков в офис;

- количество проинформированных пользователей;

- количество заказов через сайт;

- «глубина» просмотра сайта;

- количество заключенных договоров;

- количество заполненных форм регистрации;

- отзывы клиентов;

- данные опросов клиентов.

В последние годы наблюдается активное освоение различными компаниями сетевого пространства. Эта тенденция прослеживается везде, не исключение и г. Пенза. Каждую неделю в Интернете запускаются различные корпоративные и иные коммерческие и некоммерческие сайты. Причем, если раньше сайты создавались преимущественно для престижа или получения прибыли от размещения рекламы сторонних компаний, то сейчас сайт выполняет следующие функции:

- заочное представление фирмы потенциальным партнерам из других городов (или даже стран);

- предоставление сложной технологической информации о продуктах, a также любой другой информации о товарах (услугах) и о фирме в целом;

- продвижение товара и самой фирмы.

Наиболее прогрессивным методом повышения эффективности маркетинговой деятельности любого предприятия, в том числе и фирмы «Тур-Сервис», в настоящее время является внедрение Интернет-технологий.

Оценка эффективности использования рекламы в среде Интернет в сфере туризма предполагает использование всех тех принципов и методов, которые свойственны рекламе в целом. Выделяют несколько основных характеристик, на основе которых можно наиболее конкретно оценить эффективность туристической Интернет-рекламы:

· частота посещений главного сайта;

· значимость, престижность, репутация и известность турфирмы;

· объем продаж туров;

· обстановка внутри коллектива (степень позитива и доверия в отношениях между сотрудниками управления и между менеджерами и сотрудниками низового звена).

В ходе исследования в ООО «Тур-Сервис» был выявлен ряд проблем, ставших причиной низкой эффективности Интернет-рекламы. Это обусловлено следующими факторами:

§ отсутствие единой рекламно-маркетинговой службы:

§ несовершенная рекламная политика

§ у турфирмы есть лишь главный сайт, а также она упоминается в социальных сетях, однако другие разновидности Интернет-рекламы в фирме «Тур-Сервис» отсутствуют;

§ в компании нет способа определения эффективности затрат на PR-мероприятия, что необходимо знать для отслеживания качества информационных продуктов, количества и качества изменений после их выхода в свет.

Основными задачами при развитии Интернет-рекламы в ООО «Тур-Сервис» являются:

o оказание влияния на партнеров;

o устранение конкурентов;

o стимулирование клиентов;

o улучшение производительности труда;

o повышение качества обслуживания клиентов;

o решение информационных конфликтов.

Таким образом, можно выделить основные рекомендации по повышению эффективности рекламной деятельности ООО «Тур-Сервис» с применением сети Интернет:

1. Прежде всего, введение нового сотрудника – менеджера по маркетингу, который будет следить за исполнением аналитической маркетинговой функции, а также введение соответствующей отчетности.

Все это позволит упростить процесс оценки маркетинговой деятельности и сэкономить денежные средства на проведении неэффективных маркетинговых мероприятий.

2. Необходимость фиксирования информации у клиентов об источнике получения данных о фирме «Тур-Сервис» и ее услугах.

3. Оптимизация коммуникативной политики в Интернет. Это комплекс действий предприятия, направленных на планирование и осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы на основе использования Интернет и обеспечивающих стабильное и эффективное формирование спроса и продвижения товаров и услуг на рынок.

Маркетинговые коммуникации в Интернете в зависимости от конечной цели могут быть разделены на два вида:

- коммуникации, связанные с разработкой, созданием, совершенствованием услуг и отслеживанием их поведения на рынке;

- коммуникации, связанные с продвижением товара (услуги). Именно этот аспект требует особого внимания в ООО «Тур-Сервис».

Web-сайт компании обычно выступает центральным элементом коммуникативной политики, проводимой в Интернет. Поэтому так важна задача его продвижения, от успешной реализации которой в значительной степени зависит эффективность всей коммуникативной политики. Что касается фирмы «Тур-Сервис», она имеет свой собственный сайт, снабженный всей необходимой информацией, однако он требует определенной доработки.

Необходимо увеличение его объема за счет подробной информации о турах, более детального описания других услуг, предоставляемых компанией. Попав на сайт, клиент должен иметь возможность получить исчерпывающую информацию по любому вопросу, связанному с предлагаемыми услугами. Тогда у него не возникнет никаких вопросов и ему останется только заполнить форму бронирования тура или же обратиться к онлайн-консультанту и получить оперативный ответ.

Главный вопрос, требующий решения – это привлечение на сайт фирмы «Тур-Сервис» пользователей – текущих и потенциальных клиентов фирмы. Необходимо провести комплекс мероприятий по привлечению посетителей на сервер, что подразумевает использование всех видов рекламы в Интернет.

Рекламная кампания, направленная на оповещение пользователей Интернет о фирме ООО «Тур-Сервис» может содержать следующие мероприятия:

o регистрация сервера на поисковых машинах;

o размещение бесплатных ссылок в web-каталогах;

o размещение ссылок на других серверах;

o размещение платных рекламных объявлений на наиболее часто посещаемых серверах;

o использование адреса страницы «Тур-Сервис» во всех видах рекламной продукции фирмы;

o размещение баннеров;

o проведение стимулирующих акций по привлечению посетителей на сайт (розыгрыш призов для юбилейных посетителей, скидки покупателям, оформившим тур на сайте или распечатавших с него купон);

o e-mail-маркетинг (специализированные электронные рассылки с целью информирования, предложения, приглашения и т.д.).

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что предприятие ООО «Тур-Сервис» довольно успешно работает в современных условиях, необходимо уделить особое внимание проблеме планирования рекламной деятельности, чтобы избежать чрезмерных финансовых расходов, добиться поставленных целей и, что очень важно, умело воздействовать на потенциальных потребителей услуг.

Исследования были направлены на то, чтобы предприятие пересмотрело свою рекламную деятельность и добилось большей экономической выгоды в результате привлечения Интернет-рекламы. Важно помнить, что предприниматель, который сумеет правильно спланировать рекламную деятельность в своей фирме, получает огромное преимущество в конкурентной борьбе.

Выводы по главе:

1. Особенность рекламной кампании ООО «Тур-Сервис» в Интернет является web-сервер, на котором строится весь комплекс рекламных мероприятий.

2. Для ООО «Тур-Сервис» основными каналами распространения рекламы являются размещение текстовой рекламы «Тур-Сервис» на странице выдачи результатов поиска Яндекса, Гугла, Рамблера; поисковое продвижение; контекстно-баннерная реклама; размещение бесплатных ссылок в web-каталогах; размещение платных рекламных объявлений на хорошо посещаемых серверах; использование адреса сайта во всех видах рекламной продукции турфирмы; электронный еженедельный журнал; реклама турагентства в социальных сетях, на форумах и блогах.

3. К основным рекомендациям по повышению эффективности рекламной деятельности ООО «Тур-Сервис» с применением сети Интернет можно отнести введение нового сотрудника – менеджера по маркетингу; фиксирование информации у клиентов об источнике получения данных о фирме «Тур-Сервис» и ее услугах; оптимизацию коммуникативной политики в Интернет; внесение коррективов в структуру сайта турфирмы.

 

Заключение

Современный туризм, а также деятельность туристских предприятий в целом, сегодня уже просто невозможно представить без рекламы. Именно с помощью нее можно представить необходимый объем информации о турфирме и ее услугах в максимально сжатой, образной, яркой и понятной для потребителя форме.

Реклама играет наиболее важную роль в разработке и реализации маркетинговой стратегии любого туристского предприятия. Она оказывает определенное влияние на потенциального покупателя и стимулирует его к покупке. С помощью рекламы можно освоить новые рынки сбыта и существенно увеличить объемы продаж турпродукта.

Отличительные черты рекламы в сфере туризма определяются особенностями туристского продукта, который имеет:

- неличный характер;

- одностороннюю направленность;

- неопределенность с точки зрения измерения эффекта;

- общественный характер;

- информационную насыщенность;

- броскость и способность к убеждению.

К любой рекламе предъявляется ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием. Не исключение и реклама туризма, она должна носить деловой характер, соответствовать объективной реальности, обладать единством формы и содержания, выражаться простым и убедительным текстом, содержать весомые аргументы, быть направлена на конкретные слои и группы населения и, безусловно, реклама должна быть составной частью плана маркетинга предприятия.

Туристический бизнес в Рунет активно набирает обороты. Существует множество способов представления турфирмами своих услуг в сети, к которым относятся туристические порталы, магазины путевок, webсайты турфирм, блоги.

Персональные сайты, называемые блогами, сейчас активно развиваются и становятся все более популярными. Размещение здесь рекламной информации имеет достаточно много преимуществ перед другими средствами продвижения в Интернет-ресурсах. Данная услуга бесплатна и ей может воспользоваться абсолютно каждый. Главное преимущество рекламы в блогах заключается в том, что информация подается в простой, понятной всем форме, подкрепляется различными фотографиями, а также отзывами обычных людей. Все это обеспечивает высокий коэффициент доверия потенциального потребителя к фирме, рекламирующей свой турпродукт на таких площадках.

Интернет-реклама все шире используется туристическими фирмами. Это менее затратно и более эффективно, учитывая разнообразие форм представления информации. Выбирая способ размещения рекламы (онлайн или оффлайн), не стоит игнорировать Глобальную сеть, ведь она обладает массой других преимуществ: простота исследования рынка, непрерывность экспонирования, свобода внесения изменений, доступность информации и возможность позиционирования с учетом интересов определенной аудитории.

Пензенская фирма ООО «Тур-Сервис» в последние годы начала активно развивать свою рекламную деятельность, основными задачами которой были поставлены:

1. Информирование о возможностях и услугах ООО «Тур-Сервис», их качестве и цене;

2. Формирование образа турфирмы, как надежной, заботящейся о потребителе организации;

3. Поддержание осведомленности об услугах, акциях и событиях;

4. Формирование предпочтения к турам ООО «Тур-Сервис»;

5. Удержание положительных эмоций от услуг в памяти потребителей в периоды наименьшей туристической активности.

«Тур-Сервис» использует рекламу на телевидении, наружную рекламу, а также выпускает печатную рекламную продукцию. Не обходит стороной фирма и Интернет-продвижение услуг. У фирмы есть свой сайт, который периодически дорабатывается и совершенствуется. Но мы рекомендуем для большей эффективности распространить информацию о нем в различных источниках сети, чтобы получить большую посещаемость и, соответственно, большие объемы продаж.

Главной проблемой и препятствием на пути к развитию онлайнового туризма в г. Пенза служат:

- малое количество пользователей Рунет;

- низкий уровень жизни населения;

- малая степень развития платежных систем и механизмов оплаты по банковским чекам и кредитным картам;

- засоренность web-страниц;

- вопрос безопасности.

Говоря о перспективах развития, стоит отметить, что, согласно многим исследованиям, Интернет-реклама скоро выйдет на первый план. И одним из наиболее активно развивающихся ее направлений сейчас являются блоги о путешествиях, их главное преимущество – обеспечение обратной связи с потребителями. Многие предприятия активно внедряют их в свою рекламную деятельность, так и фирме «Тур-Сервис» стоит обратить внимание на данную Интернет-площадку.

В целях совершенствования рекламной деятельности ООО «Тур-Сервис» целесообразно усилить рекламу ее услуг в сети Интернет. Как уже отмечалось, организация имеет свой сайт в сети, однако о его наличии не все знают и, соответственно не все его посещают для ознакомления со всей информацией об услугах. Требуется дополнительная реклама самого сервера. Она может быть осуществлена через контекстную рекламу, поисковое продвижение, контекстно-баннерную рекламу, размещение бесплатных ссылок в web-каталогах, размещение платных рекламных объявлений на хорошо посещаемых серверах, использование адреса сайта во всех видах рекламной продукции турфирмы, электронный еженедельный журнал, рекламу турагентства в социальных сетях, на форумах и блогах.

Для повышения эффективности рекламы ООО «Тур-Сервис» и реализации поставленных целей, мы предлагаем:

1) ввести нового сотрудника – менеджера по маркетингу;

2) фиксировать информацию у клиентов об источнике получения данных о фирме «Тур-Сервис» и ее услугах;

3) оптимизировать коммуникативную политику в Интернет;

4) внести коррективы в структуру сайта турфирмы.

Таким образом, исследование в дипломной работе было направлено на то, чтобы предприятие ООО «Тур-Сервис» пересмотрело свою рекламную деятельность и добилось большей экономической выгоды в результате привлечения Интернет-рекламы.

 

Список литературы

 

1. Абабков Ю.Н., Абабкова М.Ю., Филиппова И.Г. Реклама в туризме / под ред. Е.И. Богданова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 170 с.

2. Авдулова К.Н. Социальная сеть Facebook как платформа для интернет-рекламы // Интернет-маркетинг. – 2010. – № 3. – С. 130-144.

3. Азар В.И. Организация и управление туризмом РФ. – М., 2008. – 451 с.

4. Алашкип П.А. Все о рекламе и продвижении в интернете / П. А. Алашкип. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 320 с.

5. Антонов Л.В. Специфика развития российского рекламного рынка // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 3. – С. 28-35.

6. Барроу К. Курс выживания интернет-компании / К. Барроу. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. – 341 с.

7. Барчуков И.С. Социально-культурная деятельность и туризм. – СПб: ООО Книжный дом, 2012. – 262 с.

8. Большов А.А., Давыдов А.R. Медиапланирование и медиапрогнозирование интернет-рекламы // Реклама: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 36-40.

9. Борисова Е.Г. Слово на баннере. О работе копирайтера в интернет-рекламе // Реклама: теория и практика. – 2009. – № 3. – С. 196-202.

10. Васильев Г.А., Забегалин Д.А. Реклама в Интернете. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 181 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biz-books.biz/reklama_proektov/reklama-internete.html (дата обращения: 6.05.2014).

11. Волкова А.П., Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. – 272 с.

12. Волохонский В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet / под ред. В.П. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова: сб. науч. тр. – СПб: СПбГУ, 2007. – С. 117-131.

13. Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 208 с.

14. Геращенко Л.Л. Психология рекламы. – М.: АСТ, 2008. – 298 с.

15. Гилев Н.А. В контексте интернета. Контекстная реклама – инструмент повышения эффективности маркетинговых коммуникаций в интернете // Креативная экономика. – 2010. – № 8. – С. 107-113.

16. Горошко Е.И. Политический блогинг в русскоязычном Интернете (сопоставительный анализ Уанета, Рунета и Бенета) // Перекрестки. – 2009. – № 3-4. – С. 10-59.

17. Грачева О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина Л.А., Мишунина Ю.В. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 276 с.

18. Гуров Ф.Н. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в сети. – М.: Вершина, 2008. – 136 с.

19. Дайан А., Бухерель Ф., Ланкар Р., Оллье Р. и др. Академия рынка. Управление туризмом. – М.: Экономика, 2008. – 309 с.

20. Данишевская О.Г. Особенности поведения пользователей в интернет. Где и как размещать рекламу? // Интернет-маркетинг. – 2009. – № 6. – С. 352-368.

21. Данишевская О.Г. Особенности поведения пользователей в интернет. Где и как размещать рекламу? // Интернет-маркетинг. – 2009. – № 6. – С. 352-368.

22. Данишевская О.Г. Реклама в интернете: несколько слов о креативных решениях // Реклама: теория и практика. – 2010. – № 4. – С. 210-222.

23. Дурович А.П. Организация туризма. – СПб: Питер, 2009. – 318 с.

24. Дурович А.П. Реклама в туризме. – Минск: Новое знание, 2008. – 254 с.

25. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме: учеб. пособие / под общ. ред. З.М. Горбылевой. – Минск: Экономпресс, 2008. – 400 с. [Электронный ресурс]. URL: http://tourism-book.com/pbooks/book-36/ru (дата обращения: 20.04.2014).

26. Дэвид Мирман Скотт. Новые правила маркетинга и PR. Как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 352 с.

27. Зазыкин В.Г. Психология рекламы и рекламной деятельности / В.Г. Зазыкин, А.П. Мельников. – М.: Элит, 2009. – 224 с.

28. Здоров А.Б. Экономика туризма / А.Б. Здоров. – М.: Финансы и статистика. – 2011. – 266 с.

29. Зикрянь Е.Н. PR и реклама в интернете. Практические советы // Интернет-маркетинг. – 2010. – № 5. – С. 288-294.

30. Ильин А.В. Оптимизация конверсии и повышение эффективности рекламы в интернете // Интернет-маркетинг. – 2010. – № 6. – С. 332-337.

31. Карпухин О.И., Костина А.В., Макаревич Э.Ф. Основы рекламы. – М.: КноРус, 2008. – 400 с.

32. Каурова А. Д. Организация сферы туризма: учебное пособие / А.Д. Каурова. – СПб: Герда, 2008. – 368 с.

33. Квартальнов В.А. Туризм: учебник для образовательных учреждений туристского профиля / В. А. Квартальнов. – 2-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2007 . – 336 с.

34. Костинский В.С. Интернет-реклама как инновационное звено рекламной деятельности предпринимательских структур // Вестник Тамбовского университета. – 2011. – № 2. – С. 34-39.

35. Котлер Ф., Кеплер К.Л. Маркетинг менеджмент. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2012. – 810 с.

36. Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: уч-к. – 4-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 1071 с.

37. Кубка А.Э. Интернет-реклама: характеристики и возможности // Маркетинговые коммуникации. – 2009. – № 3. – С. 138-147.

38. Лазарева Э.А., Тельминов Г.Н. Реклама в интернете как проявление интертекстуальности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2009. – № 2. – С. 19-23.

39. Лидовская О.П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Готовые маркетинговые решения. – СПб.: Питер, 2008. – 144 с.

40. Матвеев В.Ю. Современные проблемы развития рынка интернет-рекламы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 124. – С. 124-127.

41. Морозова Н.С., Морозов М.А. Реклама в СКСиТ – М.: Академия, 2008. – 288 с.

42. Назайкин А.Н. Медиапланирование на 100%. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 459 с.

43. Назайкин А.Н. Современные рекламные услуги в интернете // Медиаскоп. – 2010. – № 1. – С. 3-3.

44. Назайкин А.Н. Эффективность рекламы в интернете // Вестник Московского университета. – 2010. – № 5. – С. 90-103.

45. Овчинников С.А., Белков С.В. Роль определения тематики web-сайта для поисковой оптимизации бизнеса в российском сегменте сети интернет // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2010. – № 2. – С. 67-70.

46. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Основы рекламы. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 539 с.

47. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность / Ф. Г. Панкратов., Ю.К. Баженов., Т.К. Серегина., В.Г. Шахурин. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 364 с.

48. Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Альфа-Пресс, 2010. – 200 с.

49. Романенкова О.Н., Громов О.В. Интернет-реклама как инструмент набора персонала организации // Труд и социальные отношения. – 2010. – № 4. – С. 61-64.

50. Ромат Е.В. Реклама. – 7-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 512 с.

51. Сатин Д.К. Восприятие рекламы в рунете: куда смотрит и что видит пользователь // Интернет-маркетинг. – 2009. – № 3. – С. 144-152.

52. Скворцова Н.А. Специфика интернет-коммуникаций – канала распространения рекламы // Вестник ОрелГИЭТ. – 2009. – № 3. – С. 10-13.

53. Тарасов А.С. Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2010. – № 1. – С. 450-454.

54. Тельминов Г.Н. Интернет-реклама как вид креолизованного текста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2009. – № 5. – С. 300-304.

55. Тюриков А.Г., Шляпин Д.Е. Интернет-реклама. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 144 с.

56. Фадеева И.В. Реклама в глобальной сети: новые методы и технологии // Вопросы лингвистики и литературоведения. – 2009. – № 1. – С. 56-62.

57. Федотова Л. Актуальные проблемы интернет-рекламы // Медиальманах. – 2010. – № 1. – С. 18-27.

58. Фертова В.В. Реклама и продвижение в интернете: выбор каналов, оценка эффективности // Интернет-маркетинг. – 2010. – № 6. – С. 368-385.

59. Шахов Д.А. Интернет-реклама как целенаправленная информационно-коммуникативная деятельность // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 118. – С. 275-279.

60. Шаховалов Н.Н. Интернет-технологии в туризме. – Барнаул: АлтГАКИ, 2007. – 251 с.

Электронные ресурсы:

1. turism.ru

2. outdoor.ru

3. pr_dialog.ru

4. xserver.ru

5. tourlib.net