Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этика и политика в философии Платона.



Этика Платона (произведения «Федон» и «Государство») основана на понимании добра как высшей цели нашей деятельности. В чем состоит осуществление добра на земле? Оно — не в достижении личного счастья, а в совершенном обществе. Этика Платона — не индивидуальная, а социальная, она органически связана с политической теорией государства.

Платон делил людей на три типа в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в них: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Им соответствуют и разные типы добродетели. Если преобладает разумная, то людям свойственна мудрость, которая состоит в истинном знании, т. е. в знании идей (идеалов), а следовательно — в понимании, что все служит для возможно большего осуществления добра. Кроме того, мудрость — это и принимаемые разумом решения, направленные только к добру. Люди этого типа привержены к правде, справедливости и умеренности во всем, касающемся чувственных наслаждений. Их Платон называл философами, мудрецами, и отводил им роль правителей в идеальном государстве.

При преобладании аффективной части души человек отличался мужеством, отвагой, умением подчинять страсти долгу. Эти качества необходимы воину или “стражу”, который охраняет государство. Люди же с душой вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, т. к. они слишком привержены к телесно-физическому миру. Это крестьяне, ремесленники, обеспечивающие материальную жизнь государства.

Платон считал, что в каждом человеке есть все три части души, но преобладает какая-либо одна из трех. То же относится и к народам. Так, у греков чаще, чем у других народов, рождаются, по Платону, люди с преобладанием разума над другими частями души, потому греки и преуспели в науке. У фракийцев же преобладала аффективная часть души, и этот народ отличался смелостью и отвагой. А среди финикян преобладала низменная часть души, для них характерно стяжательство, они отличались корыстолюбием, успехами в торговле и пр.

Для полного развития добродетели справедливости, считал Платон, необходимо соединение людей в такое государство, в котором все было бы приспособлено к этой цели. Цель государства, т. е. смысл его существования, состоит в обеспечении справедливости. Получается, что цель его — этическая. Однако исторические причины возникновения государства иные — экономические. Но т. к. смысл всего существующего — осуществление добра, то и смысл государства — тот же. Если государство организуется вне нравственных целей, то оно не будет прочным.

Платон, далее, предложил свое понимание государственного устройства соответственно цели — достижению справедливости. Граждане в нем должны быть разделены на три сословия (которые соответствовали трем частям души). Первое сословие — правители, архонты. Добродетель присущая им — мудрость, поэтому они называются и мудрецами, философами. Второе сословие — воины, их добродетель — мужество, а обязанность — служить архонтам, помогать им в управлении низшим сословием и охранять государство от внешних врагов. Третье сословие — люди, заботящиеся о материальном благе общества. Их обязанность — приобретать материальные блага и культивировать в себе добродетель умеренности. Это сословие земледельцев, ремесленников, торговцев, промышленников и т. п., оно должно быть в полном подчинении у правителей (как н низшая часть души должна подчиняться высшей).

Для того, чтобы два высших сословия соответствовали своему назначению, не отвлекались от него, они должны быть поставлены в особые условия. Какие? Отсутствие у них частной собственности, семьи и полное равноправие женщины. Плату за свои труды они получают натурой от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна накопления.

Есть одна добродетель, которая, по мысли Платона, должна быть присуща всем сословиям — мера. Ничего сверх меры — принцип, общий для большинства греческих философов.

Платон был первым известным в истории академической науки лектором, основоположником философской традиции. Само название академической науки восходит к его школе. Академия Платона просуществовала значительно дольше всех философских школ (с 347 г. до н. э., т. е. после смерти Платона, до 529 г. н. э. — более 8 столетий).