Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Коробки передач с неподвижными осями (вальные)



СТУПЕНЧАТЫЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНЫЕ КОРОБКИ

Назначение и основные кинематические параметры коробок передач (КП), требования к КП, их классификация и краткая характеристика.

Назначение:

1) изменение вращающего момента, частоты и направления вращения.

2) разъединение на длительное время ведущего и ведомого валов (ведущей и ведомой частей).

 

Основные кинематические параметры коробки передач: диапазон регулирования Дк, равный отношению передаточных отношений низшей (uH) и высшей (uв) передач переднего хода; число ступеней п; передаточное число высшей передачи uв.

Дополнительным параметром ступенчатой коробки передач является показатель средней плотности ряда передаточных отношений . Если ряд передаточных отношений соответствует геометрической прогрессии, то показателем плотности ряда является ее знаменатель. У 5-ступенчатых коробок передач грузовых автомобилей, к примеру, показатель средней плотности ряда находится обычно в пределах 1,6... 1,7. Многоступенчатые коробки передач выполняются с уплотненным рядом передаточных чисел, имеющим q»1,25...1,40.

 

Требования:

1) Функциональные

¨ - обеспечение заданного диапазона регулирования D= (3,0-4,5- легковые; 5,0-8,0- грузовые общего назначения и автобусы; 10-20- тягачи и т.п.),

¨ обеспечение рационального ряда передаточных отношений.

2) Эргономические

¨ удобство управления,

¨ плавность переключения передач,

¨ малый шум.

3) Надежность

¨ предотвращение преждевременных отказов зубчатых пар, валов, подшипников, элементов механизма переключения;

¨ предотвращение включения нескольких передач;

4) Технологичность- малая материалоемкость, малая трудоемкость ТО и ремонта.

5) Высокий КПД

 

Классификация:

1) По способу изменения частоты вращения: - ступенчатые;

- бесступенчатые;

- комбинированные.

Ступенчатые коробки передач делят:

2) По числу ступеней переднего хода:

а) 4-6 ступеней для легковых автомобилей;

б) 4-7 для грузовых;

в) 8 и более для тягачей автопоездов.

Увеличение числа ступеней приводит к снижению стоимости перевозок и повышению производительности автомобиля, но усложняет и утяжеляет коробки передач.

3) По изменению положения осей валов в пространстве:

а) с изменяемым положением (планетарные);

б) с неизменяемым положением (с неподвижными осями):

- двухвальные;

- трехвальные;

- многовальные.

4) По числу ветвей в силовом потоке – с одной, двумя и тремя ветвями

Коробки передач с несколькими ветвями имеют меньшую длину и, как правило, меньшую массу и стоимость, но они сложнее и имеют большую ширину;

5) По способу управления:

¨ по виду элемента, на который оказывается воздействие:

c прямым управлением, при этом воздействуют на механизм переключения;

- непосредственное, когда рукоятка управления непосредственно воздействует на механизм переключения;

- дистанционное, когда рукоятка воздействует на механизм переключения через систему тяг и рычагов;

с преселекторным управлением;

¨ по типу привода:

с механическим приводом;

с пневмоприводом;

с гидроприводом;

с электроприводом;

со смешанным приводом (например, с механическим и пневматическим);

¨ по степени автоматизации:

с ручным управлением;

полуавтоматические;

автоматические.

Чаще применяют ступенчатые коробки передач с прямым ручным управлением с механическим приводом. При ручном управлении сложно безошибочно переключать более шести передач прямого хода, поэтому шесть ступеней принято считать верхним пределом для таких коробок передач.

6) По числу элементов управления (ЭУ), которые должны быть включены для получения определенной передачи

– с одним, двумя и тремя ЭУ.

Число ЭУ, задействованных при включении одной передачи, на единицу меньше числа степеней свободы КП. В связи с этим КП различают по числу степеней свободы - с двумя, тремя и четырьмя степенями свободы. При числе ступеней не более 7 коробки передач механических трансмиссий выполняют обычно с двумя степенями свободы. В этих коробках для получения определенной передачи включается осевым перемещением одна муфта или передвижное зубчатое колесо. Коробки передач с числом ступеней 8 и более условно называют многоступенчатыми. При числе ступеней 8...15 их выполняют с тремя степенями свободы — для получения определенной передачи включаются два элемента управления. При числе ступеней 16 и более многоступенчатые коробки передач имеют обычно четыре степени свободы. Увеличение числа степеней свободы позволяет за счет некоторого усложнения управления уменьшить необходимое количество зубчатых колес в коробках передач с большим числом ступеней.

Конструкции ступенчатых коробок передач развиваются по пути увеличения числа зубчатых колес постоянного зацепления, что дает возможность выполнять их косозубыми. Косозубые колеса меньше по размерам, имеют низкий уровень шума, но в зацеплении возникают осевые силы и вследствие постоянного зацепления увеличивается момент инерции коробки передач.

Коробки передач с неподвижными осями (вальные)

Вальные коробки передач широко применяются как в механических трансмиссиях, так и в гидромеханических. По взаимному расположению входного и выходного валов различают коробки передач с соосным и с несоосным расположением указанных валов.