Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Научная картина эволюции сознания



Исходя из принципа материального единства мира, сознание есть свойство высокоорганизованной материи, следовательно, его генезис обнаруживается в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку, включая формирование соответствующих телесных органов – нервной системы и головного мозга. В основе научной картины сознания лежит идея о том, что сознание возникло в результате длительной эволюции на основе более универсального свойства материи – свойства отражения.

Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Отражение происходит в результате взаимодействия различных систем реального мира, при котором происходит обмен информацией между этими системами. На различных уровнях организации материи характер отражения и содержание отражаемой информации имеют свою специфику.

В неживой природе взаимодействие материальных систем ведет к механической деформации. Происходит передача информации о колебаниях температуры, направлении и силе света, изменениях электромагнитных и звуковых волн, других химических и физических сигналов.

В живой природе формируется информационное отражение, при котором сигнал, полученный из внешней среды, активизирует внутреннюю программу, заложенную в материальной системе. Например, растение под действием солнечных лучей тянется к Солнцу. В живой природе выделяется три уровня отражения, которые зависят от сложности объектов и их взаимодействий со средой: раздражимость, возбудимость и чувствительность, психика.

Раздражимость – свойство организма отражать воздействия внешней среды, находясь в непосредственном контакте с нею и реагируя как целое. Раздражимость выступает регулятором приспособительного поведения и имеется уже у простейших организмов типа амебы.

Возбудимость и чувствительность – способность организма избирательно реагировать на биологические раздражения различными органами чувств. На этом уровне, характерном для многоклеточных организмов, отражаются не только негативные, но и позитивные сигналы, начинают формироваться эмоциональные реакции. Для возникновения чувствительности необходимы нервные ткани.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать значительное число существенных пространственно-временных и причинных связей в окружающем мире и анализировать быстро меняющуюся обстановку.

Психика характерна для животных, обладающих центральной нервной системой, развитыми органами чувств и мозгом. Она определяет способность реагировать не только на непосредственную информацию, но и предвосхищать, предупреждать некоторые ситуации. Такая способность реагировать на ситуацию, которая может возникнуть в будущем, называется опережающим отражением.

Процесс формирования психики связан с развитием у животных форм поведения более высокого уровня. Большую роль в поведении играют инстинкт, навык, подражание и обучение. Инстинкт – это целенаправленная приспособительная деятельность, основанная на непосредственном отражении реальности, обусловленная врожденными механизмами и информацией и совершаемая под влиянием биологических потребностей. У животных, обладающих психикой, формируются ярко выраженные индивидуальные особенности характера и поведения, они способны к эмоциональным переживаниям, у них есть зачатки элементарного интеллекта.

Все три названных уровня биологического отражения характерны и для человеческого организма, но у человека присутствует и принципиально новый, более высокий, сложный и специфический уровень – сознание.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, основанная на способности отражать мир в идеальных образах.

Важнейшими характеристиками сознания являются целеполагание, самосознание и абстрактное мышление.

Целеполагание – это способность сознания формировать цель и образ результата деятельности. Этим человек существенно отличается от животного. Как отмечал К. Маркс, человек-ткач может быть менее искусен, чем ткач-паук, а человек-архитектор уступать пчеле или бобру, но ни у паука, ни у пчелы, ни у бобра нет заранее образа результата, который они должны получить. Результат их действий содержится в психике, а поведение животных базируется на рефлексах. Образ же сознания не содержится в биологической природе человека. Животное, приспосабливаясь к миру, либо изменяется само (мутирует), либо погибает. Человек же приспосабливает мир к себе и изменяет его.

Самосознание – это осмысление человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, интересов, положения в социальной среде. Любые продукты своей деятельности человек может рассматривать как особую реальность, со стороны. В высшем своем проявлении самосознание называется рефлексией. Способность к рефлексии является условием зарождения философии. Самосознание формируется в процессе деятельности и связано с целеполаганием и абстрактным мышлением.

Абстрактное мышление (от лат. abstractio – отвлечение) – это способность человека раскрывать сущностные связи между объектами, посредством которых можно объяснять явления окружающего мира. Абстракции представляют собой образы реальности, созданные посредством отвлечения от несущественных признаков, свойств и характеристик объектов. Формами абстрактного мышления выступают понятия, суждения и умозаключения.

Научная картина возникновения сознания исследует не только механизм становления сознания, но и предпосылки и условия его возникновения. Предпосылки возникновения сознания можно подразделить на две большие группы: естественные и социальные.

К естественным предпосылкам относятся эволюция человека вообще, эволюция его психики и мозга. К факторам естественной эволюции относятся эволюция биосферы и естественный отбор. В развитии биосферы большую роль играют ритмы космических и геофизических процессов, изменения климатов и ландшафтов, периодические смены магнитных полюсов Земли (геомагнитные инверсии), повышения и понижения радиоактивности. Все это вызывает мутации, задает определенную направленность антропогенеза. Естественный отбор выражается в приспособлении особей, видов, различных групп к условиям существования. Большую роль в нем играет лабильность и динамичность психики, мужского и женского начал.

Эволюция человека идет как многоуровневый процесс при изменении трех основных признаков: способность к передвижению, строение кисти и строение мозга. Эти морфологические признаки отличают человека от животного. Главным из них для возникновения сознания является наличие нормального мозга. Современная наука далеко продвинулась в изучении мозга и установила, что независимо от мозга сознание не существует. Левое полушарие отвечает за рациональное постижение мира, а правое – за эмоционально-образное, которое исторически возникло раньше. Но неверно утверждать, что сознание является продуктом мозга. Носителем сознания является не мозг, а человек, личность. Мозг же – это орган, при помощи которого человек мыслит. Поэтому биологическая эволюция – условие необходимое, но не достаточное для формирования сознания. Оно дополняется социальными предпосылками.

Социальными предпосылками возникновения сознания считаются труд и язык. Орудийная деятельность присуща как животному, так и человеку, но ее характер в обоих случаях различен. Животное действует с помощью естественных органов, уровень обработки предметов у него ограничен силой, возможностями естественных органов. Человек создает и совершенствует орудия труда. У животных орудийная деятельность передается в результате обучения и подражания образцам деятельности своих сородичей. Трансляция опыта через «обучение по образцам» есть и в человеческом сообществе, но более важной для эволюции является деятельность на основе знаний. Зная связи, отношения, устанавливая законы существования объектов, человек может на основе творчества использовать и видоизменять мир. Знания транслируются особым – не биологическим, а культурным образом. В этом смысле сама человеческая культура представляет собой систему семиотических знаков, несущих информацию о программах деятельности. В животном мире такой системы нет.

Знак – это предмет, явление или событие, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета или его свойства и используемый для приобретения, хранения, обработки и передачи информации. Различают языковые и неязыковые знаковые системы. Неязыковыми системами являются, например культовые коллективные действия, танец, рисунок, символ (герб, флаг).

Особенностью языка как знаковой системы является то, что он связан с речью, письменностью и выражается в слове. Речь и письменность – это материальные носители языка. Если знаки у животных связаны с предметами, которые эти знаки обозначают, то слова человеческой речи с предметами строго не связаны. Слова могут вступать в отношения между собой по определенным правилам фонетики, морфологии, синтаксиса. Функции языка:

– формирование мышления через оперирование системой абстрактных понятий;

– закрепление в знаках связей и отношений между явлениями действительности, чувственных образов и эмоций человека;

– в устной и письменной форме язык является важнейшим средством общения как отдельных индивидов, так и поколений людей.

Проблемами языка занимается специальная наука – семиотика.

Следует различать естественные и искусственные языки. Последние активно разрабатываются в связи с развитием информатики и компьютерной техники. Представление информации в ЭВМ – ключевое направление развития технизированного управления или искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект – это качественно новый этап в развитии ЭВМ, связанный с переходом от доминирования программ к доминированию данных в них; от машинного слова, размещенного в одной ячейке памяти – к векторам, массивам, файлам, спискам, абстрактным типам данных, выполняющим функцию представления знаний и их интерпретации.

Представление знаний в ЭВМ реализуется на основе создания изоморфной структуры человеческого мышления, ее имитационной модели. Эта модель трансформируется в компьютере в зависимости от задач: поиск, оценка, игра, изобретение, распознавание. Следующий этап имитации интеллекта заключается в методологической рефлексии, когда предметом мысли является не только вещь, но и сам факт мышления. В результате произошел переход от классической парадигмы искусственного интеллекта («модель цель») к неклассической («модель рефлексия»), что позволяет ЭВМ оценивать предыдущие знания и цели. Признаком эволюции систем искусственного интеллекта является способность этих моделей к самообучению, перестройке, выработке схем целесообразных действий на основе заложенных в них правил. Ключевая роль в разработке этих правил принадлежит программистам.

Практические задачи в использовании искусственного интеллекта:

– робототехнические системы в гибких производственных системах и системах безопасности;

– выполнение большого числа логических операций с высоким быстродействием;

– разработка проблемно-ориентированных языков;

– построение имитационных моделей жесткого и нежесткого решения задач.

Задачи дальнейшего развития искусственного интеллекта связаны с техническими вопросами. Мощности ЭВМ достаточны, но необходима особая структура оперативной памяти, теоретическая разработка и технологическое исследование таких проблем, как:

– разработка теорий дедуктивного вывода и доказательства теорем, построения диалоговых систем для общения с ЭВМ на языках, близких к естественным;

– исследование игровых машинных программ и эвристических программ для имитации деятельности человека при решении задач, не поддающихся формализации;

– создание искусственных аналогов биологических тканей (нейронов, внутренних органов, мышц);

- моделирование творческих процессов (сочинение музыки, создание мультфильмов);

- исследования в области коллективного человеко-машинного разума.

Таким образом, искусственным интеллектом является техническая система, которая решает задачи и способна к самообучению на основе трансформации математических моделей, имитирующих реальность.

Естественные и социальные факторы развития сознания необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи.