Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Главные принципы и особенности с оциокультурного проектирования.



Социокультурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

К числу ведущих принципов социокультурного проектирования относятся:

1. Принцип «критического порога модификации»

Смысл проектирования заключается не в жестком управлении культурными процессами или развитии культуры в смысле отрасли, инфраструктуры, но в поддержке самоорганизующейся социально-культурной среды, для которой культура есть имманентный, универсальный и пронизывающий ее компонент.

Данный принцип означает предоставление субъектам социально-культурной жизни максимальной организационно-правовой самостоятельности, отказ от идеи насильственного преобразования, ведущей к разрушению – человека, природы, мира, но главное – создание условий для саморазвития и самоорганизации субъекта социокультурной жизни.

2. Принцип оптимизации “зоны ближайшего развития” личности – социокультурной среды ее обитания.

Социально-культурная среда – вся совокупность социальных и духовных факторов и условий, непосредственно окружающих человека в процессе его жизнедеятельности. Она является основополагающим фактором, определяющим человеческие ценности, нормы, идеалы и т.д. (наряду с семейно-бытовой и общеидеологической атмосферой общества).

3. Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования.

Персонифицированность (соотносящийся с конкретным человеком, с конкретными людьми) – это ценностная причастность автора программы (и субъекта культурной политики) к анализируемым и проектируемым процессам – восприятие себя как органичной части целого культурного мира, идентификация с ним – с его радостями, болями, проблемами.

На уровне регионального проектирования данный принцип может быть реализован посредством разработки и реализации проектов и программ, пропагандирующих деятелей культуры, живших в прошлом в данной местности, популяризирующих ныне живущих людей, внесших вклад и определяющих самобытность территории.

4. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение (т.е. соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной динамики).

Оптимизация культурной жизни, и особенно на региональном уровне, предполагает востребованность историко-культурных ценностей, включенность их в контекст современных культурных процессов.

Преобладающей должна стать ориентация на сохранение (ценностей, традиций, форм жизнедеятельности и т.д.), т.е. на воспроизводство культуры как целостной и органичной системы, включающей на равных прошлое, настоящее и будущее. В контексте социокультурного проектирования наиболее продуктивное мировоззрение – консервативное, традиционно ориентированное.

В настоящее время в различных сферах культуры накоплен значительный модернизационный потенциал. Этот потенциал может быть использован во благо развития культуры, личности, общества, но только в том случае, если будет соответствовать специфике отечественной культуры, если его внедрению будет предшествовать этап освоения собственного культурного наследия и обретения национально-культурной идентичности.

5. Принцип проблемно-целевой ориентацииведущий технологический принцип социокультурного проектирования.

Его реализация предполагает прежде всего целевую ориентацию программ на решение различного рода проблем, носителями которых является личность, социальная группа, определенная территория или регион, общество в целом.

На различных этапах проектирования данный принцип воплощается в виде анализа основных проблем; поиска нестандартных способов и путей их решения; просчета необходимых ресурсов и изыскания источников финансирования; вовлечения в процесс реализации проекта всех заинтересованных субъектов социокультурной жизни.

 

Более частными принципами социокультурного проектирования:

принцип соразмерности проектируемых перемен – соответствие физиологической, психической, экологической и социокультурной природе человека;

принцип социальной и личностной целесообразности –достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям;

принцип комплексности – учет всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и культурным окружением;

принцип реалистичности – решения культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы; просчета экономической целесообразности и социальной эффективности проекта.