Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции



Возникновение философии в Древней Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для которого характерна демократия, а она предполагает принятие решений на основе свободного и равноправного обсуждения общих проблем. Навыки демократического обсуждения и принятия решений способствовали развитию рационалистического характера греческой философии.

В более чем тысячелетней истории греческой философии можно выделить четыре периода: досократическая философия (VII-IV вв до н.э.), классическая философия (450-320 гг. до н.э.), эллинистическая философия (320 г. до н.э. – 200 г. н.э.), неоплатоническая философия.

Первой философской школой Древней Греции считаетсямилетская школа(г. Милет, VI в. до н.э.). Ее основательФалес (ок. 625 - ок. 547 до н.э.) считал началом всего воду. Анаксимандр (ок. 610 - после 547г. до н.э.) называл словом «апейрон», т.е. «беспредельное». Последний крупный представитель милетской школыАнаксимен (VI в. до н.э.) считал что, все вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем охлаждения и сгущения.

Пифагорейцы (VI-IV вв до н.э.) полагали, что «все есть число» и «самое мудрое есть число», числа рассматривались ими как принципы, причины и структуры вещей, как упорядоченные множества, как образы, по которым бог творил мир.

Обособленно от школ философствовалГераклит (конец VI- начало V в. до н.э.), в учении которого понятием является «логос», естественный порядок, закон, незримо правящий всем мирозданием. Вместе с тем логос еще и «огонь», живая энергия, приводящая все в движение и изменение. Логос также и слово, задающее порядок мысли. Важнейшая идея Гераклита — идея борьбы и единства противоположностей. Все в мире состоит из противоположностей. Их борьбой определяется сущность любой вещи и процесса.

Элейская школа существовала в У1-У вв. до н. э. Главные ее представители — Парменид и Зенон. Парменид впервые попытался доказывать философские тезисы. Зенон сформулировал ряд задач или апорий, цель которых состояла в защите учения Парменида («Дихотомия», «Стрела», «Ахиллес»).

Основатели античного атомизма —Левкипп и Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.). Для них «атом» (греч. atomos — неделимый) есть «подлинное» бытие, а атомы существуют вечно и неизменно. Существует также и «небытие» — пустота, в которой движутся атомы. Атомы различаются формой, положением в пустоте, величиной.

Софисты (450-350 гг до н.э.) (от греч. sophistes —- искусник, мудрец) завершили эволюцию досократического мышления. Софисты утверждали, что благодаря их искусству можно доказать или опровергнуть все что угодно, т. е. для них нет незыблемых истин, все знания не абсолютны, а относительны (релятивны). Протагор (ок. 481-411 гг. до н.э.), как один из самых известных софистов, считал допустимым высказывание различных, даже противоположных мнений о любой вещи. Самый знаменитый его тезис гласит: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют». Другой видный софистГоргий (ок. 483-375 гг. до н.э.), в отличие от Протагора, утверждавшего, что все истинно, считал, что все ложно.

Софисты выступают предшественниками поворота греческой философии от исследования природы к изучению человека. Классический период развития греческой философии определяется влиянием афинских философов – Сократа, Платона и Аристотеля.

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) считал, что степень обоснованности и приемлемости мнений и установлении выявляется в процессе обсуждения, диалога. Метод «порождения» все более обоснованных мнений Сократ называл словами «майевтика» и «диалектика». Важнейший девиз для него - «Познай себя».В этике Сократ занимал позицию «этического рационализма», т. е. разумного обоснования этических норм.

Наиболее известным учеником Сократа является Платон. Учение об идеях является концептуальным ядром платоновской философии. Идеи (эйдосы) — это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении, но сами эйдосы не вещи, и их невозможно воспринимать органами чувств. Идеи соотносятся между собой иерархически, т. е. одни идеи логически подчинены другим, а высшая среди них — идея блага. Человек способен постигать идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике, которой Платон называл умение ставить вопросы и давать ответы, различать и обобщать.

Аристотель (384-322 до н.э.) вслед за Сократом и Платоном продолжал отстаивать принципы философского рационализма, признавал, что сущности вещей неизменны и независимы от человеческой субъективности. Сущность вещи — это то, что сохраняется, остается тождественным себе, несмотря на видимые вариации, возникновение и уничтожение вещей. Сущность вещи, по Аристотелю, — это ее форма, причем форма, принимаемая некоторой материей. Под материей Аристотель понимает не какое-то определенное вещество, а нечто могущее стать чем-то, иначе говоря, материя есть потенция, возможность для осуществления некоторой формы. Аристотель не только разработал свою концепцию основ сущего, но создал логику как науку о формах правильного мышления, позволяющую разоблачать непреднамеренные ошибки в умозаключениях или преднамеренный софистический обман. Софистике Аристотель противопоставил доказательное знание.

Развитие идей Сократа происходило и в рамках так называемых сократических школ. К их числу относятся киники, киренаики, мегарики и элидо-эретрийцы. Если Платон и Аристотель восприняли у Сократа стремление защищать дух греческой рациональности, законности и государственности, то другие «ученики» Сократа, стали исповедовать дух индивидуальной свободы, отрицающей «условности» общественной жизни.