Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления

Феноменология – одно из ведущих направлений философии ХХ в., стремящегося освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигать собственной области философского анализа, т.е. рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявлять изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Ее возникновение связано с именем Э. Гуссерля (1859-1938); в различных вариантах и модификациях она и доныне продолжает весьма активно развиваться и оказывать влияние на современную философскую и культурную ситуацию в мире. Кроме самого Гуссерля, давно уже ставшего классиком философии ХХ в., к феноменологам, предложившим собственные, отличные от гуссерлевской, влиятельные концепции, можно отнести таких выдающихся мыслителей ХХ в., как М. Хайдеггер (1889-1976), Ж.П. Сартр (1905-1980), М. Мерло-Понти (1908-1961)и др.

Интенциональность (понятие средневековой философии, активно разрабатываемое Брентано, учителем Гуссерля) – одно из центральных понятий гуссерлевской концепции сознания. Под ней понимается направленность сознания на предмет, свойство переживания (сознания, сogito) быть «сознанием чего-либо»: Восприятие есть восприятие чего-то, скажем, вещи; суждение есть суждение о каком-либо положении дел и т.д. Интенциональность, по Гуссерлю, как бы конституирует сознание, наполняя его значением и смыслом.

В своей последней публикации «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936) Гуссерль вводит понятие «жизненного мира» как сферы первоначальных допредикативных очевидностей, конституированных в непосредственном повседневном опыте. В забвении европейской наукой своей жизненно-мировой основы, своих истоков Гуссерль видит основную причину ее кризиса.

Экзистенциализм(позднелат. – ex(s)istentia – существование), или философия существования, – крупнейшее направление философии ХХ в., формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии. Его основная цель – разработать философию человека, которая учитывала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривала бы человека – единичного, конкретного существующего в его реальной ситуации в мире, «среди вещей и Других». Поэтому нередко экзистенциализм называют «философией человека», направленной против «философий разума и идей».

Экзистенция (от глагола ex-sisto, ex-sistere – существовать, выступать, выходить, обнаруживать себя, возникать, показываться, становиться, делаться) – философская категория, используемая в экзистенциализме для обозначения конкретного бытия. Поскольку человек есть бытие, в котором «имеется вопрос о своем бытии» (Хайдеггер, Сартр), экзистенция – постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопределение индивидом себя в акте своего радикального решения о мире и своем собственном способе быть в нем.

Тема принципиальной связи экзистенции и свободы, непознаваемости их научными средствами развивается и Ясперсом. Человека нельзя выводить из чего-то другого, он – «непосредственная основа всех вещей. Человек, по Ясперсу, находит в себе то, что он не находит нигде в мире: «нечто непознаваемое, недоказуемое, всегда непредметное, нечто ускользающее от всякой исследовательской науки». Это, по Ясперсу, и есть «свобода и то, что с ней связано».