Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Фрэнсис Бэкон. 1561-1626 г



Бэкона можно назвать послед­ним мыслителем эпохи Возрождения и первооткрывателем философии Нового времени. Ф. Бэкон знакомится с работами Аристотеля, Платона, Со­фокла, Эврипида, однако воспринимает их критически.

Все научные работы Бэкона можно объединить в две груп­пы. Одна группа работ посвящена проблемам развития науки и анализа научного познания. Сюда входят трактаты, связан­ные с его проектом «Великого Восстановления Наук», главный трактат «Новый Органон». В нем дается изложение «новой логики» как главного пути к получению новых знаний и построению новой науки.

В другую группу вошли такие работы, как «Моральные, экономические и политические эс­се», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах и началах» (незаконченное исследование) и др.

Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки - принесение пользы человечеству. Практическая направленность знаний бы­ла выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила».

Фундаментом всякого познания, по оценке Бэкона, являет­ся опыт, который должен быть соответственно организован и подчинен определенной цели.

Как форма умозаключения, индукция обеспечивает возможность перехо­да от единичных фактов к общим положениям. Дедуктивный метод исследования основан на движении мысли от общего к частному.

Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция пред­ставляет вывод общего положения о классе в целой. Неполная индукция позволяет делать вывод на основе изучения не всего класса явлений, а только его части.

Учение об «идолах» или призраках познания.

Бэкон считал, что человеческое созна­ние не способно познать изучаемый предмет полно и точно. Серьезным препятствием на пути полного и точ­ного познания встают предрассудки.

Аллегорически он назвал их «идолами» рода, пещеры, рынка и театра. Первые два вида идолов он отнес к врожденным, а вторые два вида идолов - к приобретенным в процессе жизни людей.

Первый вид заблуждений - идолы рода - присущ всем лю­дям, поскольку они примешивают к природе познаваемых ве­щей природу собственного духа. К этому виду заблуждений приводят и ограниченные возможности органов чувств, стремление человека распространить представле­ния о маленьком мире, в котором живет он сам, на большой и всеобщий мир и тд.

Второй вид заблуждений - идолы пещеры, сущность которых составляют индивидуальные особенности человека. Содержание идолов пещеры составляют особенности воспитания и психологии человека, специфика со­циальной среды обитания, направленность интересов личности.

Третий вид заблуждений - идолы рынка (или рыночной площади), которые возникают в среде «взаимного общения и совместного использования языка». Неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и помехи на пути познания истины.

Четвертый, последний, вид заблуждений - идолы театра, которые своими корнями уходят в науку и философию. Они переселяются в человеческие мысли из различных философ­ских учений в результате доверия и поклонения тем или иным научным авторитетам.

Основное средство преодо­ления «призраков» - обращение к опыту и обработка опытных дан­ных научным методом. Проблему выбора истинного метода Бэкон решает аллегорическим способом. По его мне­нию существуют три основных пути познания - «паука, мура­вья и пчелы».

-«Путь паука» - это попытка вывести истину из «чистого» сознания как такового. На этом пути имеет место полное пре­небрежение к фактам и самой действительности. Выводы, по­лучаемые таким методом, имеют форму гипотез.

«Путь муравья» - это узкий эмпиризм, сконцентрирован­ный только на сборе фактов. Эмпирики настойчиво, как мура­вьи, собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать.

«Путь пчелы» сочетает в себе достоинство первых двух ме­тодов и свободен от недостатков каждого из них. С его помо­щью исследователь совершает подъем от эмпирии к теории. Боязнь этого подъема поворачивает на ложный «путь мура­вья», а поспешность восхождения уводит на «путь паука».