Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Формы научного познания. Структура и методы научного познания. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика». Общие модели развития науки. Научные революции.



Метод означает способ деятельности, совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата.

Метод всегда зависит от объекта изучения (различают физические, химические, биологические, социальные и т.п.).

По степени общности различают частные, общенаучные и всеобщие (философские) методы.

Общенаучные методы познания:

1)Анализ – разложение целого на части и познание каждой из них в отдельности.

2)Синтез — соединение частей в целое и объяснение этого целого на основе знаний о частях.

3)Индукция - движение мысли от частного к общему.

4)Дедукция- есть движение мысли от общего к частному и от частного к частному.

Критерии научности метода: обоснованность, содержит объект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности

Теория - наиболее развитая форма научного знания.

Теория метода называется методологией. Методология есть теория познавательной деятельности, включающая различные ее элементы (не только объект). Она – теоретическое обоснование методов и форм научного познания.

Уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое.

Уровни различаются по ряду параметров: по предмету исследования (эмпирическое - явления, теоретическое - на сущность), по средствам и инструментам познания, по методам исследования (эмпирическом уровне это наблюдение, эксперимент, на теоретическом - системный подход, идеализация и т.д).

В XVII-XVIII и отчасти в XIX вв. наука еще находилась на эмпирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и классификацией эмпирических фактов, формулированием эмпирических законов.

Модель развития науки:

Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий, создающее в итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы. Но логику неспешной эволюции науки сменила логика научных революций и катастрофы.

Т.Кун: ввел в методологию принципиально новое понятие - "парадигма"(буквально, образец);логика развития науки содержит в себе закономерность, но закономерность эта "выбрана" случаем из целого ряда других, не менее закономерных возможностей т.о. смена парадигм в развитии науки не носит линейного характера.

И.Лакатос: исторически непрерывное развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ, которые имеют следующую структуру.

· "жесткое ядро", включающее неопровержимые для сторонников программы исходные положения.

· "негативная эвристика" - своеобразный "защитный пояс" ядра программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с аномальными фактами.

· "позитивная эвристика" - … это правила, указывающие какие пути надо избирать и как по ним идти.

 

Проблема человека в истории философии. Понятия «человек», «индивид», «личность». Единство природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Сущность человека. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в отечественной и зарубежной философии. Смысл жизни человека.

Антропология - учение о природе и сущности чел-ка. Центральная проблема - что есть чел-к.

Термин "философская антропология" ввел Кант, как раздел философии.

Человек отражает общеродовые черты, присущие человеческому индивиду, его биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться. Т.о., оно дает самую общую и потому предельно абстрактную характеристику индивида, лишенную его конкретного образа.

Индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно и природе, и обществу, объединяющего в себе совокупность биологических свойств и социальный облик.

Индивидуальность есть общественный способ существования индивида (форма, способ его бытия, конкретные определения индивида, поднимаясь до их социальных значений), а личность – индивидуализированный способ бытия человека (со стороны его социальной обусловленности, указывая на его социальные позиции и ориентиры).

Личность – субъект исторического процесса, общественного поведения, общения, познания, труда и творчества.

Гипотезы происхождения человека:

1)натуралистическая(Дарвин)

2)религиозная (Библия)

3)идеалистическая (Гегель) (В предке чел-ка "дремал" мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении сознания.)

4)трудовая теория (появления мат.производства начинает процесс возникновения чел-ка и общ-ва)

Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования.

От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Смысл жизни – в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения, труде на благо общества.

Смысл жизни – в самом существовании.

Многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни

Точки зрения:

Буддизм - человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться.

Христианство - восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная.

Ислам - человек живет для того, чтобы потом воскреснуть.

История:

Средневековье - теоцентризм, рационализм (человек механизм - смертен), эпоха просвещения (смертен - руководствуйся всеми ценностям)