Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Цилиндрических зубчатых колес



На рис. 3.1 изображено цилиндрическое колесо с прямыми зубьями. Часть зубчатого колеса, содержащая все зубья, называется венцом; часть колеса, насаживаемая на вал, называется ступицей.

Окружность, на которой расстояние между одноименными сто­ронами двух соседних зубьев равно шагу зуборезного инструмента, называется делительной, ее диаметр обозначается d.

По делительной окружности в процессе изготовления зубчатых колес производится деление цилиндрических заготовок на число час­тей, равное числу зубьев z.

Рис. 3.1. Геометрические параметры

цилиндрического колеса с пря­мыми зубьями

Расстояние между одноименными профилями соседних зубьев, измеренное по дуге делительной окружности зубчатого колеса называ­ется окружным делительным шагомpt.

Шаг зубьев складывается из окружной толщины зуба s и окруж­ной ширины впадины е. Теоретически толщина зуба s и ширина впа­дины е по делительной окружности равны между собой Однако, чтобы создать боковой зазор, необходимый для нормальной работы зубчатой пары, зуб делается несколько тоньше, вследствие чего он входит во впадину свободно.

Длина делительной окружности определяется по формуле

(3.3)

Линейная величина, в π раз меньшая окружного шага, называется окружным делительным модулем зубьев (модулем) m, мм

. (3.4)

Модуль – основной параметр зубчатого колеса. Для пары колес, находящихся в зацеплении, модуль должен быть одинаковым.

Для унификации зуборезного инструмента и взаимозаменяемости зубчатых колес значение модулей зубьев следует выбирать по ГОСТ 9563 – 80. Этим стандартом дан ряд значений от 0,05 до 100 мм.

Приводим значение модулей зубьев от 1 до 28 мм:

– 1-й ряд (предпочтительный): 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20; 25;
– 2-й ряд: 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14; 18; 22; 28.

Все геометрические размеры зубчатых колес принято выражать через модуль (рис. 3.1):

– Диаметр делительной окружности: . (3.5)

Делительная окружность делит зуб на головку и ножку.

– Высота головки зуба: . (3.6)

– Высота ножки зуба: . (3.7)

– Высота зуба: . (3.8)

– Диаметр окружности вершин зубьев:

. (3,9)

– Диаметр окружности впадин зубьев:

(3.10)

– Ширина венца: (3.11)

где ψ – коэффициент ширины венца зубчатого колеса по межосе­вому расстоянию, регламентирован по ГОСТ16532–85 и дол­жен соответствовать: 0,1; 0,125; 0,16; 0,2; 0,25; 0,28; 0,315; 0,4; 0,65; 0,5; 0,8; 1,25.

Коэффициент ширины венца обычно назначают в зависимости от положения зубчатых колес относительно опор: ψ = 0,3…0,5 – при сим­метричном положении колес; 0,25…0,4 – при несимметричном положении и 0,2…0,25 – при консольном положении хотя бы одного из колес. Меньшие значения ψ из диапазонов рекомендуются для пе­редач с повышенной твердостью поверхностей зубьев.

– Межосевое расстояние (рис. 3,2; 3,3):

. (3.12)

Для закрытых передач межосевые расстоя­ния регламентируются ГОСТ 2185–66.

 

 

 

 

Соприкасающиеся друг с другом ок­ружности на ведущем и ве­домом колесах, которые имеют общие оси с зубчатыми ко­лесами и ка­тятся друг по другу без сколь­жения, называютсяначальными. Диа­метры начальных окружностей обозначаются и (рис. 3.2). На­чальные окружности относятся только к зацеплению пары колес.

Делительные окружности совпадают с начальными, если межо­севое расстояние пары зубчатых колес равно сумме радиусов дели­тельных окружностей.