Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни

Особого рода ценности содержит эстетическое сознание, ориентирующее человека в эс­тетической деятельности и воплощающееся в ее результатах.

Эстетическое сознание включает в себя:

а) эстетическое чувство (готовность воспринимать красоту окружающего мира) и эстетический вкус (способность оценивать его с точки зрения красоты);

б) систему знаний и представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом. Такие представления формируются как стихийно, так и целенаправленно – в результате разработки эстетических концепций;

в) эстетические потребности (стремление к прекрасному).

Эстетическая деятельность – это действия людей, ориентированные на воплощение идеала красоты. Она вплетена в другие виды деятельности (профессиональную, бытовую) и имеет творческий характер. Высший вид эстетической деятельности – художественное творчество.

Результаты эстетической деятельности – все предметы, созданные и оцениваемые людьми с позиций представлений о красоте, прежде всего произведения искусства. Система норм и результатов эстетической деятельности характеризует и отличает друг от друга культуры разных эпох и народов. В процессе их освоения происходит приобщение человека к родной и мировой культуре.

Функции эстетического (наиболее ярко они проявляются в искусстве):

1. Формирование личности. В ходе освоения эстетических ценностей, произведений ис­кусства (а) осуществляется становление индивидуального эстетического сознания, стремления к красоте, (б) вырабатывается нравственная позиция – герои художественных произведений олицетворяют определенные духовные качества, проявляющиеся в конкретных ситуациях. Не будучи назидательным, нравоучительным, искусство на примерах показывает «красоту добра и безобразие зла».

2. Регуляторная функция. Эстетические взгляды личности оказывают влияние на ее по­ведение, определяют нормы и правила эстетической деятельности.

3. Коммуникативная функция. Эстетические ценности, искусство играют важнейшую роль в общении людей – как современников и единоплеменников, так и представителей разных эпох, разных культур.

4. Познавательная функция. В процессе восприятия произведений искусства человек по­знает мир, но самое главное – человеческую реальность, эмоции, страсти, устремления, мотивы деятельности людей.

5. Оценочная функция. Личность обретает способность оценивать мир, других людей, саму себя с точки зрения соответствия эстетическому идеалу.

6. Мировоззренческая функция. Человек решает для себя вопросы о природе и проис­хождении прекрасного, возвышенного и других эстетических явлений (их источником может считаться Бог, человеческий дух, социальная реальность и т.п.).

Воздействие искусства на личность определяется как особенностями самого искусства, его связей с действительностью, так и спецификой художественного восприятия.

Искусство отражает и оценивает мир в особой форме – в форме художественного образа. (Примером художественного образа может служить и отдельный персонаж – Наташа Ростова, и художественное произведение в целом – роман Л.Н. Толстого «Война и мир»). Однако художественный образ – это отнюдь не копия существующего. Для него характерно: единство объективного и субъективного. Художественный образ отражает объективную реальность, свойства и отношения людей. Однако он создается автором – конкретным человеком, выражающим личное отношение и к героям, и к событиям, описываемым в произведении (герои Толстого и Достоевского – современники, но сколь сильно они различаются);

а) единство общего и единичного. Художественный образ создается с помощью метода типизации: герой произведения песет в себе черты, типичные для его эпохи и социальной группы, но вместе с тем он обладает конкретными, неповторимыми особенностями. (Так. Наташа Ростова обладает свойствами, общими для девушек-дворянок XIX века, но одновременно она уникальна);

б) единство чувственно воспринимаемого и метафоричного. Художественный образ (живописный, музыкальный и т.п.) всегда воспринимается чувственно, конкретно. Вместе с тем он является метафорой, содержит неоднозначные смыслы (например, образ князя Мышкина – «идиота» – из одноименного романа Достоевского);

в) единство рационального и эмоционального. Художественный образ и художественное произведение, разумеется, оцениваются с рациональных позиций, и все же в первую очередь они оказывают эмоциональное воздействие;

г) единство содержания и формы. Содержание образа с необходимостью должно быть воплощено в высоко художественной форме, соответствующей эстетическим принципам и представлениям о прекрасном.

Перечисленные характеристики художественного образа и художественного произведения в целом связаны с особенностями эстетического восприятия. Читатель (зритель, слушатель) в определенной степени отождествляет себя с героем, одновременно сохраняя дистанцию по отношению к художественному образу. У него возникают ассоциа­ции с ситуациями из собственной жизни, параллели с уже имеющимися представлениями и убеждениями. Это способствует активизации памяти и воображения. Все эти факторы определяют интерпретацию, понимание и оценку героев и событий художественного произведения. Эмоциональное впечатление заставляет задуматься и над его содержанием, и над самим собой, собственным будущим. Наиболее ярко воздействие искусства на личность выражается в катарсисе - глубоком переживании, выражающемся в эмоциях сострадания и страха и ведущем к нравственному очищению.

Формирование искусства началось в первобытном обществе. В этот период эстетическая деятельность была неразрывно связана с мифами, ритуалами. В качестве самостоятельного вида творческой деятельности искусство выделилось значительно позднее – в древних цивилизациях. В ходе истории происходила дифференциация видов искусства, обособление литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, танца и др. Параллельно протекали процессы интеграции, синтеза различных видов искусства (синтетический характер имеет балет, театр, кино и некоторые другие виды искусства). Это дополнялось появлением новых жанров (например, жанры рассказа, новеллы, романа в литературе).

Развитие искусства выражалось в смене направлений и стилей (так, в Новое время существовали такие стили, как классицизм, барокко, сентиментализм, романтизм, реализм и др.). Теоретики подобных направлений разрабатывали эстетические концепции, позволявшие с разных позиций объяснять цели и смысл художественного творчества, задачи и методы искусства.

Неоднозначные трактовки получали и эстетические понятия (категории):

а) понятие «прекрасное» обозначает идеал красоты. Прекрасное обычно связывается с особой степенью гармоничности (пропорциональности, соразмерности, организованности), совершенства, с выражением высших стремлений человеческой души. Соответственно, безобразное предстает как воплощение хаоса, распада, зла;

б) понятие «возвышенное» применяют к явлениям, превосходящим обычные человеческие возможности. Они могут вызывать и восхищение, и преклонение, и страх. В поведении личности возвышенными оказываются героические поступки, самопожертвование во имя высших ценностей. Возвышенному противоположно низменное, которое вызывает презрение и отвращение, связывается с предательством, изменой, эгоизмом;

в) понятие «трагическое» используется для описания коллизий, в которые прекрасное, доброе гибнет в борьбе с безобразным, злым. Трагический герой – человек, стремящийся к высшим ценностям, к нравственному идеалу, – оказывается в конфликте с другими людьми, социальными обстоятельствами, своим временем; он обречен на поражение. Понятие комического также используется для характеристики конфликтных ситуаций, однако, здесь высмеивается старое, отжившее, выражающееся в человеческих пороках.

Исторические изменения эстетических, как и этических идеалов, получили отражение в характерных для разных культур представлениях о совершенном человеке, прекрасном душой и телом.

Так, для культуры античности (прежде всего, греческой классики) такой человек должен обладать телесной красотой (олицетворяемой в гармоничных скульптурах), нравственным совершенством (кардинальными добродетелями) и гражданственностью (преданностью родному городу-государству). Совершенный человек в средние века - человек религиозный и преданный Богу, обладающий добродетелями веры, надежды, любви, а также смирения, милосердия и др. Он должен быть готов к самопожертвованию во имя Бога, других людей, следовать принципу аскетизма. (Этим определялись представления о внешней красоте, воплощенной в иконописи и фресковой живописи). В эпоху Возрождения идеалом оказывается человек, красивый (гармоничный) физически, обладающий ярко выраженной индивидуальностью и творческими способностями, способный использовать колесо Фортуны, достичь славы. Согласно представлениям Нового времени (особенно XVX-нач. XIX вв.), совершенный человек должен обладать особыми нравственными и гражданскими качествами. В XIX веке широкое распространение получили представления о красоте и этической значимости самопожертвования во имя народа, революционной деятельности. Вместе с тем популярным стал образ удачливого предпринимателя и политического деятеля, способного добиться поставленных практических целей. В XX веке в культуре сосуществуют многообразные представления о человеке. Характерными можно считать следующие тенденции: (а) возрастание внимания к физическому развитию, силе, здоровью (в частности, культуризм, увлечение восточными единоборствами); (б) высокую оценку «self-made-man» -«человека, который сам себя сделал», достиг прочного финансового положения, успеха и известности. Такие установки, однако, не исключают существования прямо противоположных представлений, выражающихся в (в) акцентировании трагичности, «по­терянности» одинокого «человека в толпе».