Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Статистика

Длина тела за последние 100-150 лет в среднем увеличилась на 1 см, а масса тела на 300 г. Годовалые дети на 5 см длиннее и на 1,5-2 кг тяжелее, чем дети XIX века. Мужчины больше подвержены акселерации, чем женщины.

Так же стали выше и функциональные возможности как систематически тренирующихся, так и нетренированных детей. В 1968-1969 гг. дети Москвы выжимали на ручном динамометре в 8 лет на 1,3 кг, в 11 лет на 3,6 кг и в 13 лет на 5,7 кг больше, чем их сверстники в 1930 г. По данным немецких ученых школьники 15- 17 летнего возраста в 1958 году прыгали в длину дальше на 40-60 см, в высоту на 20-30 см, толкали ядро на 1,2 - 1,5 м дальше, чем их сверстники в 1910 году. Общеизвестны также факты "омоложения" рекордов во многих видах спорта. Это связано не только с более ранним началом и улучшением физической подготовки, но и в значительной мере с более ранним физическим развитием современных подростков.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Высказываются предположения о трех уровнях реализации акселерации: эколого-биологическом, биосоциальном (генетическим) и социобиологическом. В первом случае ведущую роль играют экологические факторы, тогда как во втором - генетические (эффект гетерозиса), и социально-экономические условия жизни человека в последнем уровне.

1. Одним из ведущих факторов биосоциальных механизмов акселерации является генетический (гетерозис). Его действие проявляется при смешивании ранее изолированных групп в результате их свободного скрещивания, что ведет к возникновению гетерозиса. В человеческом обществе явление гетерозиса социально опосредовано: распад традиционных изолятов, увеличение брачного радиуса (расстояния между местами рождения супругов) связаны с развитием средств сообщения, миграцией населения, урбанизацией. Одним из недостатков этой теории является обнаружение фактов, свидетельствующих о прекращении дальнейшего ускорения роста и развития в группах населения, где должно быть проявление гетерозиса.

Оказалось, что существует определенная мера генетического несходства родителей, при которой ростовые процессы активируются. При недостатке этой меры или ее превышении активации роста не происходит.

2. Механизмы и причины акселерации, рассматриваемые с позиции эколого-биологического уровня, связаны с влиянием социальных факторов, в частности антропогенного изменения условий внешней среды. В настоящее время наибольшую угрозу для состояния окружающей среды и здоровья человека представляют глобальные явления: истощение тонкого слоя озона в атмосфере, поглощающего 90% солнечного ультрафиолетового излучения; выбросы в атмосферу диоксида углерода, выпадение кислотных дождей и т.д.

3. Социобиологический уровень предполагает социально-экономические условия жизни человека. Происходит перестройка рациона питания.

Например, при сравнении 1909 и 1974 годов (США): потребляемые жиры раньше имели преимущественно животное происхождение, в современных условиях 80% потребностей покрывается растительными жирами; раньше белки наполовину имели животное происхождение, теперь две трети потребностей организма обеспечивается этими белками; углеводы потреблялись в основном в виде картофельного и зернового крахмала, теперь их объем снизился, потребляются очищенные сахара. Продукты питания нередко теперь содержат в больших количествах гормоны, антибиотики, консерванты. Одни из этих факторов способствуют акселерации роста (современный рацион питания), другие - вызывают ретардацию.

В 70-х годах прошлого столетия в основе механизмов акселерации лежала концепция "конфликта", учитывающая активацию ростовой активности при нарастании внешних воздействий на формирующийся организм до определенного уровня и спад этой активности при дальнейшем увеличении интенсивности внешнего агента или срока его проявления. Указанная закономерность совпадает с фазами стресс-реакции по Селье, однако ее объяснение, очевидно, не сводится, по-видимому, к феномену стресса. Данный факт объясняется тем, что в ходе онтогенеза изменяется восприимчивость организма к факторам среды. Поэтому даже не изменяющиеся условия среды организм каждый момент воспринимает как новые.

Данная концепция получила подтверждение при исследовании ростовой активности у детей Дагестана, перенесших землетрясение в 1970 и 1975 годах. Те из них, кто перенес лишь одно землетрясение, вступили в умеренный конфликт со средой, и в условиях психологического стресса и эндокринной перестройки организма произошла активация роста. Дети, перенесшие оба землетрясения и большое количество толчков между ними, вступили в резкий конфликт со средой, стресс вошел в фазу истощения, гормональная стимуляция ростового всплеска при акселерации прекратилась.

Акселерацию можно рассматривать как ускорение "хода" биологических часов, в соответствии с которыми протекают процессы развития, роста и старения организма. Ускорение хода часов при акселерации может быть обусловлено как генетически (ребенок рождается с потенциями активного роста и реализует их в период детства и юности), так и влиянием экзогенных факторов, что подтверждает роль внешней среды в акселерации развития. Таким образом, судя по всему, справедливы оба предположения. Тем самым подтверждается роль как экзогенных, так и эндогенных факторов в механизме временных изменений организма.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»,

авторы Кашарина В.М. канд. биол. наук, Гордеева Н.В., ст. преп.

 

Акселерация. Начиная с 20-х годов текущего столетия из Швеции, Англии, Германии, США, Японии и других государств стали поступать сообщения, что дети в возрасте 6—14 лет в своем развития перегнали своих сверстников, живших 100 лет назад. Было установлено увеличение роста у детей младшего и среднего школьного возраста на 10—15 см, а веса на 8—10 кг. Это явление получило название векового увеличения роста и веса. Но как было установлено позднейшими исследованиями, вековое ускорение развития детей не ограничивается изменениями только роста и веса. Б. Братанов считает, что в последние годы вековое ускорение становится еще более выраженным. Так, 50 лет тому назад индивидуумы достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет, а в наше время мальчики достигают полной физической зрелости в возрасте 18—19 лет, а девушки в 16—17 лет.

Для объяснения ускоренного развития детей в течение последних десятилетий предложено множество теорий. Мы приведем лишь несколько, отличающихся наиболее убедительной аргументацией или вызывающих принципиальные возражения.

Теория гелиогенного ускорения. Автор этой теории Косh (1935). Он ввел в науку понятие акселерация. Согласно этой теории, первичным раздражителем, вызывающим ускорение роста, является солнце. Интенсивная инсоляция на пляжах и во время занятий спортом, легкая одежда, хорошие жилищные условия и освещения, длительное пребывание на свежем воздухе в домах отдыха, на дачах, калорийное питание и обеспеченность детского организма витамином Д — вот факторы, способствующие акселерации.

Однако эта теория поможет объяснить различия в степени ускорения между городскими и деревенскими детьми, между детьми бедных и богатых семей. Сельская молодежь находится на свежем воздухе больше, чем городская, и, кроме того, в деревне нет такой пыли и испарений, как в больших городах.

Ленц причину акселерации видел в увеличении потребления мяса и жиров в США и европейских странах за последние 100 лет. По его данным, среднее потребление мяса в год на душу населения составило: в 1816 г. — 14 кг; 1907 — 46 кг, а в 1934 г. — 54 кг. Потребление сливочного масла и маргарина с 1900 по 1930 г. возросло с 10,3 до 15,3 кг в год на душу населения. Акцелирующее влияние белков и жиров, по мнению Ленца, осуществляется при участии гипофиза и щитовидной железы. Возражением против данной теории служит то, что за последние 20—30 лет потребление мяса и жиров не повышалось в таких размерах, в каких увеличивались антропометрические показатели (А. Зельцлер). Установлено также, что во время и после второй мировой войны школьники города и деревни питались одинаково, к тому же сельское население иногда питалось лучше, однако городские дети в тот период были крупнее. Следовательно, питание, хотя и является важным фактором, не может рассматриваться как единственная причина акселерации. По данным Lesteга и Millota, среди жителей Огненной Земли есть племя Она, средний рост которых — 175 см и племя яхганов, рост которых не выше 158 см. Эти племена живут по соседству, в одинаковых климатических условиях. Их питание также почти одинаково.

Некоторые авторы (Вегgеr) придают большое значение в ускорении роста витаминам В1, В12 и Д. Другие утверждают, что изменения в процессах роста наблюдались и до «эры витаминов».

Большое распространение имеет теория конституционального отбора, выдвинутая в 1942 г. Bennholdt-Thomsen’ом. По его мнению, акселерация обусловлена увеличением количества людей, отличающихся повышенной способностью к вегетативной, внутрисекреторной я мозговой деятельности или повышенной реактивностью организма.

Более жизнеспособные, одаренные и умственно реактивные переселялись в город, вступая в брак с себе подобными, их свойства закреплялись и передавались по наследству. Ускоряют развитие жителей города, в особенности большого города, такие раздражители, как техника, контрасты, шум, освещение, темп жизни и т. п. Таким образом, на первое место здесь выдвигается фактор отбора при переселении населения из деревни в город. Эта теория является ярким примером реакционного направления в науке, она сводит законы общества к законам природы, стремятся экономические причины, определяющие миграцию населения, подчинить биологическим факторам без учета развития производительных сил и производственных отношений.

Теория Bennholdt-Thomsen бессильна объяснить снижение акселерации в годы кризисов, безработицы, войн. По этой теории, наиболее развитые люди образуют господствующий класс, имеется в виду при этом класс буржуазии.

Treiber (1941) выдвинул радиоволновую теорию, по которой начало увеличения размеров тела по времени точно совпадает с сооружением радиостанций в начале 20-х годов. Радиоволны активизируют гормон роста, что и приводит к акселерации. Возражением против этой теории служит то, что при неблагоприятных внешних условиях (война, голод, эпидемии) ускорение роста тормозятся, а воздействие радиоволн сохраняется.

Ф. Янда считает, что наследственный генетический фактор определяет ускорение роста последующих поколений. В зародышевом веществе фиксируется свойство к ускорению роста, если условия жизни (питание, климат) благоприятны.

Нет никакого сомнения в том, что явление акцелерации обусловлено комплексом причин. Улучшение питания за счет белков и витаминов, улучшение бытовых условий и медицинского обслуживания, снижение инфекционных заболеваний и диспепсий, профилактика физического и умственного перенапряжения и переутомления, создание более благоприятных условий для труда и отдыха и пребывания на свежем воздухе, закаливание организма путем рационального использования солнца, воздуха и воды, физкультура, овладение гигиеническими знаниями и навыками — все это способствует проявлению акцелерации. Но механизмы этих процессов, как и роль нервной системы в их регуляции остаются неизвестными.

А. Зельцлер в своей книге «Причины и формы проявления ускоренного роста детей» (1968) рассматривает, между прочим, вопрос о влиянии ускоренного процесса развития подростков на преждевременное истощение их функциональных способностей. На основании косвенных данных ответ на этот важный вопрос сводится к следующему. Средняя продолжительность жизни с сохранением трудоспособности в Германии составляла к 1895 г. 39 лет, в 1925 г. — 42 года, а в 1959 г. — 44,5 года, т. е. на 5,5 лет больше, чем в 1895 г. Трудящиеся мужчины в возрасте 65 лет и выше составляли в бывшей Германской империи в 1895 г. более 4%, а в 1959 г. в Германской Демократической республике — 7%. На этом основании автор делает вывод, что разница между средней продолжительностью жизни и средним периодом сохранения работоспособности постоянно увеличивается.

В заключение остановимся на роли социальных факторов в формировании растущего организма. Тонкие координированные движения кистей рук вследствие возрастных биологических особенностей достигают развития лишь в старшем школьном возрасте. Но при систематической тренировке, воспитании и обучения юных пианистов уже к 10—11 годам социальный фактор перекрывает биологический, вызывая ускоренное развитие этой функции.

По данным Л. А. Эрисмана (1880), мальчики поселка Глухово Московской области начинают обгонять девочек в росте лишь с 16 лет, по данным Л. А. Сыркина (1927)—уже в 15 лет, по данным же Г. П. Сальниковой (1962) — в 14 лет. Соответственно девочки, по данным Л. А. Эрисмана, обгоняют мальчиков в росте (начало полового созревания девочек) в 12 лет, по данным Л. А. Сыркина — с 11 лет, по данным Г. П. Сальниковой — с 10 лет. Роль социальных факторов здесь очевидна, так как условия быта, питания, обучения, труда до и после революции резко различаются. Г. Н. Сердюковская с сотрудниками (по Норильску) и Ф. Г. Лапицкий (по Советскому Заполярью) показали, что физическое развитие детей и подростков в северных, климатически неблагоприятных районах страны мало отличается от такового в Москве, Санк-Петербурге и других городах. Такие социальные факторы, как материальное благосостояние, хорошие бытовые и культурные условия широкие профилактические и гигиенические мероприятия, положительно влияют на биологические процессы и функции организма. Особую роль в этом диалектическом процессе выполняет трудовая деятельность человека.