Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эпоха политической реакции

В начале 1880-х гг. самодержавие значительно усовершенствовало свою карательную политику, что позволило ему разгромить внутренне ослабленную "Народную волю".

В августе 1881 г. было утверждено "Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия". Согласно ему, любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, глава губернии имел право запрещать собрания, закрывать органы печати и учебные заведения, арестовывать и высылать без суда неугодных лиц. С 1883 г. стали действовать охранные отделения (охранка) — жандармские органы, специализировавшиеся на агентурной деятельности.

В августе 1882 г. были приняты Временные правила о печати. Отныне совещание четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора синода) получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. В 1884 г. появился новый университетский устав, ликвидировавший выборность профессоров, деканов, ректора, резко ограничивший права университетского самоуправления.

Правительство стремилось придать образованию сословный характер: плата за обучение в университетах была повышена, а министр народного просвещения издал в 1887 г. так называемый "циркуляр о кухаркиных детях", предписав не допускать в гимназии детей из низших сословий.

В сфере начального образования усиленно внедрялись церковные школы, которым Победоносцев стремился придать строго охранительный характер.

В 1889 г. был принят закон о земских начальниках, касавшийся местного крестьянского управления. Сословная обособленность крестьянского управления сохранялась и закреп-

лялась, оно было отдано под власть земских начальников — особых должностных лиц из числа местных помещиков, соединивших в своих руках судебную и административную власть.

В 1890 г. вышло новое Земское положение, значительно усилившее власть администрации над местным самоуправлением. Выборы в земство стали проводиться строго по сословному признаку, представительство дворян значительно увеличилось. В 1892 г. было принято новое Городовое положение, значительно урезавшее самостоятельность городского самоуправления, в три-четыре раза уменьшившее число городских избирателей.

Несколько раз правительство предпринимало наступление на судебные учреждения, однако решительных преобразований здесь провести не удалось, пришлось ограничиться довольно незначительными поправками. В социально-экономической сфере правительство стремилось защищать интересы дворянства. Для этого был учрежден Дворянский банк, принято выгодное для помещиков Положение о найме на сельскохозяйственные работы. Правительство пыталось предотвратить социальное расслоение крестьянства: были ограничены семейные разделы крестьян, приняты меры против отчуждения крестьянских наделов.

Реакционная политика правительства Александра III провозглашала утверждение национально-самобытных начал в жизни России. Это сказалось в ухудшении положения нерусских народов, религиозных и национальных меньшинств. Был принят ряд стеснительных мер в отношении евреев, проводилась русификация Прибалтики. Мерами государственного принуждения нередко подкреплялась деятельность православных миссионеров в разных концах Империи — среди лютеран Прибалтики и униатов Западной Украины, мусульман Поволжья и буддистов Забайкалья, старообрядцев и сектантов.

Реакционные преобразования 1880-1890-х гг. получили название контрреформ. Провести их позволило отсутствие в русском обществе сил, способных создать достаточно действенную оппозицию политике правительства. Своей цели контрреформы не достигли и хода истории остановить не