Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Практическое занятие 4. Происхождение языков. Языки мира

Задание 1

Прочитайте отрывок из Деяний Апостолов (части Нового Завета), где описывается событие, произошедшее с апостолами. Как здесь объясняется происхождение языков?

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим…» (Деяния апостолов, 2, 1-14).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Знаете ли вы, что предлагается считать День Пятидесятницы, или Троицын день, не только религиозным праздником, но и Днем Лингвиста или Переводчика? Почему именно этот день?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Рассмотрите материалы, отражающие зависимость становления психофизиологической базы (ЦНС) и речевой деятельности человека (произносительного аппарата):

Биологические предпосылки возникновения речи
прямохождение освобождение передних конечностей для простейших трудовых операций формирование руки: «Рука не только орган, но и продукт труда»
высокоразвитый головной мозг осознание окружающего мира, стадный образ жизни «Наши предки были уже общественными животными»
речевой аппарат (гортань, язык) и нечленораздельные звуки как строительный материал будущих членораздельных звук стал частью формирующегося человека, регулятором его деятельности во времени  

Какой теории происхождения языка соответствует схема?

________________________________________________________________________________

Как вы понимаете смысл выделенной цитаты? Кому она принадлежит?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3

Среди теорий происхождения языка имеет место и гипотеза спонтанного скачка. По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой. Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835): «Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно все, благодаря чему он становится единым целым. Язык невозможно было бы придумать, если бы его тип не был уже заложен в человеческом рассудке. Чтобы человек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого. Каким бы естественным ни казалось предположение о постепенном образовании языков, они могли возникнуть лишь сразу. Человек является человеком только благодаря языку, а для того, чтобы создать язык, он уже должен быть человеком. Первое слово уже предполагает существование всего языка».

Выразите свое отношение к этой гипотезе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4

Рассмотрите схему, отражающую состав семей языков.

1. Сколько семей выделяется в генеалогической классификации?

___________________________________

2. Какие языки называют изолированными?

______________________________________________________________________

3. Пользуясь материалами Интернет-поисковиков, найдите информацию о языковых семьях и запишите несколько примеров языков, относящихся к этим семьям.

Уральская семья:

______________________________________________________________________

Алтайская семья:

______________________________________________________________________

Северокавказская семья:

______________________________________________________________________

4. В какую семью входят языки: китайский- _______________________,

турецкий - _____________________, татарский - ______________________ ,

испанский - ____________________, армянский - ______________________ ,

грузинский - ___________________, иврит - __________________________ ?

 

Задание 5

Рассмотрите схему, отражающую состав индоевропейской семьи языков.

1. Сколько ветвей вы насчитали в этой семье?

_____________________________

2. Языки какой ветви ближе всех стоят по родству к славянскому языку?

_____________________________

4. На какие группы делится славянская ветвь?

_______________________________________________________________________________________

5. Пользуясь схемой, составьте цепочку, отражающую эволюцию, итогом которой стало возникновение русского языка.

_______________________________________________________________________________________

6. К одной ли ветви относятся английский, шотландский и ирландский языки?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие языки по происхождению ближе всего английскому языку?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. От какого корня пошли все современные языки данной семьи? Что означает приставка пра- в названии этого языка?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6

Рассмотрите состав языков двух групп индоевропейской ветви.

1. Славянская группа. В ее состав входит 13 крупных современных языков и ряд мелких языков и диалектов. Славянские языки распределяются по трем подгруппам:

а) восточнославянская: русский, украинский, белорусский языки;

б) южнославянская, включающая старославянский (мертвый), болгарский, сербский, македонский и словенский языки;

в) западнославянская: польский, кашубский, чешский, словацкий, верхнелужицкий, нижнелужицкий языки, полабский.

2. Германская группа. Состоит из трех подгрупп:

а) восточногерманской: мертвые готский и крымско-готский языки;

б) западногерманской: английский, немецкий, голландский, африкаанс, фризский и идиш (современный еврейский) языки;

в) северногерманской (скандинавской): исландский, норвежский, фарерский, шведский, датский языки.

Выпишите названия языков, о которых вы имеете смутное понятие или вообще не имеете понятия. С помощью поисковых систем найдите краткую информацию о них и запишите ее.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7

Рассмотрите карту распространенности в мире языков индоевропейской семьи. Что нового вы для себя открыли?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согласно статистическим данным (к. 20 в.) число носителей индоевропейских языков в мире – 2 171 705человек. Можно ли утверждать, что индоевропейскими языками пользуется больше всех людей в мире?

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 8

О чем говорят факты, представленные в таблицах?

Таблица 1

Сопоставляемые языки Процент общей лексики
Русский - белорусский 92%
Русский - украинский 86%
Русский - польский 77%
Русский - чешский / словацкий 74%
Русский - болгарский 74%
Русский - словенский 74%
Русский - сербский 71%
Русский - македонский 70%

Таблица 2

 

Английский Итальянский Русский Венгерский
one uno один egy
two due два ket
three tre три hdrom
mother madre мать апуа
brother fratello брат testver
sister sore/la сестра nover

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9

Какие языки относятся к изолирующим _____________________________________________

________________________________________________________________________________

агглютинирующим ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

флектирующим __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Рассмотрите варианты выражения грамматических значений в монгольском языке и определите, к какому типу он относится. Свой ответ обоснуйте.

Единственное число Множественное число
baksi"учитель" baksi-nar"учителя"
baksi-yi"учителя" baksi-nar-i"учителей"
baksi-dur"учителю" baksi-nar-tur"учителям"
baksi-n"учителя" baksi-nar-un"учителей"
baksi-aca"от учителя" baksi-nar-aca"от учителей"
baksi-bar"учителем" baksi-nar-iyar"учителями"
baksi-luga"с учителем" baksi-nar-luga"с учителями"

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 10

Рассмотрите карты.

 

Распространенность английского языка в мире

 


Распространенность русского языка в мире

 

 

Определите степень распространенности в мире английского и русского языков. Подпишите названия стран, в которых эти языки используются как государственные и как вторые государственные.

Задание 11