Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этимология названий лекарственных растений

 

9. Прочитайте этимологические (этимология - происхождение) справки данных названий лекарственных растений. Запомните латинское звучание и написание терминов:

 

Althaea, ae, f - алтей. От греческого глагола althomai-излечиваться, исцеляться

 

Belladonna, ae, f –красавка, белладонна. От итальянских слов bella- красивая и donna -дама, женщина. В старину сок ягод этого растения женщины пускали в глаза, отчего зрачки расширялись, глаза блестели.

 

Valeriāna, ae, f- валериана. От глагола valēre – быть здоровым

 

Calendula, ae, f- календула, ноготки. Уменьшительное название первого дня каждого месяца - Calendae – в римском календаре, это «маленький календарь», так как растение как бы извещает о начале и конце дня - соцветие раскрывается днём и закрывается на ночь.

 

Salvia , ae, f - шалфей. От латинского слова - salvēre – быть здоровым

 

Schizandra, ae, f – лимонник. От греческого терминоэлемента – schizo - расщеплять и - andros –мужчина, так как пыльники отделены от цветоложа.

 

Tormentilla, ae, f – лапчатка. От латинского – tormentum - боль, страдание или tormina (так в средние века называли дизентерию).

 

Glycyrrhiza, ae, f – солодка. От греческого glycus – сладкий и rhiza - корень, указывает на сладкий вкус корня. Соответствует по смыслу русскому названию солодка. Синоним: Liquiritia, ae, f – лакричник.

 

Aloё, ёs, f - алоэ, сабур. Слово «сабур» происходит от арабского – sabr - терпение. Растение считалось символом терпения, так как оно способно долгое время обходиться без влаги.

 

Hippophaё, ёs, f – облепиха. Греческое сложное слово, образованное из двух слов: hippo(s) лошадь и phao - сиять, блестеть. Название связано с тем, что в Древней Греции облепихой лечили лошадей, после чего их шерсть приобретала красивый блеск.

 

Helianthus, i, m – подсолнечник. От греческого heli(os)- солнце и anth(os)- цветок, т. е. цветок солнца.

Ricĭnus, i, m – клещевина. Ricĭnus означает клещ. Название клещевина объясняется тем, что семена клещевины похожи на клеща по пёстрой расцветке, величине и форме.

 

Strophanthus, i, m - строфант. От греческого stroph(os) - скрученная лента и anth(os) цветок, что указывает на лентовидные, спирально закрученные кончики лепестков.

 

Myrtillus, i, m - черника. Уменьшительное слово от греческого myrtus- мирт. Указывает на сходство растения с миртом.

 

Chelidonium, i, n - чистотел. От греческого слова chelidon – ласточка. По преданию, растение появляется с прилётом ласточек и увядает с их отлётом.

 

Millefolium, i, n - тысячелистник. От латинских слов mille - тысяча и folium - лист. Листья растения сильно рассечены.

 

Polygŏnum, i, n – горец. От греческого терминоэлемента poly – много и gony – колено, узел, так как у многих видов сильно выделяются узлы стеблей.

 

Adōnis, idis, f (m) – адонис, горицвет. Адонис – имя греческого мифического юноши-красавца, ставшего любимцем Афродиты. По мифу из крови Адониса, погибшего на охоте, вырос цветок, названный его именем.

 

Mays, ydis, f – маис, кукуруза. От мексиканского народного названия растения mahiz.

 

Digitālis, is, f – наперстянка. От латинского digitus- палец, digitabulum- напёрсток. Форма цветка похожа на напёрсток.

 

10. Вставьте пропущенные буквы.

Gl…c…rrhiza, Alth…a, Bel...adon…a, C…amomil…a, E…edra, Hippo…aё, Men…a, Terebin…ina, F…niculum, Helian…us, Stro…anthus, Th…mus.

 

11. Запишите данные термины в алфавитном порядке, допишите словарную форму. Переведите на русский язык.

Adōnis, Galanthus, Betula, Calendula, Digitālis, Zea mays, Oryza, Farfăra, Junipěrus, Valeriāna, Helianthus, Inula, Citrus limon, Papāver, Ephědra, Salvia, Quercus, Urtīca, Nerium oleander, Leonūrus, Mentha, Rosa, Kalanchoë, Tilia.

 

12. Выпишите имена существительные, обозначающие названия лекарственных растений. Допишите их словарную форму и переведите на русский язык.

Tabuletta, Glycyrrhiza, capsula, Althaea, Crataegus, solutio, Hippophaё, Convallaria, extractum, Schizandra, Leonūrus, Quercus, Foeniculum, infūsum, aqua, Helianthus, Strophanthus, saccharum, Eucalyptus, tinctura, Eleutherococcus.

13. Рассмотрите рисунки. Прочитайте латинские названия частей растений и переведите их на русский язык.

 

Cortex
Rhizōma
Radix
Tuber
Fructus
Semina
Stigma
Flores
Bacca
Folia
Herba

 

Алоэ древовидное Алтей лекарственный Кровохлебка лекарственная
Лимонник китайский Облепиха крушиновидная Солодка голая
Липа сердцелистная Валериана лекарственная Шиповник коричный

 

N.B.! Используйте словарь ботанической номенклатуры.

15. Назовите данные растения на русском языке и запишите их латинские и русские названия.

Myrtillus, i, m Crataegus, i, f Leonūrus, i, m
Foeniculum, i, n Chelidonium, i, n Hyperīcum, i, n

 

16. Определите названия лекарственных растений на рисунках. Подберите эквиваленты русских и латинских терминов.

 

     
   
     

 

1. термопсис 1. Quercus, us,f

2. горицвет 2. Plantāgo, inis,f

3. подорожник 3. Ribes, is, n

4. смородина 4. Adōnis, idis, m, f

5. дуб 5. Thermopsis, idis, f

Несогласованное определение

 

Выполните тренировочные упражнения, закрепите лексику.

Грамотно употребляйте несогласованное определение в латинском термине.

 

1. Вместо точек вставьте в нужной падежной форме данные в скобках слова.

Aqua… (Amygdаlus), oleum… (Amygdаlus), oleum…(Olīva), oleum… (Persicum), tinctura… (Belladonna), tinctura… (Mentha), tinctura… (Convallaria), tinctura… (Schizandra), herba…(Althaea), radices…(Valeriāna), radices… (Glycyrrhiza).

 

2. Составьте термины из предложенных слов.

Tinctura, Hyperīcum, Crataegus, Leonūrus, tinctura, herba, Leonūrus, tincturа, aqua, saccharum, Foeniculum, sirŭpus, infūsum, Absinthium, extractum, Crataegus, infūsum, Eleutherococcus, decoctum, Hyperīcum, cortex, Quercus.

 

3. Исправьте термины, объясните ошибки в употреблении формы падежей существительных. Запишите правильный вариант и запомните.

Aqua Mentha, aqua Foeniculum, herba Leonūrus, cortex Quercus, folia Salvia, sirupus Aloё, oleum Hippophaёs, decoctum folium Eucalypti, fructus Myrtillus, succus Kalanchoё.

 

4. Выделите окончания терминов цветным фломастером.

Decoctum Hyperīci, infūsum herbae Chelidonii, infūsum foliōrum Salviae, oleum Eucalypti, succus Kalanchoёs, succus Aloёs, infūsum florum Tiliae, tinctura Calendulae, tinctura Crataegi, oleum Anīsi, oleum Hippophaёs, extractum fructuum Rosae, decoctum Myrtilli, infūsum seminum Lini, oleum Ricĭni, decoctum radicum Althaeae, decoctum corticis Frangulae, tinctura Valeriānae.

 

5. Допишите окончания слов в следующих словосочетаниях:

а). Folia Salvi…, folia Urtic…, folia Farfăr…, folia Alo…, folia Kalancho…, flores Tili…, flores Calendul…, fructus Hippopha…, radices Althae…, cortex Frangul…, rhizōmata cum radicĭbus Sanguisorb…, rhizōmata cum radicĭbus Valeriān… .

б). herba Hyperīc…, herba Leonūr…, folia Eucalypt…, flores Crataeg…, fructus Anīs…, fructus Myrtill…, semina Ricĭn…, semina Lin... .

 


Кроссворд

 

6. Впишите латинские названия лекарственных растений в клеточки по горизонтали. По вертикали прочитайте изречение Гиппократа.

 

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                       
                     
                     
                     
                       
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

1. Перец. 2. Зверобой. 3. Наперстянка. 4. Миндаль. 5. Крапива. 6. Мята.

7. Анис. 8. Шиповник. 9. Адонис или горицвет. 10. Подорожник.

11. Пустырник. 12. Вишня. 13. Валериана. 14. Ревень. 15. Фенхель.

 

7. Составьте собственный кроссворд, используя названия лекарственных растений.

 

Sapere aude! – Дерзай быть мудрецом!

Alit lectio ingenium. – Чтение питает ум.

 

 

Рецептурные выражения.

Названия лекарственных форм

 

Упражнения

Выполните данные упражнения, закрепите и запомните рецептурные выражения и названия лекарственных форм.

 

1. Прочитайте рецептурные выражения: про себя, вслух.

Пропойте в стиле рэп. Запомните эти термины.

 

Recĭpe возьми

Misce смешай

Da выдай

Signa обозначь

Sterilisa! Простерилизуй!

Da tales doses numero выдай такие дозы числом

Misce.Da. Signa. Смешай. Выдай. Обозначь.

Misce fiat linimentum смешай, пусть образуется линимент

Misce fiat pulvis смешай, пусть образуется порошок

Misce fiat suppositorium смешай, пусть образуется свеча

Misce fiat unguentum смешай, пусть образуется мазь

Misce fiant species смешай, пусть образуется сбор

Da in ampullis выдай в ампулах

Da in capsulis выдай в капсулах

Da in tabulettis выдай в таблетках

quantum satis сколько потребуется

ana по, поровну

cito быстро

statim немедленно

pro narcosi для наркоза

per os через рот

per rectum через прямую кишку

ex tempore по мере требования

 

2. Составьте термины и переведите их на русский язык.

 

pulvis linimentum capsulis

Misce fiat + unguentum Da in + tabulettis suppositorium ampullis

globulus

 

3. Переведите названия лекарственных форм на латинский язык. Распределите их по группам:

Твёрдые лекарственные Мягкие лекарственные Жидкие лекарственные формы формы формы

 

Порошок, мазь, настойка, капсула, линимент, экстракт, сироп, отвар, настой, таблетка, паста, раствор, инъекция, микстура, гранула, суппозиторий, капля, суспензия, драже, эмульсия, сбор трав, аэрозоль, плёнка, пластырь, слизь.

 

4. Разделите цепочку на звенья знакомых слов. Запишите обнаруженные термины в словарной форме. Переведите на русский язык.

 

Tincturaextractumdecoctuminfusumsolutioinjectiomixturasuspensioemulsiomucilagoaërosolum

 

5. Нарисуйте прямоугольники, впишите в них латинские названия лекарственных форм.

Образец:

Твёрдые лекарственные формы: pulvis,eris,m

 

Мягкие лекарственные формы: unguentum,i,n

 

Жидкие лекарственные формы: solutio,onis,f

 

        Названия твёрдых лекарственных форм
        Названия жидких лекарственных форм
        Названия мягких лекарственных форм

 

 

7. Прочитайте латинские термины и заполните таблицу, используя эти термины.

 

Названия лекарственных растений и их частей Названия лекарственных форм Остальные слова (названия веществ)
Belladonna, ae, f capsula, ae, f aqua, ae, f

 

Acētum, i, n; amўlum, i, n; aqua, ae, f; Belladonna, ae, f; Calendula, ae, f; capsula, ae, f; Chamomilla, ae, f; cortex, icis, m; decoctum, i, n; emulsio, ōnis, f; extractum, i, n; flos, floris, m; fructus, us, m; infūsum,i, n; folium, ii, n; sirŭpus, i, m; oleum, i, n; herba, ae, f; Quercus, us, f; tabuletta, ae, f; radix, icis, f; rhizōma, atis, n; pulvis, ěris, m; saccharum, i, n; unguentum, i, n; Salvia, ae, f; tinctura, ae, f; succus, i, m; linimentum, i, n; spirĭtus, us, m; suppositorium, ii, n; injectio, ōnis, f; Valeriāna, ae, f; Foeniculum, i, n; emplastrum, i, n; aёrosōlum, i, n; Leonūrus, i, m.

 

8. Прочитайте, запишите и переведите рецепты на русский язык.

 

1) Recipe: Pulvěris foliorum Digitalis 0,05

Sacchari 0,3

Misce fiat pulvis

Da tales doses N 12

Signa.

 

2) Recipe: Tabulettas Nitroglycerīni 0,0005 N 20

Da.Signa.

 

3) Recipe: Dragees Bromhexīni 0,004 N 50

Da.Signa.

 

4) Recipe: Olei Ricĭni 1,0

Da tales doses N10 in capsulis

Signa.

 

5) Recipe: Corticis Quercus 3,0

Foliōrum Salviae 5,0

Fructuum Anīsi vulgāris 2,0

Misce fiant species

Da. Signa.

 

 

6) Recipe: Tincturae Convallariae

Tincturae Valeriānae ana 15ml

Misce. Da.

Signa.

 

7) Recipe: Infūsi herbae Leonūri 6,0-180ml

Da.Signa.

 

8) Recipe: Decocti corticis Quercus 40,0-200ml

Da. Signa.

 

9) Recipe: Sirŭpi fructuum Rosae 200ml

Da. Signa.

 

10) Recipe: Solutiōnis Lidocaīni 10% 2ml

Da tales doses in ampullis

Signa.

 

11) Recipe: Emulsiōnis Synthomycīni 10% 50,0

Da. Signa.

 

12) Recipe: Aёrosōli «Oxycortum» 10,0

Da. Signa.

 

13) Recipe: Extracti Frangulae fluidi 25ml

Da.Signa.

 

14) Recipe: Linimenti Synthomycīni cum Novocaīno 0,5% 25ml

Da. Signa.

 

15) Recipe: Suppositoria cum extracto Belladonnae 0,015 N6

Da. Signa.

 

16) Recipe: Unguenti Pyromecaīni 5% 30,0

Da. Signa.

 

10. Составьте кроссворд, используя латинские названия лекарственных форм.

 

Facĭle dictum, difficĭle factum. –Легко сказать – трудно сделать.

Festīna lente. – Спеши медленно.

 

Частотные отрезки в названиях

лекарственных веществ и препаратов

 

Упражнения

Выполните следующие упражнения. Запомните правописание латинских названий лекарственных препаратов.

 

1. Прочитайте, выпишите из данного списка терминов эквиваленты латинских названий к нижеуказанным русским терминам. Выделите частотные отрезки.

Antipyrīnum, Aminazīnum, Baralgin, Bicillīnum, Diprazīnum, Laevomycetīnum, Lidocaīni hydrochlorĭdum, Nitrazepāmum, Nitroglycerīnum, Novocaīnum, Nozepāmum, Oleandomycīni phosphas, Oxacillīnum-natrium, Pentalgīnum, Pyracetāmum, Pyridoxīni hydrochlorĭdum, Sibazōnum, Sulfadimethoxīnum, Sulfacylum-natrium, Thiamini bromĭdum.

 

Аминазин, баралгин, пенталгин, нитроглицерин, новокаин, пирацетам, антипирин, пиридоксина гидрохлорид, сибазон.

 

2. Укажите термины с частотными отрезками cillin-, myc(in)-, cycl(in)-, pyr-:

Ampicillīnum, Antipyrīnum, Bicillīnum, Kanamycīnum, Lincomycīnum, Neomycīnum, Oxacillīnum, Oxytetracyclīnum, Oleandomycīnum, Pyracetāmum, Pyrogenālum, Pyromecaīnum, Synthomycīnum, Tetracyclīnum, Cyclodōlum, Erythromycīnum.

 

3. Выбираем слово - Phenoxymethylpenicillīnum

Проводя пальцем перед глазами вдоль слова, постепенно передвигайте его к периферии зрения.

Посмотрите на среднюю букву l, постарайтесь увидеть ещё букву справа p, затем слева y. Продолжайте упражнение, добавляя по одной букве справа и слева, пока не получится всё слово целиком.

Выполняйте подобное упражнение с латинскими терминами:

Benzylpenicillīnum, Erythromycīnum, Hydrogenium, Synthomycīnum.

 

4. Составьте термины из предложенных латинских букв.

C,h,l,o,a,r,m,u,m,i,n. C,r,o,y,g,l,o,c,n,u,m. C,r,o,v,l,a,ol,u,m.

C,r,a,i,d,o,a,l,e,v,n,u,m. F,u,c,a,r,i,n,u,l,i,m. N,a,h,y,p,t,z,h,n,i,u,m, N,i,t,o,r,y,g,l,c,i,e,r,m,u,n.

 

5. Простучите и проговорите каждую букву данных терминов. Напечатайте каждый термин на клавиатуре компьютера.

Corglycōnum, Glucōsum, Glycerīnum, Nitroglycerīnum, Corvalōlum, Cardiovalēnum,Validōlum, Riboxīnum, Strophanthīnum, Verapamīlum.

6. Определите частотный отрезок в русском термине. Впишите частотные отрезки вместо пропусков в латинских терминах.

 

…aminalum, i, n - этаминал

…morphinum, i, n - этилморфин

…onalum, i, n - бензонал

…ophylliptum, i, n - хлорофиллипт

Oxytetra…inum, i, n - окситетрациклин

…barbitalum, i, n - фенобарбитал

…vazidum, i, n - фтивазид

Podo…inum, i, n - подофиллин

…myxinum, i, n - полимиксин

Rifa…inum, i, n - рифамицин

 

7. Прочтите латинские термины. Выпишите каждый термин отдельно. Мысленно «сфотографируйте» его изображение. Закройте термин. Запишите в тетрадь. Откройте слово. Проверьте правильность написания данного слова. Запомните его правописание. Переведите термин на русский язык.

 

Aethazōlum, Benzylpenicillīnum, Ephedrīnum, Erythromycīnum, Euphyllīnum, Naphthyzīnum, Oxytetracyclīnum, Strophanthīnum, Sulfapyridazīnum, Synthomycīnum.

 

8. Прочитайте данные термины вслух. Запишите их и выделите частотные отрезки цветными фломастерами.

 

Aethazōlum, Anaesthesōlum, Dicaīnum, Chloroformium, Benzylpenicillīnum, Hydrocortisōnum, Methylenum coeruleum, Norsulfazōlum, Oxytetracyclīnum, Methyloestradiōlum, Phenazepāmum, Phenoxymethylpenicillīnum, Platyphyllīnum, Phthalazōlum, Theophyllīnum.

 

9. Прочитайте термины, запишите их крупно и прокомментируйте их написание. Обведите частотные отрезки квадратом.

 

Aminazīnum, Bromhexīnum, Diazolīnum, Haemodēsum, Hydrocortisōnum, Furazolidōnum, Naphthyzīnum, Phthalazōlum, Phthivazīdum, Sibazōnum.

10. Переведите термины на латинский язык, используйте частотные отрезки из «шкатулки».

 

Эуфиллин, эфедрин, эритромицин, платифиллин, нафтизин, сульфацил-натрий, теофиллин, ихтиол.

 

ephedr-, the(o)-, erythr-, myc(in)-, phyll-, zin-, sulfa-, yl-, naphtha-, ichthy-.

 

11. Сформулируйте латинские названия лекарственных средств.

Мазь (гидрокортизон, гепарин, ихтиол, оксолин, преднизолон, тетрациклин, вазелин, линкомицин.); линимент (синтомицин); свечи с теофиллином; драже (диазолин, бромгексин); таблетки (тетрациклин, дибазол, коринфар, аллохол, рибоксин, норсульфазол, этазол, бензонал, теобромин, нитроглицерин); раствор (эуфиллин, глюкоза, строфантин, коргликон, галантамин, нитроглицерин, танин, рибофлавин).

 

12. Переведите рецептурные прописи на латинский язык и подчеркните знакомые вам частотные отрезки

 

1) Возьми: Мази ихтиола 10% 25,0

Выдай. Обозначь.

 

2) Возьми: Свечи с теофиллином 0,2 числом 10

Выдай. Обозначь.

 

3) Возьми: Драже диазолина 0,1 числом 20

Выдай. Обозначь.

 

4) Возьми: Таблетки нитроглицерина 0,0005 числом 40

Выдай. Обозначь.

 

5) Возьми: Раствора эуфиллина 2,4% - 10 мл

Выдай такие дозы числом 10 в ампулах

Обозначь.

 

 

Кроссворд

 

13. Впишите латинские названия препаратов в клеточки по горизонтали. По вертикали прочитайте изречение Сократа.

 

                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   

 

1. Анестезин. 2. Пиромекаин. 3. Глюкоза. 4. Глицерин. 5. Эфедрин. 6. Синтомицин. 7.Левомицетин. 8. Кофеин. 9. Теофиллин. 10. Синэстрол. 11. Фурациллин.

12. Эритромицин.

14. Составьте кроссворд, употребляя латинские названия лекарственных препаратов.

 

Errāre humānum est. – Человеку свойственно ошибаться.

Nil desperandum. – Никогда не отчаивайся.

 

Имя прилагательное

 

Упражнения

 

Выполните данные упражнения, закрепите и запомните словосочетания с согласованным определением

Прилагательные I группы

 

1. Слушайте и читайте данные термины про себя.

2. Слушайте и повторяйте данные термины вслух.

 

Aqua purificāta, Mentha piperīta, succus gastrĭcus, emplastrum bactericīdum, linimentum ammoniātum, Talcum purum, extractum Belladonnae fluidum, extractum Belladonnae spissum, extractum Frangulae fluidum, extractum Frangulae siccum, extractum Eleutherococci fluidum, extractum radĭcum Glycyrrhizae spissum, extractum Urtīcae fluidum, tabulettae extracti Valeriānae obductae, oleum Ricĭni in capsulis elasticis gelatinōsis.

 

3. Запишите перед каждым вышеуказанным термином глагол: «Recipe» и соответственно измените окончания словосочетаний.

Образец: Recipe aquae purificatae.

 

4. Рассмотрите рисунки растений. Прочитайте их название на русском языке. Найдите эквиваленты латинских названий данных растений.

 

Горицвет весенний Алтей лекарственный Анис обыкновенный
Ноготки лекарственные Ландыш майский Наперстянка пурпуровая
Крушина ольховидная Термопсис ланцетовидный Клещевина обыкновенная
 
Раcторопша пятнистая Зверобой продырявленный  

 

Adōnis vernālis; Althaea officinālis; Anīsum vulgare; Calendula officinālis; Convallaria majālis; Digitālis purpurea; Frangula alnus; Hyperīcum perforātum; Ricĭnus communis; Thermopsis lanceolāta; Silybum marianum.

 

5. Запишите латинские названия этих растений.

 
 

 

6. Измените порядок русских словосочетаний согласно порядку слов латинского фармацевтического термина. Переведите составленные термины на латинский язык.

Образец: жидкий экстракт красавки – экстракт красавки жидкий.

 

Густой экстракт красавки, сухой экстракт крушины, жидкий экстракт крапивы, густой экстракт корней солодки, жидкий экстракт элеутерококка, касторовое масло в капсулах эластичных желатиновых.

 

7. Вместо пропусков впишите нужные прилагательные и существительные на латинском языке:

aether…, carbo …, pulvis …, liquor Ammonii …, … pro injectoinĭbus, solutio Ammonii …, Pix …, alūmen …, Sulfur…, spirĭtus …, …praecipitātum.

Для справок: активированный, анисовый, вода, едкий, жидкий, очищенный, сера, этиловый, для наркоза, жжёный, сложный.

8. Допишите окончания.

Emulsio oleōs…, solutio aquōs…, solutio dilut…, solutio isotonĭc…, solutio hypertonĭc…, solutio oleōs…, solutio spirituōs….

 

9. Составьте латинские термины из разрозненных слов.

Aether, carbo, pro narcōsi, activātus, liquor, aqua, Ammonii, pro injectionĭbus, anisātus, solutio, Pix, Ammonii, liquida, caustĭci, solutio, Sulfur, aquōsa, depurātum, solutio, praecipitātum, Sulfur, spirituōsa, alūmen, emulsio, ustum, aethylĭcus, oleōsa, spirĭtus.

 

10. Слушайте термины на русском языке. В русский текст не смотрите. Найдите в списке латинских терминов их эквиваленты. Подчеркните и прочитайте их вслух. Работайте в паре. (Один читает, другой выполняет задание).

Раствор кислоты борной спиртовой. Раствор иода спиртовой. Спирт этиловый. Эфир для наркоза. Раствор метиленового синего спиртовой. Нашатырный спирт. Сбор мочегонный. Сбор желчегонный. Сбор успокаивающий. Нашатырно-анисовые капли.

 

Solutio Iodi spirituōsa. Aether pro narcōsi. Solutio Acĭdi borĭci spirituōsa. Solutio Methyleni coerulei spirituōsa. Spirĭtus aethylĭcus. Species diureticae. Liquor Ammonii anisātus. Species cholagōgae. Solutio Ammonii caustĭci. Species sedаtīvae.

 

11. Допишите окончания и прочитайте прописи рецептов.

 

1) Recipe: Spirĭt… aethylĭc…70% 50 ml

Da. Signa.

 

2) Recipe: Tabulett…extract…Valeriān… obduct…0,002 N 50

Da. Signa.

 

3) Recipe: Pic… liquid…

Sulfur… praecipitāt…ana 3,0

Vaselīn… ad 30,0

Misce fiat unguentum

Da. Signa.

 

4) Recipe: Acĭd… salicylĭc… 2,0

Alumin… ust…

Talc… ana 50,0

Misce fiat pulvis

Da. Signa.

 

5) Recipe: Tabulett… carbon… activāt...0,5 N 20

Da. Signa.

 


Прилагательные II группы

1. Допишите словарную форму прилагательных. Укажите прилагательные второй группы. Переведите на русский язык.

Vernālis, purificātus, medicinālis, depurātus, virĭdis, praecipitātus, letālis, ustus, simplex, liquidus, narcоtĭcus, majālis, chinensis, causticus, naturālis, dilūtus, nitens, pectorālis.

 

2. Подберите соответствующее прилагательное к существительному. Составьте латинский термин.

 

succus vaginālis
globulus majālis
globuli officinālis
Convallaria naturālis
Calendula vagināles
Schizandra medicinālis
capsula volatĭle
linimentum chinensis
emplastrum pectorāles
suppositorium recens
suppositoria laxantes
fructus rectāle
species simplex
species rectālia

3. Прочитайте термины нараспев. Переведите на русский язык. Укажите термины в рецептурной форме.

 

Divide in partes aequāles. Adōnis vernālis. Adōnidis vernālis. Aether pro narcōsi. Aetheris pro narcōsi. Sapo virĭdis. Sapōnis virĭdis. Hirūdo medicinālis. Hirūdinis medicinālis. Elixir pectorāle. Elixiris pectorālis. Virĭde nitens. Virĭdis nitentis. Acĭdum acēticum glaciale. Acĭdi acētici glaciālis. Succus gastricus naturālis. Succi gastrici naturālis. Solutio Virĭdis nitentis spirituōsa. Solutionis Virĭdis nitentis spirituōsae. Solutio Virĭdis nitentis aquōsa. Solutiōnis Virĭdis nitentis aquōsae. Species pectorāles. Specierum pectorālium. Species laxantes. Specierum laxantium. Infusum herbae Adōnidis vernālis. Infusi herbae Adōnidis vernālis.

 

4. Запишите латинские термины. Сравните с русским переводом. Найдите отсутствующее слово в латинском термине. Запишите правильно.

 

Recĭpe elixiris pectorālis. Solutio Virĭdis nitentis. Solutio Virĭdis nitentis aquōsa. Succus gastrĭcus naturālis. Linimentum volatĭle. Acĭdum acēticum glaciāle. Flores Calendulae officinālis.

 

Возьми эликсира грудного. Спиртовой раствор бриллиантового зелёного. Водный раствор бриллиантового зелёного. Сок желудочный натуральный. Линимент летучий. Кислота уксусная ледяная. Цветки ноготков лекарственных.

 

5. Допишите окончания.

Dosis letāl… . Dosis toxic… . Sapo virĭd… . Sapo medicināl… . Linimentum ammoniāt… . Linimentum volatĭl… . Emulsio oleōs… . Emulsio semināl… . Emplastrum composĭt… . Emplastrum simple… .

 

6. Прочитайте, выделите окончания прилагательных цветным фломастером.

Укажите термин – название витамина.

 

Infusum herbae Adōnidis vernālis. Tinctura Adōnidis vernālis. Extractum Adōnidis vernālis siccum. Extractum Pini silvestris naturāle. Elixir pectorāle. Tocopheroli acētas. Herba Thymi vulgāris. Semina Schizandrae chinensis. Fructus Schizandrae chinensis. Tinctura Schizandrae chinensis. Pulvis Schizandrae chinensis. Tinctura florum Convallariae majālis.

 

7. Переведите латинские прописи рецептов на русский язык.

1) Recipe: Virĭdis nitentis

Nystatini ana 1,0

Spirĭtus aethylici 10 ml

Aquae purificātae ad 100 ml

Misce. Da.

Signa.

 

2) Recipe: Solutiōnis Virĭdis nitentis aquōsae 1% 20 ml

Da.Signa.

 

3) Recipe: Olei Terebinthinae

Linimenti volatĭlis ana 20,0

Misce. Da.

Signa.

 

 

8. Переведите прописи рецептов на латинский язык.

 

1) Возьми: Настоя травы термопсиса из 6,0-180 мл

Эликсира грудного 6 мл

Этилморфина гидрохлорида 0,12

Смешай. Выдай.

Обозначь.

 

2) Возьми. Масла лесной сосны

Масла эвкалипта по 3,0

Смешай. Выдай.

Обозначь.

3) Возьми: Зелёного мыла 400,0

Выдай.

Обозначь.

 

Научная химическая классификация

 

Упражнения

 

Выполните данные упражнения. Запомните и грамотно используйте систематические наименования химической номенклатуры в рецептуре.

 

1. Прочитайте, запишите латинские названия химических элементов.

 

Aluminium,i,n. Argentum,i,n. Arsenĭcum,i,n. Barium,i,n. Bismŭthum,i,n. Bromum,i,n. Calcium,i,n. Chlorum,i,n. Cuprum,i,n. Ferrum,i,n. Iodum,i,n. Hydrogenium,i,n. Nitrogenium,i,n. Oxygenium,i,n. Hydrargўrum,i,n. Kalium,i,n. Magnium,i,n. Natrium,i,n. Phosphorus,i,m. Plumbum,i,n. Sulfur,ŭris,n. Zincum,i,n.

 

2. Заполните пропуски в таблице.

Латинское название Символ Русское название
Aluminium Al  
  Ag серебро
Arsenĭcum As мышьяк
Aurum   золото
Barium   барий
  Bi висмут
Borum B  
Bromum Br  
  Ca кальций
Carboneum   углерод
Chlorum Cl  
  Cu медь
  Fe железо
Fluorum F фтор
  I иод
Hydrogenium H  
Nitrogenium N  
  O  
Hydrargўrum   ртуть
Kalium    
  Mg  
Mangānum Mn  
  Na натрий
  P  
Plumbum    
  S сера
Zincum   цинк

 

3. Работайте в паре (или в группе): один читает вслух, остальные выполняют инструкцию. Послушайте русские названия кислот, найдите недостающие термины в латинском тексте и допишите их. Русский текст воспринимайте только со слуха.

 

Кислота уксусная ледяная, кислота ацетилсалициловая, кислота аскорбиновая, кислота аминокапроновая, кислота бензойная, кислота борная, кислота лимонная, кислота фолиевая, кислота глутаминовая, кислота хлористоводородная, кислота никотиновая, кислота салициловая, кислота янтарная.

 

Acĭdum acēticum glaciāle. Acĭdum ascorbinĭcum. Acĭdum aminocapronĭcum. Acĭdum citrĭcum. Acĭdim folĭcum. Acĭdum glutaminĭcum. Acĭdum hydrochlorĭcum. Acĭdum succinĭcum.

 

4. Допишите названия катионов в наименованиях оксидов.

 

Алюминия гидроксид - …hydroxўdum

Водорода пероксид - …peroxўdum

Магния оксид - …oxўdum

Свинца оксид - …oxўdum

Кальция гидроксид - … hydroxўdum

Цинка оксид - …oxўdum

 

5. Допишите окончания анионов. (Этикетная форма названий лекарственных средств).

 

Adrenalini hydrotartr…. Aluminii sulf…. Argenti nitr…. Bismŭthi subnitr…. Calcii glycerophosph…. Cortisoni acet…. Kalii permangan…. Codeini phosph…. Kalii tartr…. Natrii hydrocarbon…. Natrii nuclein…. Noradrenalini hydrotartr…. Oleandomycini phosph…. Platyphyllini hydrotartr….

 

6. Переведите латинские названия витаминов на русский язык. Подпишите символы названий к каждому термину.

Retinōli acētas-

Acĭdum folĭcum-

Thiamini bromĭdum-

Riboflаvīnum-

Pyridoxīni hydrochlorĭdum-

Cyanocobalamīnum-

Calcii pangamas-

Acĭdum ascorbinĭcum-

Ergocalciferōlum-

Tocopherōli acētas-

Vikasōlum-

Rutīnum-

Acĭdum nicotinĭcum-

 

7. Переведите названия лекарственных растений, изображённых на рисунках, на русский и латинский языки. Расшифруйте символы витаминов, запишите их названия на латинском языке.

 
«B» «В2» «В1»
Vaccinium myrtillus Pinus silvestris Humulus lupulus
     
«В1, 2» «В6» «С, E»
Panax Schinseng (Ginseng) Hippophaë rhamnoides Rosa majālis
     
«Е» «К» «Р»
Клевер луговой Urtīca dioĭca Padus racemōsa
     
«РР» «Р, С»  
Hyperīcum perforatum Вахта трёхлистная  

 

8. Нарисуйте букву, обозначающую символ витамина.

Впишите в неё латинское название витамина.

Образец:

Retinoli acetas
Acidum ascorbinicum

 

9. Переведите прописи рецептов на латинский язык.

 

1) Возьми: Раствора кислоты аскорбиновой 5% 1 мл

Выдай такие дозы числом 10 в ампулах

Обозначь.

 

2) Возьми: Рутина 0,02

Выдай такие дозы числом 50 в таблетках

Обозначь.

 

3) Возьми: Тиамина бромида 0,0026

Выдай такие дозы числом 100 в таблетках

Обозначь.

 

4) Возьми: Токоферола ацетата 0,05

Выдай такие дозы числом 30 в капсулах

Обозначь.

5) Возьми: Раствора цианокобаламина 0,01% 1мл

Выдай такие дозы числом 10 в ампулах

Обозначь.

 

6) Возьми: Драже ретинола ацетата числом 50

Выдай. Обозначь.

 

 

10. Запишите без сокращений прописи рецептов и переведите их на русский язык.

 

1) Rp. Sol. Thiamīni bromĭdi 3%1ml

D.t.d. N 10 in ampull.

S.

 

2) Rp. Sol. Retinōli acetātis oleōsae pro injectionĭbus 5% 1ml

D.t.d. N10 in ampull.

S.

 

3) Rp. Riboflavīni 0,003

Glucōsi 0,5

M.f.pulv.

D.t.d. N20

S.

 

4) Rp. Tab. Vikasōli 0,015 N25

D.S.

 

5) Rp. Vitamīni P 0,05

Acĭdi ascorbinĭci 0,05

D.t.d. N 20 in tab.

S.

 

6) Rp. Tab. Acĭdi folĭci 0,001 N30

D. S.

 

7) Rp. Sol. Pyridoxini hydrochlorĭdi 1% 1ml

D.t.d. N 30 in ampull.

S.

 

Non scholae, sed vitae discĭmus. – Мы учимся не для школы, а для жизни.

Repetitio est mater studiōrum. – Повторение – мать учения.

Omnium profecto artium medicīna nobilissĭma est. – Безусловно, из всех искусств медицина – самое благородное (Гиппократ).

 

 


Литература

 

 

1. Авксентьева А.Г Латинский язык и основы медицинской терминологии. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.

2. Гин Анатолий. Приёмы педагогической техники. Пособие для учителя. Москва, «Вита», 2001.

3. Городкова Ю.И. Латинский язык. Учебник для учащихся медицинских и фармацевтических училищ. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999.

4. Гриндер Майкл. Исправление школьного конвейера. Нью-Йорк, 1989.

5. Ингерлейб М.Б., Инькова А.Н. под ред. Маклякова Ю.С. Рецептурный справочник врача. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.

6. Кьосев П.А. Полный справочник лекарственных растений. Москва, «Эксмо-пресс», 2000.

7. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. Москва. Центр «Педагогический поиск», 2002.

8. Ллойд Линда. Школьная магия. Горин С. - перевод и редакция текста. Серия «НЛП» в педагогике. –1994.

9. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Как запоминать иностранные слова. Москва, «Эйдос», 1993.

10. Пастушенков Л.В. и др. Лекарственные растения: использование в народной медицине и в быту. – Л.: Лениздат, 1990.

11. Покровский В.И. Гл.ред. Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти т. Москва. Большая Российская энциклопедия – т.3, 1992.

12. Савина Г.П. Основы латинского языка и медицинской терминологии. Учебно-методическое пособие. Тюмень, Издательский центр «Академия», 2002.

13. Хрипко Антон. Как учить чужой язык. СПб.: ООО «Скифия-принт», 2004.

14. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы фармацевтической терминологии. Москва, «Медицина», 1994.