Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эмпиризм философии XVII в.



Тема 6. (2.5.) ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

План лекции

Эмпиризм философии XVII в.

Рационализм философии XVII в.

Проблема субстанции в философии XVII в.

 

Краткое содержание

Эмпиризм философии XVII в.

 

Развитие науки XVII в. и социальные преобразования, связанные с переходом к индивидуально-промышленной технологии и ослаблением влияния церкви, вызвало новую ориентацию философии.

Если в средние века она выступала в союзе с христианской теологией, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманистическими тенденциями, то теперь философия опирается главным образом на науку.

В силу особой значимости физики и математики абстрагироваться от их влияния на философию XVII в. невозможно.

В возникновение новой естественнонаучной картины мира внесли огромный вклад Галилей и Ньютон.

Галилей прославился своими физическими экспериментами и астрономическими наблюдениями.

Но философски содержательными явились его теоретические исследования, в первую очередь классический принцип относительности (1636).

 

Приложение 1 к теме 2.5. Галилео Галилей.

 

Опытами нельзя определить, покоится ли инерциальная система отсчета или движется равномерно и прямолинейно. Законы механики одинаковы, ибо все инерциальные системы отсчета физически равноправны.

 

В философии XVII в. возникают два направления – эмпиризм и рационализм.

Родоначальником эмпиризма является английский философ Ф. Бэкон (1561 - 1626). В своих исследованиях он вступил на путь эксперимента и обратил внимание на его исключительную значимость для обнаружения истины.

 

Приложение 2 к теме 2.5. Фрэнсис Бэкон.

 

Фрэнсис Бэкон(англ. Francis Bacon, 1st Viscount St Albans); 22 января 1561 — 9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей.

В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.

Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству.

Наука - средство, а не цель сама по себе.

Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Ф.Бэкон. Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970, с. 194

Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”, в нем можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона.

Благодаря ему, по-новому понимается отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, которое трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона.