Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЦЕНТРАЛЬНАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ



Центральная мировоззренческая проблема– отношение человека к миру – конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию, духа к природе. Эта проблема является основным вопросом философии, так как через отношение человека, его мышление, сознание, всю его духовную деятельность в окружающем мире осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования.

Основной вопрос философииимеет две стороны: что первично – материя или сознание и познаваем ли мир.

Решение первой стороныделит философов на материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи; дуалистов, которые признают независимое и равноценное сосуществование материи и сознания, и идеалистов, считающих, что дух (сознание) предшествует материи и творит ее.

Следует подчеркнуть, что идеализм имеет две разновидности – объективный и субъективный идеализм. Сторонники объективного идеализма исходят из признания основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало – мировой дух, внечеловеческий разум, мировую волю. Представителями объективного идеализма являются Платон, Г.В.Ф. Гегель и др.

Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, а окружающий мир оказывается результатом его духовного творчества. Представителями субъективного идеализма выступают Беркли, Юм и др.

Философский материализм, основными историческими формами которого являются стихийный материализм древних, метафизический материализм XVII–XVIII вв. и диалектический материализм, тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы.

Кроме того, существуют дуалистические философские системы, признающие материальное и духовное как два независимых начала: учения, признающие существование материального мира, но не отрицающие его Божественного творения и теории, материалистически объясняющие природу и идеалистически-общественные явления.

Вторая сторонаосновного вопроса философии – познаваем ли мир?

Большинство философов утвердительно отвечают на этот вопрос. В истории философской мысли такую позицию отстаивали эмпиристы, рационалисты, диалектические материалисты.

Часть философов (агностики) отстаивает идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, а рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное – инстинкт, мистическая интуиция, Божественное откровение и т. п.

Такие течения включают различные школы иррациональной философии, а некоторые из них смыкаются с оккультизмом и мистикой.