Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Структурные изменения и тенденции развития мирохозяйственных процессов. 3 страница



Кроме железной руды в качестве сырья в черной металлургии в последние годы все активнее используется металлический лом. Например, Италия до двух третей своих потребностей в сырье обеспечивает за счет его. Главными экспортерами металлического лома являются старопромышленные страны. Марганец используется при производстве стали в качестве легирующего металла, при этом повышается механическая прочность стали, ковкость, жаропрочность, сталь с содержанием марганца — не магнитна и используется для изготовления рельс и колес вагонов и т. д. Месторождения марганца в мире располагаются так, что практически все развитые страны зависят от импорта этого сырья, Ведущими странами по запасам марганцевых руд являются Украина, ЮАР, Казахстан, Китай, менее значительными ресурсами располагают Австралия, Бразилия, Индия, Грузия, Габон и некоторые другие страны. Главными экспортерами являются Австралия, ЮАР, Габон, Бразилия, Индия. Россия располагает месторождениями марганца (главным образом на восточных склонах Урала), но добыча не ведется из-за низкой эффективности месторождений (сырье поступает из Украины), что является одной из проблем черной металлургии. В качестве перспективного сырья для получения марганца можно рассматривать железо-марганцевые конкреции, ресурсы которых найдены на дне Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Железо-марганцевые конкреции кроме железа (26 %), марганца (до 50 %) содержат медь, кобальт, никель и еще более 20 полезных компонентов, т. е. являются комплексным сырьем. Добычу конкреций начинают осуществлять Япония, США, предпринимают попытки и другие страны.

Хром придает стали такие свойства как жаростойкость, немагнитность, при добавлении хрома получают нержавеющую сталь. Ресурсами хромовых руд также располагают в основном развивающиеся страны, т. е. промышленно развитые страны очень жестко зависят от ввоза этого сырья, также как и марганца. Главные запасы хромовых руд имеют ЮАР, Зимбабве, Казахстан, а также Финляндия, Индия, Филиппины, Бразилия. Ведущими экспортерами являются ЮАР (более половины всего экспорта), Филиппины, Индия, Зимбабве, Казахстан. Россия также зависит от ввоза хромовых руд, которые получает из Казахстана.

К началу 20 в. черная металлургия была развита в сравнительно небольшом числе стран, более 80 % мировой выплавки стали было сконцентрировано в пяти странах: США, Германии, Великобритании, Бельгии и Люксембурге. В течение 20 столетия география черной металлур­гии существенно изменилась. Доля первых пяти стран снизилась к началу 80-х годов до 18 %. В современный период подавляющая часть производства черных металлов сосредоточена в развитых странах, несмотря на сдвиг этой отрасли в последние десятилетия в развивающиеся страны, их доля в мировом производстве увеличилась всего до 15 %. Развитые страны специализируются на производстве качественной стали и сложных видов проката, развивающиеся — на производстве массовых видов металла. Темпы развития отрасли после энергетического кризиса начала 70-х гг. замедлились в связи со снижением материалоемкости производства, вытеснением черных металлов алюминием и пластмассами. Однако, сталь по-прежнему главный конструкционный металл, а черная металлургия — важнейшая отрасль мирового хозяйства.

Главными факторами размещения предприятий черной металлургии являются сырьевой, топливный, оказывает влияние водный фактор, в последние годы наблюдается сдвиг черной металлургии к морю. В настоящее время все большее влияние приобретает сырьевой фактор из-за истощения сырья и вовлечения в производство менее качественных железных руд, а также из-за усовершенствования технологий, следствием чего явилось снижение потребления топлива. В целом для отрасли характерна очень высокая степень концентрации производства. Главной преобладающей формой размещения черной металлургии в промышленно развитых странах являются не изолированные металлургические центры, а металлургические районы. Подобное положение сложилось, например, в США, где более 80 % стали производится в районе Великих озер (Кливленд, Детройт, Чикаго) на базе сырья месторождений о. Верхнего. Крупнейший район по производству черных металлов сложился в Германии на базе угля Рурского бассейна — Рейнско-Вестфальский. Уникальное сочетание угля Донецкого бассейна и железных руд Кривого Рога привели к формированию крупнейшей базы черной металлургии на Украине. В Японии производство черных металлов ориентировано только на порты. Крупнейший комбинат построен в порту Фукуяма (16 млн т) на побережье Внутреннего Японского моря, старейшим же центром черной металлургии является город Китакюсю, расположенный на севере острова Кюсю. В качестве примера влияния привозного сырья и топлива можно привести крупнейший в Европе металлургический комбинат, построенный в Италии в портовом городе Таранто. В России главной металлургической базой является Урал, которая начала формироваться еще в начале 18 в., главным фактором послужило наличие сырья, запасы которого в настоящее время значительно исчерпаны, и часть железной руды поступает сюда из других районов (КМА, Казахстана).

Таблица 8

Динамика производства стали ведущими странами и в целом по миру в 1980–2011 гг. (млн т)

Страна
Китай 37,1 46,8 66,3 182,0 489,0 683,9
Япония 111,4 105,3 110,3 108,0 120,0 107,6
США 101,7 80,1 89,7 91,6 98,0 86,4
   
Индия - - - - 57,0 71,3
Россия 87,5 90,0 89,6 59,9 72,0 68,9
Республ. Корея 8,6 13,5 23,1 45,4 49,0 68,5
Германия 44,0 41,0 43,0 45,0 51,0 44,3
Бразилия 15,3 20,4 20,6 29,6 34,0 32,9
Мир в целом 715,9 718,7 770,3 903,0 1344,0 1517,0

По данным табл. 8 можно сделать следующие выводы: произ­водство черных металлов возросло в 2000-е годы. Китай стал лидером в производстве черных металлов, быстрыми темпами оно растет в Бразилии и Южной Корее. Развитие черной металлургии в Южной Корее происходит по следующим причинам: выгодное экономико-географи­ческое положение для ввоза сырья и топлива (порты), рост спроса со стороны внутреннего рынка, а также участие японского капитала в развитии этой отрасли. Можно отметить рост производства черных металлов в таких странах как Саудовская Аравия, Индонезия, Малайзия, Иран, Египет, Венесуэла и в некоторых других странах, располагающих ресурсами нефти и газа. Связано это в основном с развитием бездоменного способа производства стали.

Основная часть продукции этой отрасли производится на комбинатах полного цикла (присутствуют все стадии: производство чугуна, стали, проката), однако в последние десятилетия возрастает роль передельной металлургии. Например, в США доля передельной металлургии возросла до 40 %, и здесь в размещении предприятий главную роль начинает играть потребительский фактор, т. е. эти заводы, используя металлический лом в качестве сырья и производя более качественный прокат, ориентируются на машиностроительные центры. Роль передельной металлургии на базе металлического лома возрастает и в других развитых странах.

Особенно в тяжелом положении черная металлургия находилась в 1980–1982 гг. на фоне всеобщей ситуации ресурсосбережения, снижения металлоемкости ВВП развитых стран. Например, объем выплавки стали в США упал до уровня 40-х гг. Именно в этот период Япония становится лидером по производству черных металлов, объясняется отставание США еще и тем, что средний возраст оборудования был выше, чем в других странах; но в 80-е годы в черной металлургии США была произведена значительная реконструкция производства. Главным способом производства в настоящее время в развитых странах стал кислородно-конверторный, доля мартеновского способа, например, в Японии в начале 90-х гг. свелась к нулю, практически не производят мартеновским способом сталь европейские страны и США, в России же почти половина черных металлов производится именно этим устаревшим способом. Возрастает роль электрометаллургии, например, в Японии доля ее в середине 90-х гг. составляла 30 %. Одним из направлений в реконструкции производства было развитие автоматизации, что выразилось, прежде всего, во внедрении в производство стали способа непрерывного литья. Этот способ был изобретен в СССР в 1959 г. на Донецком металлургическом комбинате, сегодня Япония практически всю сталь разливает именно этим способом, США — 85 % стали, а Россия – около 40 %.

Таблица 9

Крупнейшие сталелитейные компании мира

Компания Страна Выплавка стали в 2011 г. (млн т)
АрселорМиттал Нидерланды Люксембург 97,2
Хэбей Груп Китай 44,4
Баостилл Груп Китай 43,3
ПОСКО Республика Корея 39,1
Вухан Груп Китай 37,7
Ниппон Стил Япония 33,4
Шанхай Груп Китай 31,9

Кроме этих наиболее крупными корпорациями в черной металлургии Японии можно назвать следующие: «Ниппон Кокан», «Сумитомо», в США — «Юнайтед стэйт стилл», «Бетлехем Стилл», в Великобритании — «Бритиш Стил корпорейшн», в ФРГ — «Тиссен», «Штальверке Крупп-Клекнер».

На мировой рынок в 2011 году поступило 413 млн. т металлопродукции. Лидером в экспорте металлопродукции является Китай, Япония, Россия и др. Наблюдается рост экспорта из Бразилии и Южной Кореи, в то же время сокращают экспорт такие европейские страны, как Италия, Бельгия, Люксембург.

Импортируют черные металлы практически те же страны, что и экспортируют. Это свидетельствует о глубоком внутриотраслевом разделении труда. США, например, специализируются на производстве проката для автомобильной промышленности, Япония — для судостроения, а в ФРГ, в Италии велика доля трубопрокатного производства.

Цветная металлургия мира. Это также одна из старейших отраслей промышленности. Издавна человечеству были известны только семь металлов — медь, железо, золото, серебро, олово, свинец, ртуть. В современном мире из 82 металлов таблицы Менделеева к промышленно важным относят 34. Всего же в отрасли выплавляют до 70 видов металлов. Значение цветных металлов огромно. Использование их в сплавах способно придавать такие качества как крепость, стойкость против окисления, электропроводность, ковкость, способность легко плавиться, прокатываться и т. д. Главными потребителями продукции цветной металлургии являются электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность и др. отрасли. Цветная металлургия включает в себя производство цветных, благородных и редких металлов и их сплавов. Главными отраслями являются алюминиевая, медная, свинцово-цинковая, никель-кобальтовая, титано-магниевая, вольфрамо-молиб­деновая, благородных металлов, твердых сплавов, редких металлов.

По стадиям технологического процесса выделяются добыча и обогащение сырья, производство металлургического передела, обработка цветных металлов. На первой стадии решающее значение принадлежит сырьевому фактору из-за низкого содержания полезных компонентов в рудах. Например среднее содержание меди в руде не превышает 1–5 %, свинца и цинка — 1,5–5,5 %. После обогащения процент содержания полезных компонентов повышается, получаемая продукция называется концентратами цветных металлов. Медные концентраты содержат до 35 % меди, свинцовые — 30–78 %, цинковые — 46–62 %, оловянные — 40–70 % и т. д. Концентраты — это уже транспортабельная продукция. Производство первичных металлов тяготеет к дешевым источникам электроэнергии из-за высокой энергоемкости производства. Производство передельной металлургии ориентируется на центры потребления. В последние годы в цветной металлургии возрастает использование лома (вторичного сырья), это менее энергоемкий процесс. Например, за счет металлического лома потребности в сырье в медной промышленности удовлетворяются на 40 %, в свинцовой — на 50.

Для размещения сырьевой базы отрасли характерны высокий уровень территориальной концентрации и сосредоточение ресурсов в немногих странах, отрыв основных районов добычи руд от районов потребления. Ни одна развитая страна мира не обеспечивает потребности цветной металлургии за счет собственного сырья. Только США покрывают значительную часть своих потребностей (до 60 %), из развитых стран ресурсами руд цветных металлов обладают Канада, Австралия, ЮАР и роль их в обеспечении сырьевой базы отрасли возрастает. Главными районами потребления являются США, Япония, Западная Европа, а теперь и Китай. Особенно бедна сырьевая база Японии, за счет собственного сырья на 20 % удовлетворяются потребности в свинцово-цинковой промышленности, на 10 % — в медной, в остальных отраслях существует практически 100 % зависимость от импорта. Западноевропейские страны обеспечивают около 40 % своих потребностей за счет собственного сырья и доля эта снижается; США, располагая значительными запасами руд, предпочитают ввозить сырье из других стран. Например, они занимают второе место по запасам медных руд, но доля своего сырья составляет в медной промышленности только четвертую часть от потребления. Наиболее полную отраслевую структуру имеют промышленно развитые страны. В развивающихся странах, как правило, развиваются начальные стадии производства.

Также как и для черной металлургии, характер развития отрасли изменился после энергетического кризиса начала 70-х гг. Цветная металлургия начинает развиваться замедленными темпами, а в начале 80-х годов около тридцати процентов мощностей отрасли простаивало. Причины снижения потребления цветных металлов являются: снижение металлоемкости производства из-за внедрения менее материалоемких технологий, а также появление новых композиционных материалов. Однако в последние годы повышается спрос на редкоземельные металлы, металлы платиновой группы, потребителями которых являются, прежде всего, отрасли ВПК. В перспективе вряд ли можно предположить значительный рост потребления цветных металлов, но при этом нужно отметить, что они находят все более широкое применение.

Алюминиевая промышленность. По объему мирового производства алюминиевая промышленность занимает первое место в цветной металлургии и второе после черных металлов. Очень долгий период времени в цветной металлургии ведущее положение принадлежало металлургии тяжелых металлов (медь, цинк, свинец). Лидирующее положение отрасль начинает занимать с 1970 г., хотя развитие ее усиленными темпами начинается в начале ХХ века. Толчком к увеличению потребления алюминия послужила первая мировая война, которая показала неоценимое значение алюминия для авиации. Вторая мировая война дала новый мощный толчок развитию алюминиевой промышленности. Алюминий — легкий металл, его сплавы используются в самолетостроении, из них изготавливаются корпуса ракет, широкое применение этот металл находит в автомобилестроении, вагоностроении, судостроении и т. д. В последние годы возрастает использование алюминия в строительной индустрии. Сплавляется алюминий со всеми металлами кроме свинца. Всего из алюминия и его сплавов изготавливается более 500 тысяч изделий.

Главным сырьем для получения алюминия являются бокситы, но используются и другие виды, например, значительную часть этого металла в России получают из нефелинов, запасы которых имеются на Кольском полуострове, в Западной Сибири. До второй мировой войны ведущая роль по запасам и добыче сырья принадлежала странам Европы и Южной Америки (Испания, Греция, Италия, Гайана, Суринам), в период войны открываются месторождения бокситов на Ямайке, в Доминиканской республике. После войны появляются такие страны как Австралия, Гвинея, Гана и др. В настоящее время по запасам бокситов лидером является Гвинея, далее страны располагаются следующим образом: Австралия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Мали, Индонезия, Камерун, Суринам, Ямайка. Незначительными запасами располагают такие европейские страны, как Испания, Португалия, Швеция, Греция Финляндия, доля США по запасам алюминиевого сырья в мире очень невелика — несколько процентов, Россия помимо нефелинов имеет ресурсы бокситов на Северо-Западе, в Архангельской области, на севере Урала.

По добыче бокситов лидирующими странами являются следующие: Австралия, Гвинея, Ямайка, Бразилия, Индия, Суринам. Более половины добываемых бокситов перерабатывается вблизи от добычи сырья, в районах портов, расположенных недалеко от разрабатываемых месторождений. Бокситы — транспортабельное сырье. Страны центральной Америки поставляют сырье в США, Гвинея — в страны Западной Европы, а также в США, Австралия в большом количестве поставляла в 70‑е гг. бокситы в Японию, но со свертыванием производства первичного алюминия в этой стране поставки прекратились. Первой стадией производства алюминия является производство глинозема. Кроме мест добычи производство глинозема все чаще ориентируется на порты, создаются новые мощности в развивающихся странах, например на Ближнем Востоке, один из крупнейших глиноземных заводов построен на Виргинских островах (США). В Европе мощные центры по производству глинозема созданы в Ирландии, Южной Италии. Главными экспортерами глинозема являются Австралия, Ямайка, Суринам, Гайана.

География производства алюминия резко отличается от географии добычи бокситов и производства глинозема. Основными производителями алюминия являются промышленно развитые страны из-за очень высокой энергоемкости производства. Главными районами производства этого металла являются районы, вырабатывающие дешевую электроэнергию. В 60-е гг. более 70 % алюминия производили три страны: США, Канада, Норвегия. В настоящее время доля этих стран значительно снизилась, хотя они продолжают занимать ведущее место в производстве алюминия. В 2010 г. в мире было произведено 41,4 млн т первичного алюминия. Ведущую «десятку» составляют следующие страны: Китай (16,2), Россия (3,9), Канада (3,0), Австралия (1,9), США (1,7), Индия (1,6), Бразилия (1,5), ОАЭ (1,4), Норвегия (1,2), Бахрейн (0,9). Значительная часть алюминия производится в ФРГ, Нидерландах, Швейцарии, в других европейских странах, в последние годы наблюдается сдвиг отрасли в развивающиеся страны. Быстрыми темпами развивается она в Китае, Бразилии, построены заводы в Венесуэле, ОАЭ. Япония не производит первичного алюминия из-за высокой энергоемкости производства и ввозит его, главным образом, из Австралии. Норвегия поставляет алюминий в европейские страны. Крупнейшим поставщиком металла в западноевропейские страны в последние годы стала Россия, США ввозят алюминий из латиноамериканских стран. В производстве вторичного алюминия (из металлолома) лидеры — США (40 % от мира), Япония, ФРГ, Китай, Италия, Франция, Великобритания. Всего в мире производится около 10 млн т вторичного алюминия. В перспективе ожидается рост потребления алюминия в основном в развитых странах, производство же алюминия будет возрастать в развивающихся странах.

Медная промышленность является второй по значимости отраслью в цветной металлургии. Использование меди человечеством началось раньше железа. Главными сферами применения меди являются электротехническая промышленность, промышленность средств связи, авиационная, химическая и др. Крупными запасами медных руд располагают Чили (здесь известно более 450 месторождений, одно из уникальных — Эскондида), США, Замбия, Перу, Канада, Панама, Заир, Казахстан. В России запасы медных руд имеются на Урале, Кольском полуострове, недалеко от Норильска, в Читинской области (здесь находится крупнейшее месторождение — Удоканское). По добыче медных руд выделяются такие страны, как Чили, США, Канада, Замбия, Заир, Перу.

В 2010 г. производство рафинированной меди в мире составило 19,2 млн т. Ведущее место принадлежит Китаю, Чили, США, Канаде, Японии, из европейских стран производство рафинированной меди развито в ФРГ, Бельгии. Большую часть металла (до 80 %) потребляют развитые страны. Главные районы потребления — Япония, США, западноевропейские страны. Главными экспортерами являются развивающиеся страны, медь ввозится в виде медных концентратов или черновой меди.

Из других отраслей цветной металлургии значительное место принадлежит свинцово-цинковой промышленности. Свинец и цинк извлекаются в основном из комплексных полиметаллических руд. Ресурсами свинца и цинка из развитых стран располагают США, Канада, Австралия. Крупные ресурсы руд цветных металлов сосредоточены в странах Латинской Америки (например, Боливия в значительной степени строит развитие своей экономики на экспорте оловянных концентратов), Юго-Восточной Азии, Китае. Однако развитие цветной металлургии во многих странах сдерживается недостаточным энергообеспечением.

Страны СНГ, в первую очередь, Россия являются одним из крупнейших районов по запасам руд цветных металлов. Однако в последние годы здесь наблюдается спад производства.

Машиностроение мира. Машиностроение по масштабам производства — главная отрасль в структуре промышленности. Темпы развития машиностроения опережают темпы развития других отраслей промышленности из-за увеличения производства продукции новейшими отраслями, прежде всего электронной промышленностью. НТП связан, прежде всего, с машиностроением. Основная часть производства продукции машиностроения по-прежнему сосредоточена в промышленно развитых странах, несмотря на бурный рост машиностроения в развивающихся странах, в том числе и «новых индустриальных». Доля развивающихся стран в производстве продукции машиностроения мира составляет не более 20 %. В развивающихся странах в машиностроении велика доля сборочного производства, детали и узлы поступают из развитых стран, т. е. для них характерна незавершенность структуры производства, кроме того, эти страны жестко зависят от иностранного капитала.

По-прежнему развитые страны являются главными производителями сложной наукоемкой продукции. Особенно существенные сдвиги в машиностроении развитых стран произошли благодаря внедрению гибких производственных систем и роботизации производства. Гибкая автоматизация обеспечивает резкое сокращение потребностей в рабочей силе, особенно на трудоемких сборочных операциях, позволяет выпускать малосерийную продукцию, повышает эффективность производства. Во внедрении роботов в производство наблюдается приоритет Японии, которая сосредоточивает более половины мирового парка роботов.

По стоимости продукции машиностроения в мире первое место прочно занимают США (хотя доля этой страны в последние десятилетия сокращается), второе место принадлежит Японии (при этом разрыв уменьшается), ФРГ — лидер западноевропейского машиностроения. Эти страны обладают полной номенклатурой машиностроительного производства. Высокий уровень развития машиностроения имеют Великобритания, Франция, Италия. Малые высокоразвитые страны Западной Европы существенно уступают ведущим странам по масштабам производства, но имеют высокий уровень развития в отдельных подотраслях. Особенностью машиностроения развитых стран является его высокая экспортность. Максимальную экспортную квоту имеет Япония, ненамного отстают США и ФРГ, высокая доля экспортности характерна для малых стран Западной Европы (например, Швейцарии). Необходимо также отметить, что в развитии машиностроения на современном этапе происходит усиление специализации и кооперирования производства.

В целом же в мире сформировалось три ведущих центра высокоразвитого машиностроения: Северная Америка, Западная Европа и страны АТР.

Отличительными чертами машиностроения Северной Америки являются: наиболее многообразная номенклатура продукции по сравнению с другими регионами, наибольшие капиталовложения в отрасль, довольно высокая доля импорта изделий средней и низкой сложности. Регион производит более четверти продукции мирового автомобилестроения, более 70 % продукции гражданского самолетостроения, около 70 % выпуска крупных ЭВМ.

На долю стран Западной Европы приходится до 30 % продукции мирового машиностроения. Западная Европа — производитель продукции массового машиностроения, но наряду с этим развиваются отрасли высоких технологий. Западноевропейские страны начинают уступать в развитии НТП не только США, но и Японии.

На долю азиатского региона приходится около 20 % мирового машиностроения. Япония, которая занимает второе место в машиностроении мира с начала 80-х гг., очень активно переходит на увеличение производства продукции более высоких технологий, внедряет автома­тизацию, роботизацию производства, выносит производства средней и низкой сложности в соседние страны с дешевой рабочей силой (в 70–80‑е гг. — главным образом, в Южную Корею, в 90-е гг. — в Малайзию, Филиппины, Таиланд). Для азиатских стран характерна высокая степень зависимости от иностранного капитала, экспортная направленность в развитии промышленности, главным образом, это касается отраслей машиностроения.

Среди других развивающихся стран наиболее развито машиностроение в Бразилии, Индии, Мексике, Аргентине. Эти страны имеют внутренний емкий рынок, однако технический уровень производства отстает от развитых стран, высока доля отсталых технологий, которые переносятся сюда из развитых стран.

Особое место в структуре машиностроения мира занимает Китай, который имеет довольно высокий уровень развития, но структура его отличается высокой долей отраслей пониженной сложности, хотя и имеет большую группу предприятий высокого технического уровня, особенно в отраслях ВПК. Во многих странах, например в африканских, машиностроение развито очень слабо и представлено в основном ремонтными мастерскими или просто отсутствует.

Машиностроение — очень сложный комплекс отраслей. В отраслевой структуре принято выделять три главные подгруппы: общее машиностроение (35–37 % от общего производства), транспортное машиностроение (33–35 %), электронная и электротехническая промыш­ленность (30–31 %). Доля транспортного машиностроения снижается, опережающими темпами развивается электронное машиностроение, незначительно возрастает доля общего машиностроения.

Общее машиностроение включает в себя выпуск всех видов производственного оборудования, станкостроение, сельскохозяйственное ма­шиностроение. Ведущей отраслью общего машиностроения является станкостроение. Главным направлением в развитии этой отрасли является переход к производству станков-полуавтоматов и автоматов с числовым программным управлением и управлением ЭВМ, внедрение гибких производственных систем. Лидером в станкостроении является Япония, на втором месте находится ФРГ, на третьем – Китай. Высокоразвитое станкостроение имеют США, для западноевропейских стран станкостроение чаще является маркой государства (например, Швейцария — крупнейший производитель оборудования для часовой промышленности). Доля развивающихся стран невелика и составляет менее 10 % от всего производства станков в мире. Станкостроение развивается быстрыми темпами в Бразилии, Южной Корее, Индии, на Тайване.

Для развитых стран в общем машиностроении можно отметить замедление производства сельскохозяйственных машин, сокращение выпуска текстильного оборудования и вынос этих отраслей в развивающиеся страны. Производство продукции отраслей тяжелого машиностроения по-прежнему сосредоточивается в развитых странах, ведущими являются США, ФРГ, Япония. Относительно недавно в структуре общего машиностроения появилась новая отрасль — производство экологического оборудования, которое выпускается в высокоразвитых странах.

В состав транспортного машиностроения входят автомобилестроение, судостроение, авиастроение, производство подвижного состава для железнодорожного транспорта и др. Очень долгий период времени лидером транспортного машиностроения было судостроение. В настоящее время на первое место в структуре этой отрасли выдвинулось автомобилестроение. К ведущим отраслям относится авиастроение, производство подвижного железнодорожного состава резко сократилось в развитых странах и растет в развивающихся.

Автомобилестроение — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей 20 столетия. Автомобилестроение как отрасль «родилась» в Европе около 100 лет назад, второе рождение автомобилестроения произошло в США накануне первой мировой войны с внедрением Фордом конвейерной системы, и уже к 1925 году около половины семей США имели автомобили. Мировое производство автомобилей в 1950 г. составило 10,6 млн , доля США была — 76 %. Автомобилестроение в Японии только начинало развиваться (в 1950 г. было произведено 32 тыс. автомобилей) Но постепенно США начали терять свое лидерство в этой отрасли. В начале 50-х гг. США уступают место ведущего мирового экспортера Западной Европе, в 1970 г. западноевропейские страны опередили США и по производству автомобилей. В этот период времени автомобилестроение очень быстрыми темпами развивалось в Японии. С 1980 г. Япония становится лидером в производстве автомобилей. Объясняется это более высокой производительностью труда и, как следствие — более низкой себестоимостью производства по сравнению с другими странами. Японский автомобиль — самый экологически «чистый». Из-за нехватки территории в отличие от других стран в Японии отсутствует складская система, комплектующих деталей хватает на два часа работы. В 1994 г. США вновь выходят на первое место в автомобилестроении, хотя продолжали уступать Японии в производстве легковых автомобилей. В настоящее время прорыв в автомобильной промышленности сделал Китай.