Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



Е.В. ЗАЙЦЕВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ»

 

Брянск 2012

 

 

УДК 519.3

 


БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО

Кафедра «зоологии и анатомии»

Е.В. ЗАЙЦЕВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ»

 

 

Брянск 2012

 

 

УТВЕРЖДЕНО

РИС Ученого совета

Брянского государственного университета

Имени академика И.Г. Петровского

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ. Профессор, доктор биологических наук, заведующий кафедрой Яковлева С.В. Брянской государственной сельскохозяйственной академии.

Профессор, доктор медицинских наук Бахтинов А.П. Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

ЦЕЛЬ ИЗДАНИЯ И ПОСТРОЕНИЕ УМК

 

Учебно-методический комплекс представляет собой руководство для самостоятельного изучения студентами гистологических препаратов на лабораторных занятиях по биологии клетки. Он поможет пониманию закономерностей строения, объемных отношений, функций и генезиса различных структур и их особенностей.

Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений биологического, педагогического, медицинского, физкультурного, сельскохозяйственного профилей содержит основные сведения о строении и функции клетки, отражает современное состояние цитологии и создает целостное представление о клетке как элементарной единице организмов, которой присущи все признаки живого.

УМК содержит иллюстрации теоретических положений курса, оптимизирует их понимание и усвоение, служит целям формирования у будущего учителя биологии навыков и умений, необходимых для работы в школе. Документальный иллюстрированный и описательный материал практикума служит также целям усвоения студентами элементов введения в биологию и тем самым подготавливает их к изучению других биологических предметов.

В этом УМК, описаны гистопрепараты, которые сопровождаются микрофотографиями, сделанных с серийных препаратов, выполненных авторами с помощью цифрового фотоаппарата и микроскопа.

Описание гистологических препаратов сделано по единому плану и рассчитано на активную и максимально самостоятельную работу студентов на лабораторных и леционных занятиях. В текстовой части практикума дано объяснение гистофизиологических особенностей и закономерностей, которыми следует руководствоваться при изучении каждого гистологического объекта и выяснении указаний по технике микроскопии.

Особое внимание уделено в УМК описанию изготовления и правил работы с так называемыми школьными препаратами. Этот материал может быть использован студентами не только на лабораторных и лекционных занятиях, но и при подготовке к педпрактике, поможет будущему учителю разнообразить иллюстрированный материал на уроках.

Содержание УМК соответствует утвержденным программам для университетов, с учетом межпредметных связей и программ по смежным дисциплинам. Все названия структур даны в соответствии и Международной гистологической номенклатурой (Nomina Histologica, 1989), русские эквиваленты терминов – общепринятой опубликованной номенклатуре.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I

Программа курса. Содержание курса…..…………………………………………….5

Глава II

Занятие 1. Введение в дисциплину…………………………….…………………….11

Тема 1. Предмет биология клетки……………………………………………….…..11

Правила работы обращения с микроскопом………………………………………...15

Основы общей цитологии – биологии клетки……………………………………....18

Структурные компоненты эукариотической клетки………………………………..22

Занятие 2. Тема 2. Ядро. Общая характеристика ядра……………………….……. 27

Деление клеток. Мейоз. Митоз. Амитоз…………………………………….………39

Занятие 3. Тема 3. Плазматическая мембрана (плазмалемма)……………………..48

Биологические мембраны…………………………………………………………….51

Химический состав плазмалеммы……………………………………………...……56

Занятие 4. Тема 4. Цитоплазма. Цитоплазматический матрикс. Цитоскелет…….61

Занятие 5. Тема 5. Немембранные органоиды………..………………………….....66

Занятие 6. Тема 6. Одномембранные органоиды……………………………….…..74

Занятие 7. Тема 7. Двумембранные органоиды……………………………..……....81

Глава III

Темы для самостоятельного изучения……………………………………………….86

Тема 8. Целостные реакции клетки……………………………………………...…..86

Тема 9. Жизненный путь клеток………………………………………...…………...88

Тема 10. Определение пола и половые различия клеток…………………………. 95

Глава IV

Тестык лабораторно-практическим занятиям по дисциплине………………….….97

Глава V

Лекция 1. Введение в цитологию………………………………………………..…112

Лекция 2. Морфология клетки……………………………………………………...124

Лекция 3. Генетический аппарат клетки…………………………………………...127

Лекция 4. Поверхностный аппарат клеток…………………………………………134

Лекция 5. Обмен веществ…………………………………………………………...141

Лекция 6.Биосинтез белков…………………………………………………………150

Лекция 7. Вирусы……………………………………………………………………155

Лекция 8. Химический состав клеток………………………………………………169

Глава VI

Аттестационно-педагогические измнрительные материалы……….………….....177

Глава VII

Цитологические и цитогенетические термины………………………………........186

Глава VIII

Вопросы к экзамену по дисциплине «цитология»……………………………..….193

Вопросы к ГАК по дисциплине «цитология»……………………………………...196

Литература…………………………………………………………………………..197

ГЛАВА I

Программа курса

 

Пояснительная записка

 

Цитология разработана и апробирована в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, согласно которой основной задачей высшего профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

Реализация поставленной задачи предполагает как повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, так и усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Таким образом, увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала.

Целью курса Биология клетки является изучение клетки как элементарной биологической системы, ее строения, процессов обмена веществ в клетках, закономерностей воспроизведения и дифференцировки клеток. Изучение цитологии предполагает наличие у студентов школьных знаний по ботанике, зоологии, генетике и экологии. Объем и уровень знаний, полученных студентами при изучении курса, должны обеспечить возможность ведения общебиологических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях различного профиля.

Основными задачами курса Биология клетки являются следующие: изучение истории учения о клетке, изучение структурных компонентов клетки, изучение воспроизведения клеток, изучение обменных процессов в клетках.

По окончании курса студенты должны знать: историю создания клеточной теории и основные положения клеточной теории; современные методы изучения клетки; структурные компоненты клетки и функционально-генетические связи между ними; закономерности воспроизведения клеток; основные обменные процессы в клетках.

Студенты, освоившие курс, должны уметь: использовать возможности светового микроскопа, анализировать цитологические препараты, планировать цитологические исследования, изготавливать простейшие (давленные) препараты.

Биология клетки изучается на 1 курсе естественно-географического факультета в течение одного семестра, по окончании которого сдается зачет.Проводится 1 контрольная работа.

Объем курса по специальности «биология и химия» - 34 часа, из них – 17 часов – лекционный курс, 17 часов – лабораторно-практические занятия. Кроме того, предусматриваются самостоятельные работы (с дополнительным объемом внеаудиторной работы в 14 часов).

Распределение учебной нагрузки по видам учебной деятельности произведено в соответствии с двухуровневой структурой информационно-деятельностной составляющей курса:

1 уровень – усвоение основных понятий и концепций клеточной теории и закономерностей строения и функционирования клеток в соответствии с основной учебной литературой, материалами лекций и лабораторно-практических занятий;

2 уровень – изучение истории цитологии и современных представлений о молекулярно-генетическом и клеточном уровнях организации жизни в ходе самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими материалами ( в т.ч., и электронной форме).

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Лекционный курс