Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Урок 57/2. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА



 

Цель урока: преподать закон сохранения импульса и сформировать некоторые представления об его полезности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: прибор ПДЗМ с принадлежностями, прибор для демонстрации закона сохранения импульса, кинофильм "Закон сохранения импульса".

План урока: 1. Вступительная часть 1-2 мин.

2. Опрос 15 мин.

3. Объяснение 15 мин.

4. Закрепление 10 мин.

5. Задание на дом 2-3 мин.

II. Опрос фундаментальный: 1. Сила и импульс. 2. Закон сохранения импульса.

Задачи:

1. Пожарный шланг выбрасывает 50 кг воды в секунду со скоростью 40 м/с. Какую силу должен приложить пожарный, чтобы держать шланг неподвижно?

2. С какой силой давит на землю кобра, когда она, готовясь к прыжку, поднимается вверх со скоростью ? Масса кобры т, длина .

3. Тело массой 40 г, брошенное вертикально вверх с начальной скоростью 30 м/с, достигло высшей точки подъема спустя 2,5 с. Найти среднюю силу сопротивления воздуха, действовавшую на тело во время полета?

4. Камень массой 0,75 кг, брошенный горизонтально, упал на землю через 2 секунды. Найдите величину изменения импульса камня за время полета.

5. На брусок массы М направлена струя жидкости сечением S, с плотностью ρ и скоростью υ. Найти установившуюся скорость бруска, если коэффициент трения между бруском и полом µ, а взаимодействие струи с бруском неупругое.

6. Длинная, тонкая и гибкая веревка движется вдоль прямой горизонтально с постоянной скоростью . В некоторый момент передний конец веревки "заворачивают" и начинают тащить параллельно указанной прямой в противоположную сторону со скоростью υ. С какой силой приходиться тащить? Длина веревки L, масса М. Трения между веревкой и плоскостью нет.

7. Кубик из пенопласта массой 100 г лежит на горизонтальной подставке. Ребро кубика 10 см. Снизу кубик пробивает вертикально летящая пуля массой 10 г. Скорость пули при входе в кубик 100 м/с, при вылете 95 м/с. Подпрыгнет ли кубик?

Вопросы:

1. Каков примерно ваш импульс, когда вы пробегаете 100-метровку?

2. Покажите, что импульс однородного диска, вращающегося вокруг закрепленной оси, равен нулю.

3. Почему человек может бежать по тонкому льду и не может стоять на нем, не проваливаясь?

4. Почему в восточных единоборствах предпочитают быстрые удары?

5. Как измерить скорость, которую вы щелчком сообщили спичечному коробку?

6. Два мальчика на катке хотят сравнить, кто из них больше по массе и во сколько раз. Как им выполнить свое намерение с помощью одной лишь рулетки?

7. Зависит ли отдача винтовки при выстреле от того, имеет канал нарезку или он гладкий?

 

III. В качестве примера сохранения импульса рассмотрим лобовое столкновение двух тележек (демонстрация). Замкнутой называется система, на тела которой не дейст­вуют внешние силы.Как взаимодействуют тележки друг с другом?

F12 = F21 = F

Почему изменяется импульс первого тела? второго тела?

Вывод: "Если какое-нибудь тело, ударившись о другое тело, изменяет своею силою его количество движения на сколько-нибудь, то оно претерпит от силы второго тела в своем собственном количестве движения то же самое изменение, но обратно направленное, ибо давления этих тел друг на друга постоянно равны".

И.Ньютон

Перепишем последнюю формулу в виде: