Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб



Социальная служба - это система социальных мер, а так­же реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизнен­ной ситуации и побуждению граждан к активной самопомо­щи в ее преодолении.

Правовой основой, регламентирующей деятельность учреж­дений, предприятий социальных служб, является федераль­ный закон «Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации», вступивший в действие в де­кабре 1995 г.

Социальное обслуживаниепонимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психоло­го-педагогических, правовых услуг, осуществлению социаль­ной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В систему служб, осуществляющих социальное обслужи­вание, входят:

- государственные (федеральные, региональные);

- муниципальные (местные);

- смешанные (государственно-общественные);

- частные и службы других форм собственности.

К основным видам социального обслуживания относятся:

- материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);

- социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО;

- предоставление временного приюта;

- консультативная помощь по различным направлениям;

- реабилитационные услуги и т.д.

Несмотря на кажущееся разнообразие учреждений социального обслуживания и различие названий, всех их мс условно подразделить на две группы: общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей определенного территориального формирования или любой территориально-админи­стративной единицы (микрорайона, поселка, муниципалитета и т.п.)- Находясь максимально близко к месту жительства людей, они преследуют цель оказывать первичную социальную поддержку всем нуждающимся, обратившимся за помощью»

Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где, как правило, имеются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи.

Кроме того, к общепрофильным учреждениям можно нести территориальные центры социальной помощи семье детям, дома милосердия, комплексные центры социально обслуживания и др.

К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (паям люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т.п.) или оказывающие специфические услуги правового, психолого-педагогического, медицинского характера. К ним относятся:

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- социальные приюты для детей и подростков;

- центры экстренной социальной помощи по телефону;

- центры (отделения) социальной помощи на дому;

- дома ночного пребывания;

- специальные дома для одиноких престарелых;

- стационарные учреждения социального обслуживания;

- геронтологические центры и др.

Важную роль играют стационарные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты; детей с физическими недостатками.

Одной из новых организационных форм социального об­служивания является развитие сети специальных жилых до­мов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В соот­ветствии с примерным положением о специальном доме для одиноких пожилых людей этот дом предназначается для по­стоянного проживания одиноких граждан, а также супружес­ких пар, которые сохранили полную или частичную способ­ность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных по­требностей. Как правило, жильцами таких домов становятся те, кто заключил договор на передачу своего жилья государ­ству.

Основная цель создания таких домов - обеспечение благо­приятных условий проживания и самообслуживания; предо­ставление социально-бытовой и медицинской помощи; созда­ние условий для активного образа жизни, в том числе по­сильной трудовой деятельности.

На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в пол­ном размере. Они имеют право на первоочередное направле­ние в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Специальные жилые дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар - это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого ком­плекса социальных проблем престарелых граждан.

Общепрофильные и специализированные социальные служ­бы и учреждения, как правило, имеют юридический статус, собственную материальную базу, счет в банке, их деятель­ность регламентируется уставом, разрабатываемым с учетом типовых положений. Они создаются, реорганизуются и лик­видируются местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами социальной за­щиты населения, а их структурные подразделения - решени­ем директора центра.

Структуру таких центров можно представить в виде от­дельных модулей, набор которых зависит от конкретных об­стоятельств, места, времени, ресурсов. Модули могут заме­няться или дополняться новыми по мере необходимости, из­менения потребностей в социальных услугах их клиентов.

Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает: планирование и финансирование, кадровую политику, организацию и оплату труда работни» ков.

Источниками финансирования социальных служб являются:

- нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня;

- поступления из Фонда социальной поддержки населе­ния за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

- средства из Федерального бюджета на выполнение ус­тавных задач и целевых программ;

- финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и район­ных программ;

- дополнительные средства из областного и местного бюд­жетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

- доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

- доходы от приватизации государственной собственнос­ти, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии, от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муници­пального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

- благотворительные пожертвования и взносы предприя­тий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций.

Службы могут работать полностью на бюджетном финансировании, на благотворительные средства, на деньги от с: ей коммерческой деятельности или быть на смешанном финансировании.

Экономические функции служб определяются положени­ем об их деятельности. Так, в соответствии с примерным положением (Минсоцзащиты от 14 августа 1994 г.) в террито­риальных центрах социальной помощи семье и детям предус­мотрено создание отделений социально-экономической помощи. В их функции входит:

- содействие в получении льгот, пособий, компенсаций других выплат, материальной помощи, кредитов, алиментов, улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;

- организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-про­даж, вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);

- консультирование по вопросам самообеспечения семей, семейного предпринимательства, надомных промыслов;

- содействие в вопросах занятости, устройства на курсы переподготовки;

- социально-экономический патронаж многодетных, не­полных, малообеспеченных семей, экономическая поддерж­ка выпускников детских домов и школ-интернатов на началь­ном этапе самостоятельной жизни до достижения ими совершеннолетия и материальной независимости и т.п.

План работы — это обязательный для исполнения адрес­ный документ, который предусматривает комплекс меропри­ятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам вы­полнения работ, относящихся к сфере социального обслужи­вания и социальной поддержки населения.

План работы может быть комплексным или целевым по отдельным проблемам, в зависимости от сроков исполнения - перспективным (на один год и более длительный срок) и текущим (на месяц, квартал).

Особенностью плана работы социальной службы (центра) является то, что границы его действия совпадают с граница­ми административно-территориального деления и то, что орган управления (районные, городские отделы или управления социальной защиты населения) является организационным звеном в структуре местной администрации.

Поэтому план работы социальной службы (центра) имеет самостоятельное значение, но в то же время является состав­ной частью местной программы социальной защиты населе­ния и направлен на ее реализацию.

Разработка плана начинается с анализа социально-эконо­мических и демографических процессов, происходящих на территории (район, город, село и др.). На этом этапе выявля­ются тенденции, диспропорции, узкие места в экономичес­ком и социальном положении населения, определяются при­оритетные направления на предстоящий плановый период.

На основании данного анализа формируется концепция (основные направления) долгосрочного развития социальной службы (центра) и ее. работы. Затем разрабатываются цели и задачи, производится предварительная оценка ресурсных за­трат, разрабатывается структура перспективного, текущего планов службы и ее подразделений.

После этого определяются программные мероприятия, ис­полнители, уточняются необходимые ресурсы. Мероприятия, включенные в план работы, должны быть увязаны с требова­ниями Положения (Устава) о службе (центре) социального обслуживания населения. Разработанный проект плана согла­совывается с вышестоящими органами, заинтересованными службами и предприятиями. План может рассматриваться на попечительском совете, собрании трудового коллектива или расширенном производственном совещании. Утверждается план директором службы (центра), после чего становится до­кументом, обязательным для исполнения. План должен быть доведен до каждого исполнителя.

Важнейшим условием успешной реализации плана являет­ся действенная система контроля. Руководителю службы необ­ходимо систематически анализировать и подводить итоги вы­полнения плана, его отдельных разделов на планерках и сове­щаниях, оценивать результативность мероприятий на основе вопросов, анкетирования, социологического исследования и т.д.

Структура перспективного плана работы центра социаль­ного обслуживания населения на год может быть примерно следующей:

I. Организационная работа.

II. Основные виды социального обслуживания.

III. Ресурсное обеспечение социального обслуживания.

IV. Контроль за деятельностью по социальному обслужи­ванию,

К плану могут прилагаться мероприятия всех структур­ных подразделений центра, отдельных комиссий, целевые программы. На основе перспективного формируется план-сетка на каждый месяц, квартал или полугодие, который является одной из форм контроля. Таким образом, рациональная дея­тельность по разработке, осуществлению и контролю за вы­полнением плана будет служить залогом повышения эффек­тивности социального обслуживания и способствовать успеш­ному решению задач, стоящих перед социальной службой.

Наиболее детально структура перспективного плана рабо­ты может быть представлена на примере деятельности цент­ра социального обслуживания населения.

I. Организационная работа:

1) разработка и принятие нормативных актов и других документов, связанных с работой центра и его структурных подразделений: положений о работе ЦСО, комплексных со­циальных программ и др.;

2) управление центром: делопроизводство, формирование банка данных по всем категориям населения, собрания, пла­нерки, семинары; использование достижений науки и прак­тики.

П. Развитие основных видов социального обслуживания:

1) предоставление материальной помощи: денежной, на­туральной; предоставление специальных технических средств для инвалидов;

2) организация социального патронажа на дому: выявле­ние и учет клиентуры, определение перечня платных и бес­платных социально-бытовых услуг и расширение их ассорти­мента и ареала;

3) предоставление временного проживания;

4) организация дневного пребывания для одиноких пожи­лых людей. Предоставление социально-бытового, медицинс­кого, культурного и иного обслуживания в отделении дневно­го пребывания;

5) консультативная помощь: телефон доверия, психолого-педагогическая, социально-экономическая, правовая, меди­ко-социальная и др.;

6) реабилитационные услуги в мастерских, комнатах пси­хологических разгрузок и т.п.

III. Ресурсное обеспечение социального обслуживания:

1) имущественное обеспечение центра: создание подсобно­го хозяйства; приобретение необходимого оборудования, транс­порта, техники; строительство, ремонт, реконструкция и т.д.;

2) финансовое обеспечение: составление смет расходов бюджетных поступлений; привлечение внебюджетных поступ­лений от проведения благотворительных мероприятий; обра­щение за материальной помощью к предприятиям, организа­циям, фондам и т.д.;

3) хозяйственная деятельность: создание и функциониро­вание собственных или совместных предприятий и производ­ственных служб; организация внутрихозяйственной деятель­ности;

4) кадровое обеспечение: комплектование кадрами в соот­ветствии со штатным расписанием; проведение учебы и атте­стации, конкурсов на лучшего по профессии, разработка и реализация форм морального и материального стимулирова­ния работников; реализация материальных и других льгот для работников, непосредственно оказывающих эти услуги и организующих эту деятельность;

5) льготы по налогообложению в сфере социального обслу­живания: внесение предложений в местные органы самоуправления.-

IV. Контроль за деятельностью по социальному обслужи­ванию:

1) контроль за предоставлением социальной помощи и услуг;

2) контроль за деятельностью работников центра (заслу­шивание отчетов, проведение опроса мнения клиентов, рей­дов-проверок и т.д.);

3) контроль за выполнением планов работ центра и его структурных подразделений;

4) подготовка письменного и других отчетов, цифровых данных анализа и других документов о деятельности центра; изучение предложений, заявлений, жалоб граждан.

Общепрофильные и специализированные учреждения и предприятия социального обслуживания становятся важней­шим элементом организационно-экономического механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граж­дан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эф­фективности их функционирования.

В то же время экономическая эффективность деятельнос­ти социальных служб в решающей степени зависит от орга­низации их деятельности, профессионализма кадров, мате­риального и морального стимулирования работающих.