Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Экономика основных сегментов социальной сферы.



Не менее важны и вопросы социально-экономического воспитания, т.е. педагогически ориентированная и целесообраз­ная система общественной помощи подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь Воспитание как целостный процесс становления личности включает: образование, обучение и развитие детей и подростков.

Учитывая специфику экономической концепции воспита­ния, можно условно вычленить следующие основные функции заинтересованных в ее осуществлении институтов:

- в семье: формирование и закрепление экономических качеств, навыков и умений посредством привлечения всех ее членов к труду, ведению семейного бюджета; воспитание эко­номически осознанного отношения к материальным ценнос­тям, природной среде, семейному и общественному достоя­нию; выработка разумных потребностей и умение сочетать их с общественными возможностями;

- в школе: насыщение экономическим содержанием учеб­ного процесса и внеклассной работы, формирование эконо­мических умений и навыков в области планирования, экономического расчета, контроля и анализа результатов хо­зяйственной деятельности. Целью системы социально-педагогического воспитания является формирование экономически грамотной социально-активной личности.

Составной частью экономического пространства являютсякультура и искусство, которые регламентируются следующими ФЗ «Основы законодательства российской федерации о культуре», «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», «О библиотечном деле», «Об охране и использовании памятников истории и культуры», «О государственной поддержке кинематографии РФ», «О ввозе и вывозе культурных ценностей» и др.

Законодательство регулирует культурную деятельность в следующих областях:

− выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

− художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

− художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

− самодеятельное (любительское) художественное творчество;

− музейное дело и коллекционирование;

− книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

− телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

− эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

− научные исследования культуры;

− международные культурные обмены;

− производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

− иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

− обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность, на творчество, на личную культурную самобытность, на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование, право собственности в области культуры и др. права;

− создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

− определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

− определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области экономики культуры относится формирование федерального бюджета в части расходов на культуру.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относится организация и поддержка учреждений культуры и искусства.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:

− организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;

− создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

− сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

− содержание музеев;

− создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

В условиях перехода к обществу рыночных отношений происходит, сокращение объемов государственного финансирования. Поэтому важное значение приобретает изменение принципов формирования федерального, региональных и местных бюджетов. Государство обязано обеспечить экономические условия для более широкого применения нетрадиционных форм поддержки культуры и искусства, которые пока существенно сдерживаются из-за отсутствия должной нормативной и законодательной базы, несовершенства налоговой системы, замедленных темпов структурных преобразовании в социально-культурной сфере.

Важное место в экономическом пространстве социальной работы занимает сфера труда и быта. Значение сферы трудо­вых отношений определяется тем, что в народном хозяйстве занято 45% всего населения. Более 29% всех работников приходится на негосударственный сектор.

Социально-трудовые отношения — это объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения между индивидами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на ре­гулирование качества трудовой жизни.

Субъектами трудовых отношений являются наемный работник, работодатель и государство. Государство в системе социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, координатор и организатор регулирования этих отно­шений, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах. Роль государства в социально-трудовых отношениях может менять­ся и определяется историческими, политическими и экономически­ми условиями его развития.

Уровень социально-трудовых отношений определяется свойствами социальной среды, в которой функционируют субъекты этих отноше­ний, т.е. можно выделить индивидуальный уровень, когда взаимодей­ствуют работник и работодатель в различных сочетаниях, групповой, когда взаимодействуют объединения наемных работников и объеди­нения работодателей, и смешанный, когда взаимодействуют работни­ки и государство, а также работодатели и государство. Кроме того, со­циально-трудовые отношения могут быть выделены на уровне регио­на, отрасли, организации, рабочего места и др.

Все многообразие предметов социально-трудовых отношений можно свести к трем группам:

1) социально-трудовые отношения занятости;

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, трудовой доход.

Безработица — социально-экономи­ческое явление, выступающее как отсутствие занятости у определен­ной, большей или меньшей, части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.

В современной экономике безработица рассматривается как ес­тественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способ­ствует:

• улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурен­тоспособности как товара;

• формированию нового мотивационного механизма и соответ­ствующего отношения к труду;

• повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;

• наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.

Безработица влечет за собой серьезные экономические и соци­альные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

• недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработи­цы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена (Okun's law): превышение на 1% фактического уровня безра­ботицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциального;

• значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся без­работными, поскольку работа является для них основным источ­ником средств существования;

• снижение уровня заработной платы занятых в результате возни­кающей конкуренции на рынке труда;

• увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компен­саций и т.д.

Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основ­ные среди них следующие:

• усиление политической нестабильности и социальной напря­женности в обществе;

• обострение криминогенной ситуации, рост преступности, по­скольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;

повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосуди­стых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения;

• деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужден­но незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков.

2) социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда;

3) социально-трудовые отношения, возникающие по поводу воз­награждения за труд.

В этих условиях действующее трудовое законодательство, созданное применительно к ситуации, когда государство-монополист выступает в качестве и нанимателя, и законодателя, и исполнителя зако­нов, не способно сколько-нибудь эффективно выполнять роль регулятора трудовых отношений. Иначе говоря, существующая база регулирования трудовых отношений не соответствует новым экономическим и социальным условиям. Государство не выполняет своей роли социального защитника права чело­века на труд, нормальные условия труда и доход от своей трудовой деятельности.

Переходный период в сфере трудовых отношений выявил негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав и ослабление государственного контроля за их соблюдением.

На одно из первых мест выходит проблема стабильной за­нятости населения, ибо она является важнейшим условием повышения уровня жизни граждан. Это выражается в росте явной и скрытой безработицы. Опасно то, что скрытая безра­ботица не используется для переквалификации и переобучения работников в целях дальнейшего их рационального использования. А это в условиях возникновения массовой безработицы порождает опасность невозможности трудоустройства безработных.

Особую значимость приобретают вопросы адресной и со­циально ориентированной государственной поддержки безработных, приведение в соответствие размера пособия по безработице с фактической величиной прожиточного минимума.

В этих условиях основные направления социальной политики государства в сфере трудовых отношений предполагают:

1. предотвращение обвальной безработицы и осуществление социально-экономической поддержки безработных с уче­том количества иждивенцев;

2. восстановление и укрепление системы контроля за со­блюдением законодательства в области государственных га­рантий оплаты, режима и охраны труда;

3. ратифицирование конвенции Международной организа­ции труда (МОТ), устанавливающей международные стандар­ты общепризнанных прав работников наемного труда.

Основной целью социальной политики государства в социально-трудовой сфере становится опора на социальное партнерство. Партнерами являются работники (представители работников), работодатели (представители работодателей), органы государственной власти, органы местного самоуправления. В этих целях заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, а также региональные, отраслевые (межотраслевые) и территориальные соглашения. На уровне предприятия заключается коллективный договор о регулировании трудовых отношений между работодателями и работниками в лице их представителей.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах: коллективных переговоров по вопросам заключения колдоговоров и соглашений, регулирования трудовых отношений, участия работников и их представителей в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Нельзя забывать еще об одном аспекте регулирования экономического пространства социальной защиты в трудовой сфе­ре. Это - социальное страхование (обязательное пенсионное страхование). Необходимо повышать ставки страховых отчислений на фонд оплаты труда тех предприятий, где не улучшаются условия труда и не снижается вредность производства. Защищать социальные права работающих сле­дует не снижением возраста выхода на пенсию, а улучшением условий труда. А если это в данный момент невозможно, то должны быть соответствующие поступления в Пенсионный фонд, компенсирующие досрочную выплату льготных пенсий.

Для развития народного хозяйства и отдельных его регио­нов чрезвычайно важно разграничение инфраструктуры на производственную и социально-бытовую. Эти части инфра­структуры должны находиться в оптимальном соотношении во избежание диспропорции в развитии экономики государ­ства.

Социально-бытовая инфраструктура - это совокупность отраслей, непосредственно связанных с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нор­мальной жизнедеятельности населения.

В ст. 40 Конституции РФ обозначено: каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В условиях катастрофического роста стоимости жилья все более возрастает роль государства не столько в «выделении» бесплатных квартир, сколько в гарантированной направлен­ности жилищной политики: доступности молодым и мало­имущим семьям льготных кредитов и погашение их части после рождения ребенка; в государственной гарантии исполнения контрактных договоров между строителями и заказчиками на приобретении жилья в рассрочку; в строительстве дешевого муниципального жилья и т.д.

Кроме того необходимо принятие в регионах и на мест­ном уровне социальных программ предоставления жилищ­ных субсидий. В них должно быть предусмотрено постепенное увеличение доли стоимости оплачиваемых гражданами жилищно-коммунальных услуг в их реальной стоимости; диф­ференцированный подход к различным социальным группам населения и выплатажилищных субсидий, исходя из социальных норм потребления этого вида услуг и скорректиро­ванного дохода семьи в соответствии с прожиточным мини­мумом и числом иждивенцев.

Социально-бытовую инфраструктуру в РФ законодательно регламентируют следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Жилищный кодекс (принят 29 декабря 2004, ред. от 18.10.2007), а также Федеральные законы: «О фонде содействия реформированию ЖКХ» (21.07.2007), «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (29.12.2006), «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (20.08.2004) и др.

На период 2002-2010 гг. в России действуют федеральные целевые программы «Жилище» и «Свой дом».

Установлено, что при сохранении за органами государ­ственной власти субъектов РФ и органами местного само­управления права определять основные параметры перехо­да на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры оказываемой государством из средств федерально­го бюджета финансовой помощи рассчитываются на осно­вании ежегодно определяемых следующих федеральных стандартов:

- федеральный стандарт социальной нормы жилья состав­ляет 18 м2 общей площади жилья на одного члена семьи из трех человек; 42 м2 – на семью из двух человек и более и 33 м2 - на одиноко проживающего человека.

- федеральный стандарт уровня платежей граждан опре­деляется в процентах от стоимости предоставляемых жилищ­но-коммунальных услуг. На 1997 г. он составляет 35%, до 2003 г. он возрастет до 100%;

- федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммуналь­ных услуг в совокупном семейном доходе рассчитывается ис­ходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. На 1997 г. указанный стан­дарт составлял 16%.

Федеральный стандарт предельной стоимости предостав­ляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей пло­щади жилья в месяц устанавливается дифференцированно по экономическим районам России.

Показатели состояния социальной системы и ее экономи­ки прямо и непосредственно влияют на развитие всего обще­ства в государстве и являются определяющими в оценке со­циального благополучия всего населения как сложной динамически развивающейся биоэкосистемы. Таким показателем ООН определило индекс развития человеческого потенциала как обобщенный показатель результатов деятельности обще­ства в его социальном пространстве.

Определенное место в экономическом пространстве социаль­ной работы занимает система социального обслуживания, вклю­чающая комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным слоям населения. В связи с кризисным состоянием экономики в период перехода к рынку сфера социального об­служивания находится в ведении государства и ограничивается категориями населения, находящимися в зоне риска.

На федеральном уровне эта сфера предоставляет минималь­ные социальные гарантии в виде пенсий, пособий, льгот и услуг в соответствии с законодательно установленными соци­альными нормативами. На региональном уровне, с учетом местных условий, обеспечивается социально-экономическая поддержка сверх государственного уровня.

Все более значимое место в экономике социальной работы занимают благотворительные фонды, общественные и мило­сердные организации. Приоритетными становятся програм­мы помощи незащищенным слоям населения, здравоохране­нию, образованию, культуре и искусству.

Происходит профессионализация благотворительных орга­низаций, накапливается опыт экономического взаимодействия с другими субъектами пространства социальной работы.

Таким образом, экономическое пространство социальной работы нуждается в изучении, оптимизации экономических связей его субъектов, совершенствовании экономических от­ношений между ними, с государством и обществом, а также координации этих взаимосвязей на основе правового регули­рования в условиях формирования рыночных отношений.