Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Экстрапирамидной Дизартрии.



Основная цель - нормализация звукопроизносительной стороны речи. Логопедическая работа длительная, систематичная. Необходимо изменить мышечный тонус, дистонию, гипотонию, необходимо преодолеть гиперкинезы, нарушения эмоционально-двигательной иннервации. Работа комплексная, используются лечебная физкультура, лечебно-коррекционное воздействие и логопедическая работа.

Направления в коррекции:

  1. подбор рефлекс - запрещающих позиций
  2. фиксация конечностей и головы
  3. обучение приёмам расслабления с использованием аутогенной тренировки
  4. развитие мимики лица
  5. развитие речевого дыхания
  6. развитие артикуляционной моторики, прежде всего развитие плавного перехода от одной артикуляции к другой
  7. постановка, автоматизация и дифференциация звуков традиционными логопедическими приёмами

Помимо комплексного воздействия учитывается и дифференциальный подход в зависимости от клинических проявлений. Употребляется либо расслабляющий массаж, либо тонизирующий.

Больного постепенно упражняют в актах расслабления и волевом подавлении гиперкинеза.

При ведущем гиперкинезе и ригидном синдроме работа ведётся таким образом, чтобы изменить характер проприоцептивной афферентации с целью уменьшения ригидности и гиперкинеза – используются изменение положения тела в пространстве, положения головы относительно конечностей.

Воспитывается максимальное развитие произвольных движений в артикуляционных, голосовых, дыхательных функциях и в скелетной мускулатуре. С этой целью воспитывается переключаемость движений. Например в общей и других видах моторики движения выполняются в определённом ритме и темпе – под музыку, под метроном, под счёт, под собственное пение, предлагаются различные дыхательные упражнения, например на «раз» - вдох, на «два» - пауза, на «три» - продолжительный выдох. В таком же ритме – надувание игрушек, задувание спички, дутьё. Для нормализации голосовых функций предлагается пение гласных на выдохе, сначала одного гласного на выдохе, затем по 2-3 на одном выдохе. Для понимания ощущения вибрации голосовых складок используется тактильно-вибрационный контроль. Логопед произносит звуки шёпотом и с голосом.

Если в результате указанных воздействий возникает улучшение в состоянии функции, и снижается гиперкинез, значит, гиперкинез носит нейродинамический характер, в этом случае необходимо продолжать логопедическую коррекцию. Но если улучшение не наступает, значит гиперкинез носит органический характер, тогда логопедические занятия малоэффективны, и необходимы лечебные и медикаментозные воздействия.

Недостатки звукопроизношения корригируются с первых занятий. Логопед показывает артикуляцию перед зеркалом, объясняет её, использует тактильно-кинестетические ощущения детей, ориентирует их на зрительное восприятие, использует механическую помощь, пассивную гимнастику, пассивно-активную, активную.

По мере усвоения артикуляции звуков логопед отрабатывает звуко-слоговой анализ слова, то есть ребёнок в каждом слове определяет место звука, количество слогов. При нарастании тонуса занятие прекращается, логопед проводит массаж артикуляционной мускулатуры, поглаживая и растирая. Затем занятие возобновляется. Ребёнок произносит звук перед зеркалом, используя слуховой контроль, свои кинестетические ощущения, логопед в это время показывает печатную букву (объёмную), ребёнок ощупывает её и одновременно произносит звук вновь. Далее предлагается вылепить букву из пластилина и произнести звук, т.к. постепенно воспитывается комплекс: артикуляционный уклад – тактильно-кинестетическое ощущение – кинестетическое воспроизведение звука – буквы (когда лепит из пластилина).

Автоматизация звуков в слогах, словах и фразах – как при дислалии.

При паралитической (паллидум) дизартрии активизируются артикуляционные мышцы, тонизирующий массаж, используется зрительное восприятие, пассивная и активная гимнастика, механическая помощь. Особое внимание уделяется воспитанию голоса, надо дать ощупать напряжённое звучание гортани и обратить внимание ребёнка на звучание голоса. Можно дать ощупать резонирование грудной полости у логопеда, чтобы ребёнок перенёс её на свою грудную клетку.

Первое собственно голосовое упражнение проводится на звук М. далее предлагается произнесение гласных длительно и коротко. После усвоения предлагается произнесение гласных на повышении и понижении голоса. Затем пение коротких песенок. Во время пения выравнивается речевое дыхание, его сила, длительное звучание и модуляция голоса. На протяжении всей коррекционной работы предлагаются дыхательные упражнения – энергетическая основа речи, которая нормализует и голос, и артикуляционные функции.ё на свою грудную клетку.

ребёнка на звучание гол