Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТЕСЛА ОБ АЭРОПЛАНАХ



 

«Нью-Йорк таймс», 15 сентября.

 

Редактору «Нью-Йорк таймс».

Хроникеру текущих событий весьма свойственно не распознавать реальное значение описываемых им отдельных фаз прогресса и открывающихся при этом перспектив. Вполне естественно, что мнение репортеров об описываемых ими объектах часто оказывается далеким от истины, особенно если эти объекты не относятся к сфере полученных им профессиональных знаний. Но это явление неотделимо от самой идеи журналистики. Если редактор должен будет пристально вглядываться в будущее или рассматривать текущие или прошедшие события в их подлинной взаимосвязи, то он приведет свою газету к полному краху.

Интересные примеры данного явления дают комментарии по поводу последних выступлений аэропланов. Разве это большая разница, если один человек летает полчаса, а другой, используя более мощный аппарат, час, два или три? В данном случае несомненно то, что самолеты, используемые для технического обеспечения демонстрационных полетов, больше по своим размерам и имеют более вместимые топливные баки, однако в данных расхождениях нет ничего революционного. Никто не может отрицать заслуг пилотов демонстрационных полетов. Их выступления действительно замечательны и имеют большое воспитательное значение.

Большая часть человечества невосприимчива к новым идеям. Демонстрирующий их на практике должен использовать сильные аргументы, способные просвещать и убеждать. Но такие примеры являются всего лишь очевидными последствиями того, что им предшествовало, это шаги вперед, каждый из которых, взятый по отдельности, не имеет большого значения, однако в совокупности они способствуют завоеванию мира новой идеей. И если какой-либо из таких шагов оказывается заметнее других, то это происходит лишь потому, что он был сделан в такой психологический момент, когда недоверие и сомнение уступают доверию и надежде. Такую работу часто можно назвать выдающейся, но никогда великой, хотя многие полагают обратное. Однако для того, чтобы стать великим, надо быть первопроходцем. В данном вопросе это абсолютно неизбежно.

Поставьте любую из последних моделей аэропланов рядом с аппаратом Лэнгли - их прототипом, и вы не найдете у новых машин ни одного серьезного нововведения. Там стоят те же самые старые пропеллеры, такие же наклонные крылья, те же рули и стабилизаторы - между ними нет ни одного заметного отличия. Кое-кто уже попытался спрятать свои «открытия». Точно так же, как страус, который зарывает голову в песок. А в свою очередь, всех имеющихся воздухоплавателей (их полдюжины) превозносят как покорителей и властелинов воздуха. Хотя более подобающим было бы приветствовать таким образом.

Джона Д. Рокфеллера. А пока при имеющемся уже cейчас в изобилии высококлассном топливе мы продолжаем ждать появления двигателя, который будет способен обеспечить противостояние силам гравитации не только в отношении собственного веса, но и применительно к массе, в несколько раз превышающей его вес.

Возможности аэроплана Лэнгли были продемонстрированы весьма убедительно. И тем не менее он не является машиной, имеющей практическое значение. Эффективность его силовой установки невысока, взлет аппарата, поддержание равновесия в процессе полета и его посадка осуществляются с трудом. Однако главный дефект этого аэроплана состоит в том, что при встрече с нисходящим порывом ветра он оказывается обречен. В этом смысле более предпочтителен геликоптер, хотя по другим причинам неприемлем и он. Конструкция успешного летательного аппарата тяжелее воздуха будет базироваться на кардинально новаторских принципах и сможет отвечать все выдвигаемым требованиям.

Его материализация не за горами, и когда это случится, производство и предпринимательство получат невиданный ранее импульс развития. И это непременно произойдет, если только правительство снова не прибегнет к использованию тех методов испанской инквизиции, которые уже доказали свое разрушительное воздействие на беспроводную передачу - идеальное средство превращения человека в абсолютного властелина воздуха.

Никола Тесла.

Нью-Йорк, 13 сентября, 1908.