Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть 4 Отличия юлианского календаря от григорианского и определение даты Пасхи



Как известно, Русская Православная Церковь пользуется в своем богослужении юлианским календарем, в то время как Российское государство, вместе с большинством стран, с некоторых пор пользуется календарем григорианским. РПЦ использует юлианский календарь потому, что считает его каноническим.

Особенность григорианского календаря, введенного в 1582 году, заключается в том, что одни и те же даты удерживаются в нем в течение значительно более длительного времени, чем при юлианском календаре, в астрономически тождественное время года.[11]

В мо­мент про­веде­ния ре­фор­мы 1582 го­да меж­ду да­тами в юли­ан­ском и гри­гори­ан­ском ка­лен­да­рях воз­никло рас­хожде­ние в 10 дней. Но со вре­менем оно пос­то­ян­но уве­личи­валось и те­перь сос­тавля­ет уже 13 дней. Пос­коль­ку 1600 год (но­мер его де­лит­ся на 400) в гри­гори­ан­ском ка­лен­да­ре — как и в юли­ан­ском — ос­та­вал­ся ви­сокос­ным, то поп­равка на стиль в XVII ве­ке сравни­тель­но с ве­ком XVI не из­ме­нилась и ос­та­лась рав­ной 10 дням. При пе­рехо­де в пос­ле­ду­ющие сто­летия она ре­гуляр­но уве­личи­валась вследс­твие то­го, что го­ды 1700, 1800 и 1900 в но­вой сис­те­ме ле­тос­числе­ния, в от­ли­чие от юли­ану­ма, бы­ли не ви­сокос­ны­ми, а прос­ты­ми, они не име­ли до­бавоч­но­го дня — 29 фев­ра­ля. Бли­жай­ший к нам ве­ковой год — 2000-й — бу­дет ви­сокос­ным. По­это­му в XXI ве­ке сох­ра­нит­ся преж­няя поп­равка — 13 дней.[12] [13] ­

При пе­рехо­де же, про­дол­жим, от гри­гори­ан­ско­го ка­лен­да­ря к юли­ан­ско­му чис­ло ка­лен­дарной да­ты не­об­хо­димо умень­шать со­от­ветс­твен­но:

с 15 ок­тября 1582 го­да по 11 мар­та 1700 го­да — на 10,

с 12 мар­та 1700 го­да по 12 мар­та 1800 го­да — на 11,

с 13 мар­та 1800 го­да по 13 мар­та 1900 го­да — на 12,

с 14 мар­та 1900 го­да по 14 мар­та 2100 го­да — на 13.

В дан­ном слу­чае, как ви­дим, кри­тичес­кая да­та по гри­гори­ан­ско­му ка­лен­да­рю не ос­та­ёт­ся пос­то­ян­ной, но пе­реме­ща­ет­ся в каж­дое сто­летие, не крат­ное чис­лу 400, в сто­рону бо­лее поз­дне­го вре­мени.[14]

 

Для измерения времени и составления календаря может служить любое явление природы, если оно равномерно и периодически повторяется: смена дня и ночи, смена фаз Луны, времен года и пр. Все эти явления связаны с определенными астрономическими объектами. В книге Бытия читаем: И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для… времен, и дней, и годов… И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды (Быт. 1, 14–16). Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов — Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем.[15]

В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект — Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским).

 

Святой равноапостольный Константин в 325 году писал из Никеи епископам, не присутствовавшим на I Вселенском Соборе: «Здесь также рассуждаемо было о дне Святейшей Пасхи, то по общему мнению признано было лучшим, праздновать оную всем и везде в один день… ибо что может быть благолепнее и что приличнее для нас, как не всем по единому уставу и известным образом, непогрешительно праздновать торжественный оный день, в который мы получили надежду воскресения… К сему нужно присоединить и то, что в деле только важном и при совершении столь торжественного богослужения весьма неприлично оказывать несогласие. Спаситель оставил нам один день нашего избавления… Пусть же благоразумие святости вашей размыслит, сколь непохвально и непристойно, чтобы в одни и те же дни иные постились, а другие делали пиршества, и по истечении дней Пасхи, те праздновали и наслаждались покоем, а сии хранили определенные посты… Посему с общего согласия постановлено совершать святейший праздник Пасхи в один и тот же день»[16]

 

Закон Моисея точно определяет время празднования ветхозаветной Пасхи, которую в христианстве заняла Пасха новозаветная.

Наблюдай месяц Авив и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью… Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года… В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу… В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам… без порока, мужеского пола, однолетний… и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть и заколет его все собрание общества Израильского вечером… пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его… это — Пасха Господня… И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его (Втор. 16, 1; Исх. 12, 2; Лев. 23, 5–6; Исх. 12, 3-14).

Из приведенного свидетельства ясно, что по ветхозаветному закону Пасха должна совершаться в ночь с 14 на 15 авива, в какой бы день недели это число ни случилось по древнееврейскому счислению.

В основу древнееврейского календаря по 46 г. до Р. X. положен год, состоящий из 12 календарных лунных месяцев, причем продолжительность каждого из них 29,5 суток, что составляет год в 354 дня (29,5 ґ 12), и если в одном солнечном году (а его продолжительность в среднем 365,25) 1 нисана пришлось бы на 14 марта, то в следующем году оно должно было бы прийти на 11 дней ранее (365,25-354), а на 3-й год на 22 дня раньше нашего 14 марта и т. д. Так что 14 авива древнееврейского календаря, не соответствуя всегда одному и тому же неподвижному числу какого-либо нашего месяца, указывает лишь на то, что день ветхозаветной Пасхи должно было праздновать не ранее и не позднее исполнения полнолуния, или с 14 на 15 число 1-го лунного месяца. Под названием месяца авива, или нисана, у древних евреев считался период 1-го в году обращения луны. Кроме того, месяц авив не есть величина определенная и имеющая свое неподвижное протяжение в году, как например наш март. Месяц авив между всеми лунными месяцами года, по указанию Библии, есть месяц колосьев (Исх. 13, 4), и на Пасху каждый еврей обязан был принести Господу первый сноп от своей жатвы (Лев. 23, 10), т. е. месяцу авиву должно было принадлежать то течение луны, в которое приходилось в Палестине созревание самого раннего хлеба, что по наблюдениям приходится приблизительно на время около весеннего равноденствия. Это обстоятельство и дало основание утверждать, будто древнейшие иудеи и позднейшие ученые раввины (Аристовул из числа LXX, Филон, Музий и др.) учили, что «Жертву прехождения (Пасху) все должны совершать после весеннего равноденствия в половине первого месяца», однако это утверждение не имеет твёрдых оснований, так как слов «равноденствие» и «весна» в Ветхом Завете нет. Палестина географически расположена в полосе, где год имеет только два времени: лето и зиму, и потому в древнееврейском языке нет слов для выражения нашего понятия «весна», но время празднования Пасхи Библия неизменно определяет словами: в месяце Авиве.[17]

Из 7-го апостольского правила, постановления Первого Вселенского Собора и 1-го правила Антиохийского Поместного Собора о времени празднования Св. Пасхи мы узнаем, что это празднование должно совершаться везде в одно время, в день воскресный, но не ранее иудейской и не одновременно с нею, а в григорианском календаре наоборот может; однако эти постановления не указывают ни календарной системы, ни месяцев, ни чисел, иначе говоря, в постановлениях нет точного чисто технического правила для определения времени празднования Пасхи. Это обстоятельство и дает основание утверждать, что отцы Церкви, составители этих постановлений, имели в виду пояснить своими решениями существовавшие более подробные узаконения, основанные на бесспорном для всех христиан авторитете Библии, которыми руководствовались их современники-пасхалисты. День празднования Святой Пасхи из года в год совершается в определенном порядке с 22 марта по 25 апреля включительно (пасхальный предел), согласно с принятыми Церковью установлениями. Но для пасхалии нет особенной нужды в точных данных астрономии еще и потому, что христианская Пасха празднуется обязательно в воскресенье, и поэтому Пасха часто может отодвигаться от момента полнолуния на несколько суток.[18]

Часть 5 Выводы: Пасха празднуется в воскресенье в порядке с 22 марта по 25 апреля и нет точного чисто технического правила для определения времени празднования Пасхи, а ещё после пасхи иудейской согласно юлианскому ( православному) календарю, а григорианский календарь допускает празднование Пасхи одновременно и до иудейской. Разница между юлианским и григорианским календарями 13 дней. Год юлианского календаря относится к звездному году, однако его исчисление не совпадает со звездным годом, а на 9 минут и 1 секунду меньше.

 

 

Заключение

В заключение можно сказать о том, что православный календарь отличается от григорианского тем, что разница между этими календарями на протяжении последних ста лет составляет 13 дней, а в XXII веке увеличится еще на день, Юлианский (христианский православный) календарь ориентирован на сидерический, то есть звездный, год; григорианский — на тропический, солнечный год.

Из истории православного календаря можно сказать о том, что все поместные православные церкви за всё время своего существования не переходили на григорианский календарь, считая его не каноническим. Основной причиной появления православного календаря является установление упорядоченной системы определения даты Пасхи и других православных праздников.

 

Список литературы

Георгиевский А. И. О церковном календаре, Календарный вопрос: сборник статей

А.Чхартишвили Наши календари. Почему русская церковь живет по старому стилю, Календарный вопрос: сборник статей

Архимандрит Рафаил (Карелин) Икона времени Календарный вопрос: сборник статей

Протиерей Владислав Цыпин О календарных спорах и церковных канонах Календарный вопрос: сборник статей

Леонтьева Г.А., Кобрин В.Б., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины

Иван Климишин Записки о нашем календаре

 


[1] Леонтьева Г.А., Кобрин В.Б., Шорин П.А. Хронология:Календари / Г.А.Леонтьева// Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. для студ. высш. учеб. заведений /М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, М.,2000.-с.281

[2]Архимандрит Рафаил (Карелин) «Икона времени» // «Календарный вопрос»: сборник статей / редактор-составитель Александр Чхартишвили – М. издательство Сретенского монастыря, 2000 Режим доступа: lib.pravmir.ru

[3]Леонтьева Г.А., Кобрин В.Б., Шорин П.А. Хронология: юлианский календарь / Г.А.Леонтьева // Вспомогательные исторические дисциплины : учеб. для студ. высш. учеб. заведений /М.,Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, М.,2000.-с.285

[4] Леонтьева Г.А., Кобрин В.Б., Шорин П.А. 287 с. Хронология: григорианский календарь, взаимоотношения Юлианского и Григорианского календарей / Г.А.Леонтьева // Вспомогательные исторические дисциплины : учеб. для студ. высш. учеб. заведений /М.,Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, М.,2000.-с.286-287

 

[5]Георгиевский А.И. «О церковном календаре» // Календарный вопрос [Электронный ресурс] / М., 2000, Режим доступа: lib.pravmir.ru

[6]Леонтьева Г.А., Кобрин В.Б., Шорин П.А. Хронология: Мартовский и сентябрьский календарные стили. Перевод древнерусских дат на современное летоисчисление / Г.А.Леонтьева // Вспомогательные исторические дисциплины : учеб. для студ. высш. учеб. заведений /М.,Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, М.,2000.-с 291-292 с.]

[7]Архимандрит Рафаил (Карелин) «Икона времени» // «Календарный вопрос»: сборник статей / редактор-составитель Александр Чхартишвили – М. издательство Сретенского монастыря, 2000 Режим доступа: lib.pravmir.ru

[8] Архимандрит Рафаил (Карелин) «Икона времени» // «Календарный вопрос»: сборник статей / редактор-составитель Александр Чхартишвили – М. издательство Сретенского монастыря, 2000 Режим доступа: lib.pravmir.ru

[9] Архимандрит Рафаил (Карелин) «Икона времени» // «Календарный вопрос»: сборник статей / редактор-составитель Александр Чхартишвили – М. издательство Сретенского монастыря, 2000 Режим доступа: lib.pravmir.ru

[10]А. Чхартишвили Наши календари. Почему русская церковь живёт по старому стилю» [Электронный ресурс].-М., Календарный вопрос 2000.Режим доступа: lib.pravmir.ru

[11] Протиерей Владислав Цыпин « О календарных спорах и церковных канонах» // «Календарный вопрос»: сборник статей / редактор-составитель Александр Чхартишвили – М. издательство Сретенского монастыря, 2000 352 с. Режим доступа: lib.pravmir.ru

[12] Леонтьева Г.А., Кобрин В.Б., Шорин П.А. «Вспомогательные исторические дисциплины» хронология: учебник для студентов высших учебных заведений / под редакцией Г.А.Леонтьевой – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 –286-287 с. ил.

[13] Архимандрит Рафаил (Карелин) «Икона времени» // «Календарный вопрос»: сборник статей / редактор-составитель Александр Чхартишвили – М. издательство Сретенского монастыря, 2000 Режим доступа: lib.pravmir.ru

[14] Иван Климишин Заметки о нашем календаре.

[15] А.Чхартишвили Наши календари. Почему русская церковь живет по старому стилю // «Календарный вопрос»: сборник статей / редактор-составитель Александр Чхартишвили – М. издательство Сретенского монастыря, 2000 Режим доступа: lib.pravmir.ru

[16] Георгиевский А. И. «О церковном календаре» // «Календарный вопрос»: сборник статей / редактор-составитель Александр Чхартишвили – М. издательство Сретенского монастыря, 2000, Режим доступа: lib.pravmir.ru

[17] Георгиевский А. И. «О церковном календаре» // «Календарный вопрос»: сборник статей / редактор-составитель Александр Чхартишвили – М. издательство Сретенского монастыря, 2000., Режим доступа: libpravmir.ru

[18]Георгиевский А. И. «О церковном календаре.» » // «Календарный вопрос»: сборник статей / редактор-составитель Александр Чхартишвили – М. издательство Сретенского монастыря, 2000 Режим доступа: libpravmir.ru