Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Современное состояние и тенденции международной торговли



Большая часть международной торговли (около 3/4) осуществляется основными промышленно развитыми странами - США, Япония, страны Европейского Союза. Значительная часть товарооборота приходится на их взаимную торговлю

Важным регионом международной торговли является Западная Европа (свыше 45% всего международного товарооборота), где интеграционные процессы стимулировали рост взаимного товарооборота.

Доля торговли промышленно развитых стран с развивающимися относительно снизилась. Но по-прежнему основными торговыми партнерами развивающихся стран остаются развитые страны. На них в среднем приходится около 70% внешнеторгового оборота.

В последние годы развивающиеся страны уделяют большое внимание расширению взаимовыгодного экономического сотрудничества, развивается деятельность их интеграционных группировок. Несколько увеличилась доля взаимной торговли развивающихся стран (сейчас около 24% их внешнеторгового оборота).

Среди основных тенденций в международной торговле на современном этапе можно выделить следующие:

1.Глобализация международной торговли. Эта тенденция проявляется в формировании глобального экспортно-импортного мирового рынка товаров и услуг, в устойчивом росте объемов международных финансовых, инвестиционных и инновационных экспортно-импортных потоков при одновременной их усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости.

Основными чертами глобализации международной торговли являются:

- интеграция;

- рост темпов международной торговли и международного движения капитала;

- транснационализация и корпоративность мирового экспорта;

- дальнейшая унификация правил и норм международной торговли.

Интеграция. Она представляет собой межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом. На складывающихся региональных экономических пространствах не только снимаются внутренние барьеры на пути внешнеэкономической деятельности, проводится согласованная региональная таможенная политика, но и сознательно координируются другие направления региональной экономической политики: структурная, денежно-кредитная, энергетическая, транспортная, социальная, экономическая и т.д.

Транснационализация и корпоративность мирового экспорта. На современном этапе ТНК становятся основными фигурантами мировой экономики, определяя ее надстрановую глобализацию, динамику и стратегию развития. Общее число ТНК в 1999 году достигло 60000, а количество их филиалов за рубежом - 600000. Примерно 80% интеллектуального капитала и 1/3 активов также принадлежит ТНК. Они контролируют около 80% финансовых потоков. Именно деятельность этих компаний обусловила увеличение темпов роста прямых иностранных инвестиций.

2. Возрастание роли научно-технического прогресса и электронных технологий. Влияние научно-технического прогресса на международную торговлю ведет к изменению структуры мировой торговли и изменению способов ведения внешнеторговой деятельности. В XIX веке в международной торговле преобладали сырье, продовольствие и текстильные изделия. В современных условиях, в связи с углублением международной специализации и кооперации, прежде всего в сфере промышленности, в товарной структуре международной торговли существенно возросла доля готовых промышленных товаров, особенно машин и оборудования.

3. Доминирующая роль информационного продукта. Глобализация международной торговли повлекла за собой естественную потребность в обмене информацией. Это связано, в первую очередь, с тем, что происходит формирование информационного общества, когда обладание информацией определяет способность компании реагировать на быстрые изменения во внутренней и особенно внешней среде. Эта тенденция может быть проиллюстрирована при рассмотрении структуры экспорта услуг развитых стран