Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Экономика властных структур



Одной из наиболее опасных проблем для современного российского общества является институциональный монополизм публично-властных структур, способствующий формированию посредством системы экономических отношений классических форм монополизма, коррупции, бюрократизма и других негативных институциональных трансформаций, тормозящих эффективное социально-экономическое развитие страны, регионов, бизнеса и т.д.

Современное конституционное, антимонопольное и административное законодательство РФ не охватывает в должной мере деятельность институциональных монополистов, лишь частично регулируя только некоторые антиконкурентные действия и бездействия публично-властных структур, касающиеся формирования классических монополий на товарных и финансовых рынках.

Одна из главных проблем институционального анализа - это организация и контроль экономики, или, иначе говоря, формирование и реформирование ее властной структуры. В контексте власти в институциональной теории исследуются такие институты, как юридические права, собственность, контракты, корпорации. При этом в понятие “власть” включается, наряду со многими другими компонентами, также и контроль фирм над ценами. Таким образом, власть трактуется как степень участия в экономическом регулировании, в размещении ресурсов и доходов в соответствии с определенными интересами. Экономика рассматривается не как нейтральный механизм, а как процесс принятия решений, в котором отдельные экономические субъекты и их группы способны умышленно вводить друг друга в заблуждение относительно своего положения и результатов деятельности. Экономика - это институты, которые формируют рынок, посредством которых рынок функционирует и от которых зависят его результаты. Поэтому рынок является объектом действия организующих и контролирующих сил. Это происходит преимущественно путем реформирования старых и создания новых институтов, что составляет суть реализации власти. Следовательно, власть неизбежна и действительно важна для экономической системы. Необходим анализ не воображаемых рынков, а реально происходящих процессов, в которых серьезную роль играют институты. В связи с этим институционализм можно рассматривать одновременно как теорию общественного контроля и теорию общественных изменений. В обоих случаях речь идет об анализе институционального регулирования и функционирования институтов как форм контроля и источников изменений. Предметом многих исследований в рамках институционализма являются частная собственность, корпорации и корпоративная система, а также правительство. Результаты такого анализа позволяют утверждать, что оптимальным решением является именно властная структура. Особый акцент делается на том, что этот важный аспект обычно полностью игнорируется неоклассической теорией. В то же время институциональный анализ власти, ее структуры и методов принуждения предполагает отвлечение от технических условий оптимальности. Например, основываясь на реальных фактах, можно избежать методологической ловушки, которая заключается в рассмотрении прав собственности и других прав как данных, экзогенных для экономики или определяемых гипотетической оптимальностью с позиции подхода “издержки-выигрыш”. Центральный микроэкономический тезис институциональной экономики состоит в том, что размещение ресурсов зависит не от рынка, а от властной структуры, которая его создает и обеспечивает функционирование. С этим тезисом полностью согласны все институционалисты, несмотря на разногласия по другим вопросам. Они допускают, что размещение ресурсов можно рассматривать в контексте рыночных сил спроса и предложения, но доказывают, что спрос и предложение сами зависят от иерархии власти, которая, в свою очередь, зависит от целей и интересов правящей верхушки. В итоге речь идет о спросе на контроль со стороны правительства и использовании его в собственных интересах. Точно так же распределение дохода обеспечивает не безликий рынок, а власть в лице институтов, которые формируют рынок и действуют с его помощью. Поэтому в равной степени верно то, что распределение зависит от власти, и то, что власть зависит от распределения.

 

 

Заключение

Институциональный монополизм делится на инсайдерский, административный, политический и статусный монополизм. Роль каждого из этих видов специфична.

Одной из наиболее опасных проблем для современного российского общества является институциональный монополизм публично-властных структур, способствующий формированию посредством системы экономических отношений классических форм монополизма, коррупции, бюрократизма и других негативных институциональных трансформаций, тормозящих эффективное социально-экономическое развитие страны, регионов, бизнеса и т.д.

Современное конституционное, антимонопольное и административное законодательство РФ не охватывает в должной мере деятельность институциональных монополистов, лишь частично регулируя только некоторые антиконкурентные действия и бездействия публично-властных структур, касающиеся формирования классических монополий на товарных и финансовых рынках.