Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

эмоционального благополучия ребенка в семье

Программа исследования

Актуальность

Нормальное психическое и психологическое развитие ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте зависит в первую очередь от общения с близкими взрослыми. Именно в процессе общения со взрослыми формируются практически все знания и умения ребенка, в том числе и знания о самом себе, знания о человеческих отношениях. Нарушения в сфере общения в детском возрасте приводят к различного рода искажениям в развитии ребенка, в формировании его базового отношения к миру и людям.

Цели организации исследования

· Предоставление заключений в органы опеки, в суд

· Подготовка информации для индивидуального и семейного консультирования родителей

·

Цели исследования

· изучение особенностей детско-родительских отношений и выявление межличностных конфликтов внутри семьи,

· изучение благополучности эмоционально-коммуникативного развития ребенка

· изучение социальной ситуации развития ребенка

· изучение актуального и прогноз ближайшего уровня эмоционально-коммуникативного развития ребенка

 

Основные принципы проведения исследования

· исследование проводится только с согласия родителей ребенка,

· исследование проводится с использованием методического аппарата, адекватного возрасту, актуальному уровню развития ребенка,

· исследование проводится с использованием методического аппарата, дающего комплексную информацию об изучаемых явлениях через актуализацию различных психологических феноменов (напр., использование вербальных и невербальных методик),

количество и характер используемых методик определяется психологом в зависимости от целей и задач конкретного исследования.

Рекомендуемые диагностические методики

 

1. «Шкала привязанности ребенка к членам семьи» (см. Баркан)

- предназначена для выявления внутрисемейных отношений, симпатий и предпочтений ребенком членов семьи в различных ситуациях, состоит из 10 неоконченных предложений, последовательно предъявляемых ребенку.

2. «Два домика»(см. Марцинковская) - предназначена для выявления предпочтения членов семьи ребенком, представляет собой вариант проективной рисуночной методики.

3. Модификация теста«Лесенка»(см. Марцинковская) - предназначена для выявления самооценки ребенка и его субъективного переживания отношения к нему со стороны членов семьи (родителей). Представляет собой вариант проективной рисуночной методики.

4. «Рисунок семьи»(см. Марцинковская) - предназначена для выявления представлений ребенка о внутрисемейных отношениях, представляет собой вариант проективной рисуночной методики.

5. «Диагностика эмоциональных отношений в семье»(Е. Бине) – позволяет оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе, а также выявляет типы психологических защит, используемых ребенком, представляет собой вариант проективной игровой методики.

6. «ОСОР - Д»- (Андрущенко, Шашлова) – методика, выявляющая особенности содержания общения ребенка с родителями, представляет собой опросник для ребенка, состоящий из 10 вопросов.

· Методика Р. Жиля - предназначена для выявления представлений ребенка о внутрисемейных отношениях, представляет собой вариант проективной рисуночной методики.

Приложение 2

 

Заключение по результатам комплексного изучения детско-родительских отношений

 

Заключение по результатам исследования может содержать следующую информацию

 

Характер эмоциональных отношений в семье, особенности общения и взаимодействия

1. Отношение родителя к ребенку (безусловное принятие, условное принятие, индифферентное отношение, амбивалентное отношение, скрытое и явное отвержение).

2. Особенности отношения ребенка к родителю и другим членам семьи (родительский образ отношений, его соответствие объективной картине).

3. Степень эмоциональной дифференцированности и вовлеченности родителя в процесс воспитания ребенка.

4. Симметричность эмоциональных отношений, наличие эмоционального «перекоса», «невзаимности», коалиций в семье.

5. Особенности взаимоотношений родителя с остальными членами семьи.

6. Ролевая структура семьи, лидерство. Тип общения и взаимодействия (сотрудничество, содружество, конфликтность, конфронтация. антагонизм).

 

Психологические особенности ребенка

1. История развития ребенка, основные анамнестические данные. Перспектива развития. Долгосрочный и краткосрочный прогнозы развития ребенка («глазами» родителя).

2. Основные индивидуально-личностные качества ребенка.

3. Предпочтения и интересы ребенка.

4. Круг общения, характер взаимоотношений (в семье и вне семьи).

5. Проблемы и трудности развития ребенка. Содержание, степень выраженности, обстоятельства и время возникновения. Зоны конфликта. Реальность проблемы, попытки разрешения проблемы и их эффективность, на кого возлагается ответственность за возникновение проблемы.

 

Родитель как воспитатель

1. Ценности и цели воспитания, декларируемые и реальные, степень их совпадения

2. Тип семейного воспитания. Характер требований к ребенку, их количество, содержание, форма предъявления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Способ контроля. Система поощрений и наказаний. Роль второго родителя в воспитании ребенка. Противоречивость/ гармоничность системы семейного воспитания.

3. Особенности родительской позиции. Степень рефлексивности, адекватности образа ребенка, прогностичность, динамичность. Феномены мистификации, делегирования.

4. Оценка ребенка и особенности осознания родителем своего отношения к его личности.

5. Оценка эффективности системы воспитания.

6. Психологическая готовность родителей к сотрудничеству с психологом.

Литература:

 

1. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Диагностика содержания общения 6-7-летних детей с близкими взрослыми //Психолог в детском саду, -2000, № 4, с.39-53.

2. Баркан А.И. Его величество ребенок. М.,1996.

3. Бине Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»//Психолог в детском саду, - 1998, № 2, с.12-34.

4. Джил Э. Игра в семейной терапии. М., 2003.

5. Дружинин В.Н. Психология семьи.- Екатернибург.,2000.

6. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. СПб., 1996.

7. Развожусь… но жизнь продолжается. Ростов –на-Дону, 1995.

8. Ребенок в карусели развода/С.К.Нартова-Бочавер, М.И.Несмеянова, Н.В.Малярова, Е.А. Мухортова.- М.:Дрофа,2001.