Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Структурная, фундаментальная и оперативная информация



Теперь посмотрим на содержание тех многочисленных процессов и актов коммуникации, которые, как мы выяснили, характерны для человека современного массового общества. Тут нам поможет подход к социальной информации, курсирующей в обществе, описанный в работах известного социолога Ю. Левады.

Так называемая структурная информация осваивается индивидом на ранней стадии социализации с помощью традиционных типов общения (межличностное общение в семье, малой группе, школе) и составляет своеобразное ядро структуры личности: убеждения, установки, ценностные ориентации.

В дальнейшем устойчивую ориентацию человека в обществе создает фундаментальная информация, приобщающая личность к профессии, науке, искусству — это уже более поздний этап вхождения человека в общество. Такая информация поступает к индивиду преиму-

42________________Часть I Деятельность СМК: функциональный подход

щественно по каналам специальных коммуникаций. Сравнительно со структурной информацией, она формирует его знания и интересы более актуального характера.

Оперативная информация актуализирует для каждого индивида морально-этические, правовые, идеологические и прочие нормы сегодняшнего общества, буквально — общества сегодняшнего дня.

Преимущественный канал распространения такой информации -массовые коммуникации.

Если взглянуть на этот процесс в динамике, доля оперативной информации (относительно структурной и фундаментальной) заметно возрастает именно в сознании человека массового общества.

Соотношение этих слоев на информационном срезе общества делает возможным два вывода.

Во-первых, само содержание информации в этом случае выступает интегрирующим фактором, преодолевающим групповые (религиозные, сословные, тендерные) перегородки внутри общества.

Во-вторых, массовая оперативная информация носит надстроечный характер относительно двух базисных для индивида и общечеловеческой культуры слоев структурной и фундаментальной информации, но ее влияние ограничивается «поверхностным» положением относительно системы ценностей, установок, убеждений, базисных для отдельной личности и определенной культуры.

Если отталкиваться от этого теоретико-методологического постулата, любая конкретная наука (в частности, психология, социальная психология, социология), имеющая дело в качестве предмета исследования с уже «готовым» индивидуальным сознанием, рассматривает это индивидуальное сознание, как сплав различных влияний общества: влияний так называемой «первичной группы» (семьи, школы, ближайшего окружения), влияний социальных институтов и т. д. Тем не менее, формирование личности отнюдь не носит характер отношений молота и поковки. Заметим сразу, что разговор о влияниях на личность общества в целом и отдельных его подструктур необходим в данном случае не сам по себе, а лишь постольку, поскольку оборотной сто~-роной его является понятие «барьера».