Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Социология СМК новой России



Период, когда советская социология по политическим причинам превратилась в российскую, привнес в ситуацию, сложившуюся в недрах науки, изучающей систему массовых коммуникаций, несколько принципиально новых характеристик:

» уменьшение государственного финансирования научных программ в научных и учебных институтах, связанных с массовыми коммуникациями;

102______________Часть I. Деятельность СМК. функциональный подход

* появление профессиональных организаций, предложивших такого рода деятельность на коммерческой основе;

* появление структур — как в информационной сфере, так и в коммерческой, — заинтересованных в такого рода информации и проявивших готовность финансировать ее; последнее обстоятельство привело к тому, что такого рода исследования, носившие поначалу эксклюзивный характер, стали осуществляться по принципу мониторингов.

Сразу уточним, что мы имеем дело с ситуацией, имеющей как плюсы, так и минусы для развития теории массовых коммуникаций. Появление возобновляемой эмпирической базы количественных параметров информационной деятельности как Коммуникатора, так и Аудитории, совсем не означает, что она широко доступна для анализа. В открытую профессиональную печать попадает лишь часть этого информационного айсберга. Еще одна часть может быть востребуема на коммерческой основе, остальное, как правило, доступно лишь основному заказчику... Кроме того, по-прежнему остро стоит необходимость качественных, глубинных исследований, которые даже в западных технологиях получения такой социальной информации не входят в число приоритетных при конвейерных «медиаметрийных» исследованиях.

На сегодня получение информации таких «медиаметрийных» исследований — это устойчивая часть деятельности российских институтов изучения общественного мнения, а также ряда специализированных фирм: ВЦИОМ, Фонд «Общественное мнение», РОМИР, Гэллап-медиа, «Mediametrie», Russian Research, V-Ratio, Comcon-2.

Перечисление центров по исследованию СМК в нашей стране и за рубежом и авторов этих исследований имеет две задачи, помимо цели воссоздания истории социологии СМК. Прежде всего, будущим исследователям этой проблематики необходимо знакомство с методическим аппаратом, инструментарием этих исследований, что входит в профессиональный багаж социолога СМК. Кроме того, возможно в целях сравнения динамики социальных процессов использовать эмпирические данные этих исследований.

Помимо источников монографического плана существует обильная профессиональная периодика, которая содержит результаты исследований, а также проблематику актуального, оперативного характера и аналитические обзоры. Это издаваемые в нашей стране научные журналы «Социологические исследования» — СОЦИС, «Политоло-

Глава 4. Изучение роли СМК в жизни общества и индивида__________103

гические исследования» — ПОЛИС, «Социологический журнал», «Вестник Московского университета», серия 11. Журналистика, «4 М: методология, методика, математическое моделирование», «Акценты». Из зарубежных журналов рекомендуются следующие: American Journal of Sociology, American Sociological Review (официальный журнал американской социологической ассоциации), Audio-Visual Communication Review, British Journal of Social Psychology, British Journal of Sociology, Communication Abstracts, Communication Research, Discourse and Society, European Journal of Communication, Human Communication Research, Journalism and Communication Quarterly (журнал ассоциации работников образования в сфере журналистики и коммуникаций), Journal of Advertising Research, Journal of Applied Psychology, Journal of Broadcasting, Journal of Communication (журнал национального общества исследователей коммуникации), Journal of Marketing, Journal of New Media, Gazette (международный журнал по проблемам массовой коммуникации — редакция в Нидерландах), Management Communicatioh Quarterly; Media, Culture & Society; Polls (международный журнал результатов опросов общественного мнения — редакция в Амстердаме), Public Opinion Quarterly, Social Forces, Social Problems, Sociology and Social Research, Sociology (журнал британской социологической ассоциации), Sociological Methods and Research; Theory, Culture & Society; Quarterly of Film, Radio and Television; Written Communication.

Контрольные вопросы

1. Какова роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума?

2. Как участвуют коммуникации в формировании целей развития социума?

3. Какие цели развития обеспечиваются традиционными видами коммуникации?

4. Какие цели развития обеспечиваются специальными и массовыми коммуникациями?

5. Что составляет специфику межличностной и специальной коммуникации?

6. Что отличает массовую коммуникацию от межличностной и специальной?

104______________Часть I. Деятельность СМК: функциональный подход

7. Зону какой коммуникации формирует Интернет: массовой, межличностной или специальной?

8. Как повлияли технологические и социальные революции Нового времени на социальную коммуникацию?

9. Каковы критерии отнесения к СМК различных информационных органов?

10. Как можно типологизировать общество по движению информационных потоков?