Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этапы становления конфликтологии в России.



Периоды становления конфликтологии в России наиболее полно представ­лены в работах А. Я. Анцупова и С. Л. Прошанова [6-10]. Они обобщили научные работы в области исследования конфликтов и сформулировали ос­новные методологические подходы и принципы ее становления. Ими выде­ляют несколько этапов развития конфликтологии в России [8, с. 10-11].

Первый этап — до 1924 г. характеризуется зарождением и развитием практических и научных знаний о конфликтах, но как специальный объект исследования конфликт не выделяется.

Второй этап — 1924 - 1989 гг. Конфликт начинает изучаться как самосто­ятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а к концу периода — 11 наук. Второй этап включает 4 фазы 1924 — 1934 гг — увеличе­ние числа публикаций в разных дисциплинах; 1935 1948 гг. — полное отсут­ствие публикаций в связи с войной и репрессиями; 1949 - 1972 гг. — возраще­ние интереса к конфликту, появление научных работ (25 кандидатских диссер­таций с явным преобладанием работ по искусствоведению), 1973 -1989 гг. — появление докторских диссертаций по конфликтам.

Третий этап - с 1990 г. по настоящее время. Конфликтология выделяется в самостоятельное научное направление и учебную дисциплину. Появляют­ся попытки разработать парадигму конфликтологии как науки на основе раз­ных подходов: междисциплинарного, системного, личностно-социалыю-де-ятельностного, эмпирического и ситуационного. Отрасли конфликтологии: военные науки (1988-й — год опубликования первой работы; 1,4% — коли­чество публикаций данной науки в общем, объеме); искусствоведение (1939; 6,7%); исторические науки (1972; 7,6%); математика (1933; 2,7%); педагоги­ка (1964; 6,3%); политические науки (1972; 14,7%); правоведение (1924; 5,8 %); психология (1930; 26,4%); социобиология (1934; 4,3%); социология (1924; 16,9%); философия (1951; 7,2%) [8, с.10].

Периоды развития исследований в области конфликтов отражают в явной или скрытой форме те представления, которые доминировали в обществен­ной и политической жизни. Так, например, после выступления Г. М. Мален­кова на отчетном докладе ЦК КПСС XIX съезду партии был объявлен бой теории бесконфликтности. В докладе прозвучал призыв партии к тому, что­бы советская литература и искусство показывали жизненные противоречия и конфликты. Этот период оставил след в кандидатских диссертациях по ис­кусствоведению.

1.3. Длительная монополия искусствоведения на конфликт.

Искусствоведы не только открыли, но и монополизировали эту область, в плане защиты диссертационных работ вплоть до 1974 года. До этого года ими было защищено 15 диссертаций, одна из которых докторская.1

Интерес искусствоведения к конфликту определялся не только идеологи­ческими установками, а самим фактом существования конфликта, вокруг которого развивалось искусство театра, кино или художественная литерату­ра. Необходимо отдать должное искусствоведам в том, что в своих работах они сохранили понятие «антагонизм», несмотря на то, что в обществе анта­гонистических противоречий не было, точнее они не признавались.

Необходимо перечислить некоторые основные тезисы, которые позво­ляли искусствоведам не только вскрывать, насыщенную антагонистичес­кими (непримиримыми) противоречиями реальность советского общества, но и по возможности защитить антагонизм в конфликтной реальности в рамках развития драматургии.

, Так, Н. Крючечников, писал, что по характеру драматического конф­ликта в подлинно реалистическом произведении можно судить о законо­мерностях действительности, отображаемой драматургом. В драме все конфликты должны быть «антагонистическими» в том смысле, что дра­матург показывает острую, напряженную борьбу столкнувшихся сил, а общественная сущность этих конфликтов выражается в событиях, поступ-,ках героев, в характерах [9 с.36].

Позже В. Я. Голдобин отмечает, что понятие «антагонистический конф­ликт», как понятие драмы, тождественно по своему смыслу определению «драматический конфликт». Вкладывать в это понятие другой смысл - зна­чить лить воду на мельницу теории бесконфликтности, отстаивать ее лишь в несколько смягченной редакции, т. к. защитникам теории затухания конф­ликтов ничего больше и не надо, кроме утверждения, что конфликты теперь стали спокойными, мирными [9 с.с38-39].

Г. А. Могилевская обозначает реально существующий конфликт между писателями. Например, она считает, что большая четкость, прямолиней­ность может быть и должна быть в раскрытии классовых антагонистичес­ких конфликтов по сравнению с конфликтами психологическими, что рас­крытие конфликта в сатирическом произведении отличается от бытового, психологического романа или новеллы, не ставящих целью сатирического изображения действительности [9 с.39-40].

1 Эго работа Сахновского-Паккеева В А «Актуальные проблемы теории драмм/конфликт, композиция, драма и театр/» — Л , 1973

Анализ диссертационных работ в области искусствоведения показыва­ет, что до 19S0 года предметом их исследований были произведения писа­телей, в которых, отражался реальный конфликт. Конечно необходимо учи­тывать, что все произведения в тот период проходили цензуру, и поэтому явно мог быть вскрыт тот конфликт, который был безопасным для исследо­вателей и для власти.

В 1980 году В. А, Гаврилов защитил кандидатскую диссертацию «Худо­жественное обобщение и конфликт в русском советском романе 70-х го­дов. (С. Залыгин, А. Иванов, П. Проскурин)» [9 с.53-54].

Он поставил перед собой задачу — выявить, какова доля антагонисти­ческих и неантагонистических, противоречий в художественных, произве­дениях «Судьба», «Вечный зов», «Комиссия».

Им показано, что при отсутствии антагонистических классов в Советс­ком Союзе, эти писатели раскрывали наличие классовых и непримиримых, антагонистических противоречий. Парадокс заключался в следующем: ан­тагонистических классов как таковых не было, а антагонистические про­тиворечия и конфликты в произведениях присутствовали. Естественно, что отрицательными героями были те, кто противостоял социалистическому строю, либо был подвержен собственнической, эгоистической морали, ко­торая перерастала в политическую враждебность к новому миру.

Интересна специфика отражения жизненных конфликтов в области «чи­стой» музыки, раскрывается в диссертационной работе А. Н. Петрова «Вы­ражение конфликта в инструментальной музыке» [9 с.57].

Методологическая аргументация раскрытия конфликта в «чистой» му­зыке следующая; «Поскольку музыка является искусством «лирического наклонения», а, следовательно, обладает свойством моделирования субъек­тивной реальности, поскольку она не обладает свойством воспроизведе­ния в структуре художественного мира предметной действительности, ме­тодологически совершенно оправдан поиск видовой специфики отражения конфликтов в сфере лирического рода воспроизведения».

Отдавая должное работам искусствоведов, необходимо зафиксировать некоторые основные направления, которые на наш взгляд, являются акту­альными и сегодня.

В рамках драматургии сохранилось понятие «антагонистичеситх» конфлик­тов, однако антагонизм в искусствоведении не отождествлялся тотально с клас­совым антагонизмом, это был советский антагонизм, предполагающий воспи­тательные (карательные) меры для конфликтующего с властью субъекта.

В работах по искусствоведешпо сохранилась разность взглядов в рас­крытии конфликтного материала. Например, дискуссии о том, как пода­вать конфликтный материал: придерживаться ли четкости и прямолинейности или приглушенности и сдержанности, без прямолинейных выводов, предоставляя это право читателю или слушателю.