Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этапы становления и развития теории государственного управления как научного направления

Становление и развитие теории государственного управления

Этапы становления и развития теории государственного управления как научного направления

1 этап (80-е годы 19 в. – 1920 г.)В.Вильсон, Ф.Гуднау, М. Вебер

- для того чтобы реформировать аппарат управления, надо его хорошо знать, а следовательно, изучать с научных позиций

- аппарат административно-государственного управления должен быть отделен от сферы политики

2 этап (1920 – 1950 гг)– А.Файоль, Л.Уайт, Л.Урвик, Д.Муни, Т.Вулси, М.Фоллет, А.Маслоу, Э.Мэйо, У.Мэрфи

- классическая школа

- школа человеческих отношений

3 этап (1950 г. – н.в.)– Г.Саймон, Д.Смитцберг, В.Томпсон, Д.Истон

- поведенческий подход

- системный подход

- ситуационный подход

Камералистика - 18-н.19 в. Германия – цикл административных, экономических, финансовых знаний, требующихся для подготовки чиновников по управлению имуществом. Расцвет связан с именем Соненфеля, который внес вклад в улучшение работы административных служб и в сферу финансов. Но самым известным ученым-камералистом являлся Лоренс фон Штейн. Основная работа «ТГУ». Целью науки ГУ по Штейну является «осуществление принципов соц. управления». Во Франции в 19 в. появилось множество интересных работ, посвященных вопросам ГУ. Во всех работах предлагались реформы, часть которых в последствии были осуществлены. Самое громкое имя этой эпохи Александр Вивьен. Его очерк «Об администрации» представляют собой серьезную работу в области науки ГУ. Практические результаты деятельности Вивьена: были созданы спец. министерства, разработан закон о государственной службе и процедура набора государственных служащих. В 1848 году создана Школа Администрации. Основоположником Американской науки ГУ является Вудре Вильсон, ставший в последствии Президентом США. В статье «Наука ГУ» он выдвигает 2 основные идеи: 1. чтобы реформировать аппарат управления необходимо его хорошо знать, 2. аппарат управления должен быть независим от политики. Основные современные направления науки ГУ: 1. структурно-институциональное – предметом исследования в этой области служит организация правительственных служб, центральных органов ГУ и периферийных служб, структура органов ГУ и административная иерархия, 2. социальная и социально-психологическая – изучение некоторого набора моделей коллективного и индивидуального поведения управленческого персонала, прикладные исследования в области административного права, 3. дисциплины изучающие вопросы организации – любая организации подчиняется каким-то общим принципам, которые раскрываются в работах представителей этого научного направления.

Основные современные направления развития науки ГУ:

1. Структурно-институциональное – предметом исследования в этой области служит организация правительственных служб, центральные органы ГУ и периферийные службы, структура органов ГУ, административная иерархия.

2. Социологическое и социально-психологическое – изучение некоторого набора моделей коллективного и индивидуального поведения управленческого персонала, прикладные исследования в области административного права.

3. Дисциплины изучающие вопросы организации – любая организация подчиняется каким-то общим принципам, которые раскрываются в работах представителей этого научного направления (управление госаппаратом приравнивается к управлению крупным предприятием для которой соображение эффективности и рентабельности находятся на первом месте).

1. Школа научного управления (тейлоризм)

Объектом изучения здесь являлось непосредственно производство на самом нижнем его уровне - рабочем месте. Тейлоризм - это совокупность методов организации и нормирования труда, управления производственными процессами, подбора, расстановки работников, оплаты их труда в целях сокращения нерациональности расходования ресурсов, роста производительности труда.

2. Административная (классическая) школа управления

Ее представители - высшие руководители в крупных организациях. Главной целью школы было обоснование универсальных принципов руководства организации в целом. Основоположник этого направления А. Файоль сформулировал набор таких принципов. К их числу он относил поддержание инициативы и корпоративного духа, обеспечение порядка, справедливости мотивации, а также стабильности рабочего места для персонала. Важными принципами организации, по А. Файолю, являются: разделение труда; сокращение числа целей и концентрация усилий на их достижении; обеспечение единоначалия, единства полномочий и ответственности; оптимизация меры централизации, ориентация иерархии на обеспечение успеха организации.

3. Школа человеческих отношений

Социальные факторы, взаимодействия между членами группы могут оказывать более значимое влияние на эффективность работы предприятия, чем усилия его руководства по разработке оптимальной структуры, тщательному изучению функций, нормированию труда и т.д.

Осознание человеческого фактора в качестве основного элемента эффективной организации было обязано и достижениям в психологии. Школа человеческих отношений дала первый пример эффективного взаимодействия управления с другими науками, успехи и достижения которых давали мощный стимул развития управления.

Э.Мэйо , А.Маслоу и другие исследователи выяснили , что иногда влияние других членов группы было более сильным, чем распоряжение руководителей или материальные стимулы. Причиной этого является то, что многообразные потребности людей не всегда удовлетворяются при помощи денег, не сводятся только к продвижению по службе и т.д.

4. Наука управления и исследование операций

Суть рассматриваемого подхода и его вклада в развитие управления - в переходе от словесного описания организации и процессов ее функционирования к построению моделей, отражающих реальные взаимосвязи, и использование этих моделей при принятии управленческих решений.

5. Процессный подход

Управление рассматривается здесь как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей. Каждая из этих функций также является процессом. Таким образом, управленческий процесс - не механическая сумма, а единство, синтез этих частных процессов.

В рамках процессного подхода большое внимание уделялось анализу функций управления. К числу таких функций относятся: прогнозирование, планирование, организация, руководство, распорядительство, регулирование, координация, контроль, коммуникации, оценка, учет, анализ и т.д.

6. Системный подход

Организация рассматривается как открытая система, которая общается с внешней средой, адаптируется к изменениям этой среды. Каждый из элементов организации также представляет собой систему более низкого уровня.

7. Ситуационный подход

Предшествующие подходы основное внимание уделяют анализу опыта управления и обоснованию на этой основе принципов рационального управления. Главное достижение ситуационного подхода - в обосновании прямого приложения научных разработок для решения задач в конкретных ситуациях. Основное внимание уделяется анализу ситуации - конкретного набора обстоятельств, существенно влияющих на организацию.

Основные теории местного самоуправления

· Историческая теория (ХIХ в.): обосновывает необходимость ограничения вмешательства государства в дела общин. Поскольку общины исторически предшествовали государству, которое возникло в результате их объединения по экономическим и политическим причинам, то «родители» должны оставаться независимыми от своего «дитя», лишь совместно с ним решая проблемы, которые затрагивают и государство, и общины.

· Государственная теория (ХIХ в. Немецкие ученые Л.Штейн, Р.Гнейст): органы местного самоуправления по своей сути органы государственного управления, их компетенция не имеет какой-либо «естественной» природы, а целиком и полностью делегируется (создается и регулируется) государством.

· Политическая теория (Р.Гнейст, О.Майер): сущность местного самоуправления состоит в том, что оно осуществляется в порядке неосновной деятельности представителей местного населения, обладающих авторитетом среди последнего, деятели местного самоуправления «по определению» не принадлежат к профессиональным чиновникам, они занимаются чисто общественной деятельностью.

· Хозяйственная теория : местное самоуправление - есть ничто иное, как заведование делами местного хозяйства: собственные дела общины являются делами общинного хозяйства, и самоуправление - это, следовательно, управление общинным хозяйством. Определить контуры и границы местного самоуправления, отделяющие его от государства - значит определить, какие именно процессы, идущие на территории локальной общины, имеют сугубо хозяйственный характер.

32. Субъекты ГУ.Субъект ГУ (управляющих) – государственные органы, осуществляющие управление отраслями экономики, социальной сферы и административно-политического строительства. Для реализации своих функций они наделяются властными полномочиями. Как управляющая система гос-во имеет внутреннюю структуру – совокупность органов ЗИС.

1.На высшем уровне обобщения субъектов ГУ следует выделить понятие гос-во – это сложное понятие, включающее организацию и функционирование публичной власти.

2. Государственный строй – система экономических, социально-политических и политико-правовых отношений, закрепляемых и охраняемых нормами конституционного права. Государственный строй следует отличать от конституционного строя.

3. Конституционный строй – это система конституционно-экономических, социальных и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами РК. В отличие от государственного строя конституционный строй предполагает наличие в государстве Конституции, закрепляющей народовластие, общепризнанные права и свободы человека и гражданина, разделение власти, а государственный строй может не содержать этих признаков.

4.Суверениетет – верховенство, независимость, власть. Различают: государственный суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны, самостоятельность и независимость государства от иностранных государств; народный суверенитет – полновластие народа, означающее реальное участие граждан в управлении делами государства и общества, обладание для этого всеми необходимыми социально-политическими и экономическими правами и свободами.

5.Государственный аппарат – система органов, обеспечивающих функционирование публичной власти в обществе, практически осуществляющих функции государства и наделенных для этого властными полномочиями. В структурном отношении государственный аппарат вкл.: Президента РК, Администрацию, Парламент, Правительство, Конституционный совет, Верховный Суд, Национальный Банк РК и иные государственные органы. Государственный аппарат часто называют механизмом государства.

6.Уполномоченные органы – государственные органы и должностные лица РК, которые вправе принимать нормативные правовые акты в соответствие с их компетенцией, утановленной в Конституции РК, а так же в законодательстве определен правовой статус этих органов и должностных лиц. К уполномоченным относятся органы, составляющие государственный аппарат.

7.Президент – глава государства, высшее должностное лицо, определяющее основные направления внутренней и внешней политики, представляющий Казахстан внутри страны и в международных отношениях, символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод граждан, обеспечивающий согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов государственной власти перед народом.

8. Парламент – родовое понятие, отражающее название высшего (представительного /законодательного) органа дипломатического государства. В соответствие с Конституцией Парламент есть высший представительный орган, осуществляющий законодательную функцию.

9. Правительство – возглавляет систему исполнительных органов, осуществляющих руководство их деятельностью, порядок их формирования и правовой статус определены Указом Президента О Правительстве РК.

10. Конституционный совет – государственный орган, обеспечивающий верховенство Конституции РК на всей территории Республики. Правовой статус этого органа определен Конституцией.

11. Судебная власть – 1 из ветвей государственной власти, осуществляемая от имени РК и имеющая своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Обеспечение исполнения Конституции, Законов, иных нормативных правовых актов, договоров между РК, осуществляется по средством Гражданского, Уголовного и иных процессуальных кодексов и т.д.

12. Судебная система – совокупность всех судов РК, взаимосвязанных между собой общими задачами и принципами деятельности по осуществлению правосудия. Судебная система устанавливается Конституцией/ конституционным Законом РК. Судами РК являются: Верховный суд и местные суды, учреждаемые законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается. Судебная система и правовой статус судов определены КРК.

13. Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

14. Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. Прокуратура Республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту Республики.

15. Министерство – это центральный исполнительный орган Республики, осуществляющий руководство соответствующими отраслями государственного управления, а также в пределах, установленных законодательством, межотраслевую координацию.

16. Министр РК – должностное лицо, назначаемое на должность и освобождаемое от долности Президентом РК. Министр является членом Правительства. Он осуществляет ведомственную координацию по вопросам своей компетенции.

17. Департамент – орган ГУ в Министерстве РК в компетенцию которого входит межотраслевая координация либо руководство отраслью. Автономно осуществляет специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции и полномочия.

18. Комитет (главное управление, комиссия, агенство) –центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства РК и осуществляющий по вопросам своей компетенции межотраслевую координацию, а также иные специальные исполнительные и распорядительные полномочия.

19. Ведомство – охватывает такие понятия как Комитет, Департамент, Агенство и т.д.

20. Маслихаты – это местные представительные органы, выражающие волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры для ее реализации, контролируют их осуществление. Структура, организационные основы и правовой статус Маслихатов определен Законом О местных представительных органах.

21.Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории. Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющийся представителем Президента и Правительства Республики.

16. Сущность и особенности гос. управления.Раскрытие сущности и особенностей ГУ предполагает анализы вопросов, связанных с ролью и местом управления в обществе и спецификой гос-ва и ГУ.

В науке управления и в учебной литературе сущность управления раскрывается через понятие «воздействие». Здесь подчеркивается главный признак управления – активное влияние на общественные отношения, на сознание и поведение людей. В обобщенной форме можно сказать, что известный субъект путем воздействия на какой-либо объект пытается внести в него определенные изменения, преобразования, дать новое направление его развитию. Иначе говоря, если отсутствует управляющее воздействие, т.е влияние на объект с целью достижения определенного результата, то и отсутствует само управление.

Управление имеет организующую сущность, т.е это организаторская работа. В этом аспекте управление рассматривается в качестве объективно необходимого инструмента организации общественной жизни, совместной деятельности людей. Организация выражает сущность управления. Последнее является той категорией, которая характеризуется организующим воздействием на общественные отношения и связи, на поведение людей с целью объединения их усилий для достижения поставленных задач в процессе совместной деятельности. Организация пронизывает всю управленческую деятельность, охватывает широкую сферу – от деятельности предприятий до высших представительных и исполнительных органов и аппарата Президента РК. Иначе говоря, организация – суть, ядро управления – отражает не только структуру, но и главным образом динамический процесс управления. От уровня организаторской работы зависят качество и успешность достижения цели и поставленных задач, стоящих перед субъектом управления.

Неотъемлемым признаком управления является гласность. С 1 стороны, тот, кто управляет наделяется властными полномочиями, объем которых должен быть достаточным для того, чтобы можно было успешно и эффективно решать поставленные перед коллективом задачи, обеспечивать согласованную деятельность членов коллектива; с др стороны, упр-е предполагает подчинение участников совместной деятельности воле управляющего субъекта. Подчинение в этом случае яв-ся необходимым условие реальности осуществления управленческих функций и организации самого управленческого процесса.