Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ ГРАЖДАНИНА



Основные проблемы

1. Ответственность личности (художника, учёного, исторического деятеля) перед
обществом.

2. Борьба за правду (научную истину, справедливость) — гражданский долг
человека.

Ключевые слова

Гражданский долг; истина; нравственные принципы; общественное благо; об­щечеловеческие ценности; ответственность; правда; совесть; социальное чувство; справедливость; судьба мира; человеческая миссия.


Цитаты

1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (КГ. Па­
устовский, русский писатель).

2. Художник — тот, кто создаёт прекрасное (О. Уайльд, английский писатель).

3. Совестливость — вот чувство, которое обязана будоражить литература
(Н.Л. Евдокимова, русская писательница).

4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.В. Бондарев, рус­
ский писатель).

5. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П.И. Чай­
ковский, русский композитор).

6. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).

7. Искусство — это тень божественного совершенства (Микеланджело, итальян­
ский скульптор и художник).

8. Цель искусства — сгущённо передать растворённую в мире красоту (И. Тэн,
французский философ).

9. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С.Я. Маршак, русский поэт).

 

10. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В.В. Ро­
занов, русский философ).

11. Дело художника — рождать радость (К.Г. Паустовский, русский писатель).

12. Голодный человек, конечно, не может чувствовать себя хорошо, но
и сытый человек не чувствует себя хорошо, когда вокруг него раздаются не­
сносные для человека стоны голодных (Д.И. Писарев, общественный деятель
и публицист).

13. Такое было время — так говорят рабы и холопы. Время всегда плохое.
А вот каким мы его сделаем — зависит от нас (А. Пащенко, украинский ху­
дожник).

 

14. Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на до­
брые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей — он хороший;
производит он вражду и разъединение — он дурной (Л.Н. Толстой, русский
писатель).

15. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого,
смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, французский фи­
лософ-гуманист).

16. Да — я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ
мой тонет? (Саади, персидский писатель и мыслитель).

17. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Конфуций, древне­
китайский мыслитель).

18. Назло людскому суесловью велик и свят был жребий твой!.. (Ф.И. Тют­
чев, русский поэт).

19. Жизнь — это борьба за бессмертие (ММ. Пришвин, русский писатель).

20. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писа­
тель).

21. Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опо­
ра. Рассматривайте себя как единицу — и Вы придёте в отчаяние (Н.А. Некра­
сов, русский поэт).

22. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слиш­
ком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий учёный).

23. Совесть можно назвать обострённым чувством ответственности человека за
то, что он делает (А.А. Гусейнов, русский философ).


Аргументы

Ответственность личности перед обществом

1) В.А. Солоухин рассказывает притчу о мальчике, который не послушался
неведомого голоса и спугнул бабочку. Неведомый голос печально сообщил, что
произойдёт дальше: потревоженная бабочка улетит в королевский сад, гусеница
от этой бабочки заползёт на шею спящей королевы. Королева напугается и ум­
рёт, а власть в стране захватит коварный и жестокий король, который причинит
людям много бед.

2) Существует древняя славянская легенда о Деве-Чуме. Однажды крестьянин
пошёл косить траву. Вдруг ему на плечи прыгнула страшная Дева-Чума. Взмо­
лился мужик о пощаде. Дева-Чума согласилась пожалеть его, если он будет но­
сить её на своих плечах. Там, где появлялась эта жуткая пара, умирали все
люди: и маленькие дети, и седовласые старики, и прекрасные девушки, и стат­
ные парни.

Эта легенда обращена к каждому из нас: а что ты несёшь миру — свет или тьму, радость ,или горе, добро или зло, жизнь или смерть?

3) В фантастическом романе американского писателя К. Воннегута «Колыбель
для кошки» рассказывается об учёном, которого военные попросили придумать
какое-нибудь средство против бездорожья и распутицы. Учёный создал вещество
«лёд-девять» — кристаллическую модификацию с открытой структурой. Крошечная
таблетка превращала в лёд, сантиметр за сантиметром, метр за метром, всю воду,
которая есть в лужах, в грязной почве... Но учёный забыл, что ручейки впада­
ют в реки, реки — в моря, моря — в океаны. И брошенный солдатом кристалл
мог погубить всё живое на земле.

4) А.И. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных
событиях. Человек, измученный нищетой, готов в отчаянии покончить жизнь са­
моубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор
Н.И. Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента жизнь отчаявшего­
ся было человека, как и жизнь его семьи, изменяется самым счастливым об­
разом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека
может повлиять на судьбы других людей.

 

5) В боевой операции под Первомайском наши солдаты, отбивавшие атаку
боевиков, бросились к ящику с гранатами. Но когда они открыли его, то об­
наружили, что у гранат нет взрывателей. Упаковщик на заводе забыл их поло­
жить, а без них граната — это просто кусок железа. Наши бойцы, неся тяжёлые
потери, вынуждены были отступить, а боевики прорвались. Ошибка безымянного
человека обернулась страшной бедой.

6) Историки пишут, что турки смогли захватить Константинополь, пройдя
через калитку, которую кто-то забыл закрыть.

7) Страшная катастрофа в Аше произошла из-за того, что экскаваторщик
ковшом зацепил трубу газопровода. В этом месте, спустя много лет, образовался
разрыв, газ вырвался наружу, а потом пришла настоящая беда: в страшном по­
жаре погибло около тысячи человек.

8) Американский космический корабль потерпел катастрофу из-за того, что
сборщик уронил шуруп в топливный отсек.

9) В одном из сибирских городов стали пропадать дети. Их изуродованные
тела находили в разных концах города. Милиция сбилась с ног, разыскивая убий­
цу. Были подняты все архивы, но тот, на кого падали подозрения, в это время,


согласно документам, неотлучно находился в лечебнице. А потом выяснилось, что он давно уже выписался, просто медсестра забыла оформить документы и убий­ца спокойно вершил своё кровавое дело.

10) Двадцатый век — век первых в истории человечества мировых войн, век
создания оружия массового поражения. Складывается невероятная ситуация: че­
ловечество может само себя уничтожить. В Хиросиме на памятнике жертвам атом­
ной бомбардировки написано: «Спите спокойно, ошибка не повторится». Чтобы
та и многие другие ошибки не повторялись, всечеловеческий характер приобре­
тает борьба за мир, борьба против оружия массового поражения.

11) Слово обладает магической силой. Не случайно его называют «царствен­
ным». Историки говорят, что судьбу Гражданской войны в США между Севером
и Югом решили 272 слова, которые произнес Авраам Линкольн, обращаясь к со­
бравшимся гражданам. Эта короткая речь вдохнула в сердца людей веру в спра­
ведливость их борьбы, дала им силы для решительного сражения.

12) Когда-то в Венеции на основании весьма убедительной версии был при­
говорен к смерти какой-то хлебопёк. Приговор привели в исполнение. Но вско­
ре обнаружились факты, свидетельствовавшие о его невиновности ... Однако было
уже поздно! С тех пор во всех судах Венецианской республики появилась над­
пись: «Помните о хлебопёке!».

13) Русский писатель Константин Паустовский в книге «Золотая роза» расска­
зал удивительно светлую историю о бедном мусорщике, который среди мусора,
пыли и грязи, скопившихся в ювелирной мастерской, выбирал крупинки золота,
чтобы потом создать из них дивное украшение — золотую розу, символизирующую
вечное счастье, и подарить её бедной девушке. Этот поступок, исполненный само­
отверженной веры в силу красоты, воплощает высокую миссию подлинного твор­
ца. Из пыли обыденности, из житейской мути, из мелочного дрязга он создаёт
чудные произведения, которые заставляют людей плакать и смеяться, пробуждают
в их душах светлые чувства. ]

 

14) Во время первых испытаний водородной бомбы, которые проводились
в нашей стране, выяснилось, что у поднявшегося с ней в небо самолёта серьёз­
ные неполадки в системе навигации и его необходимо сажать. Но на борту на­
ходится самое страшное оружие на свете! Не произойдёт ли при посадке взрыв,
который уничтожит всё живое? Ещё ни разу самолёт с бомбой на борту не
возвращался на аэродром! В этот драматический момент академик И. Курчатов
взял всю ответственность на себя. Он передал лётчикам команду садиться, а сам,
чтобы внушить людям уверенность в успешном завершении полёта, вышел на
взлётную полосу.

15) В романе Л.Н. Толстого можно выделить два типа людей: герои войны
и герои мира. Первые несут в мир колючую вражду, ненависть, ложь, зависть,
потому что думают только о себе, для них окружающие — всего лишь средства
для удовлетворения их желаний, поэтому они губят всё, к чему прикасаются.
Вторые несут миру свет, надежду, добро, потому что любят жизнь.

16) Пример той слабости, которая превращает человека в убийцу, мы видим
в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эраст, как его характеризует автор,
милый, образованный человек, но у него ветреное сердце. Он торжественно кля­
нётся девушке, что будет любить её вечно, вероятно, сам верит в искренность
и нерушимость своей клятвы. Но проходит некоторое время, и обстоятельства
оказываются сильнее его обещания, он вынужден объявить несчастной девушке
о разлуке, и это роковое известие убивает её. Мать, узнав о самоубийстве сво-


ей дочери, тоже умирает. Так внешне благородный человек, сам того не желая, становится виновником страшных несчастий.

17) Известная голливудская актриса Эллен Берстин дала согласие на участие
в съёмках фильма «Изгоняющий дьявола», но только при условии, что её геро­
иня не будет произносить фразу: «Я верю в дьявола!» Это очень показательно:
актриса посчитала неприемлемым говорить от своего имени такие слова, которые
противоречат её нравственным принципам.

18) У американского фантаста Рея Брэдбери есть рассказ «И грянул гром».
В нём повествуется о том, как после президентских выборов, поставивших во
главе государства гуманного демократа, группа охотников отправляется на маши­
не времени в далекое прошлое. Там один из них, нарушив инструкцию, сошёл
со специальной висящей над землей дорожки и наступил сапогом на красивую
бабочку... Только и всего. Но вернувшись назад, охотники с ужасом обнаружи­
вают, что теперь страной правит тупой и кровожадный тиран. Мир, казалось бы,
потерял пустяк — крохотную молекулу красоты, но этого было достаточно, что­
бы жизнь пошла по иному пути.

19) Гражданское мужество и гражданская солидарность — это силы, перед
которыми отступает любая угроза. После страшных террористических актов
11 сентября в США журналисты рассказывали историю про двух негров, которые
на другой день после атаки террористов на башни-близнецы, как обычно, приш­
ли в Центральный парк Нью-Йорка играть в шахматы. Журналисты поинтересо­
вались, не страшно ли им там сидеть и играть, и получили ответ: «Нам очень
страшно. Но, если мы сюда не придём, мы покажем террористам, что испуга­
лись». Думаю, нам тоже нужно стараться держать себя в руках.

20) В автобиографической книге «Повесть о жизни» К.Г. Паустовский рас­
сказывает о том, как однажды он ехал в трамвае по холодной зимней Москве
и вёз завёрнутые в газету гвоздики. Измученные военной разрухой, голодом
и жизненными невзгодами люди почувствовали нежный аромат цветов, в их серд­
цах пробудилось что-то светлое и тёплое. Тогда Паустовский раздал всем пасса­
жирам цветы, и на лицах людей засияла счастливая улыбка. Этот пример убе­
дительно показывает, какой одухотворяющей силой обладает красота, какую не­
постижимую радость она способна дарить людям.

21) У одного французского крестьянина был сын, который отличался дурным
нравом. И вот этот крестьянин решил забивать в столб по гвоздю после каж­
дого проступка своего чада. Вскоре на столбе не осталось живого места: всё
было покрыто гвоздями. Увидев это, мальчик начал исправляться. Тогда после
каждого доброго поступка отец стал выдергивать гвозди из столба. Наступил
знаменательный день, когда гвоздей больше не осталось. Но, увидев пустой столб,
сын заплакал. Когда отец спросил, почему он плачет, сын ответил: «Гвоздей нет,
но дырки-то остались!»

22) «Записки охотника» И.С. Тургенева сыграли огромную роль в обществен­
ной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах,
поняли, что безнравственно владеть людьми, как скотом. В стране началось ши­
рокое движение за отмену крепостного права.

23) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский
плен, осудили как предателей родины. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба челове­
ка», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому
взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их ре­
абилитации.


24) Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди
Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти
безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул всё общество, в стране вспых­
нула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили,
что Бичер-Стоу, эта маленькая женщина, начала большую войну.

25) Во время Великой Отечественной войны учёный-физик Г.Ф. Флеров, ис­
пользуя короткий отпуск, зашёл в научную библиотеку. Он обратил внимание на
то, что в зарубежных журналах нет публикаций о радиоактивности. Значит, эти
работы засекречены. Он тут же написал тревожное письмо в правительство. Сра­
зу после этого всех учёных-ядерщиков вызвали с фронта и начались активные
работы, связанные с созданием атомной бомбы, что в будущем помогло остано­
вить возможную агрессию против нашей страны.

26) Долгое время считалось нормальным, что почти каждая четвертая роже­
ница умирала от заражения крови. Молодой австрийский врач Земмельвейс не
мог с этим мириться. После долгих раздумий он пришёл к выводу, что инфек­
цию разносят сами врачи, которые не мыли рук, осматривая рожениц. Врач
уговорил своих коллег принимать все меры предосторожности. Доктора сначала
смеялись над чудаковатым врачом, но вскоре, когда молодые женщины переста­
ли умирать, они убедились в его правоте.

27) Вряд ли король Англии Эдуард III до конца понимал, к чему приведёт
его дерзость: на государственном гербе он изобразил нежные лилии. Тем самым
английский король показал, что отныне ему подвластна и соседняя Франция.
Этот рисунок властолюбивого монарха стал поводом для Столетней войны, ко­
торая принесла людям бессчётные бедствия.

28) «Свято место пусто не бывает!» — эта поговорка с обидной легкомыслен­
ностью выражает мысль о том, что незаменимых людей нет. Однако история
человечества доказывает, что очень многое зависит не только от обстоятельств,
но и от личных качеств человека, от его веры в свою правоту, от его привер­
женности своим принципам.

Имя английского просветителя Р. Оуэна известно всем. Взяв в управление фабрику, он создал благоприятные условия для жизни рабочих. Построил удобные домики, нанял мусорщиков для уборки территории, открыл библиотеки, читальни, воскресную школу, ясли, сократил рабочий день с 14 до 10 часов. За несколь­ко лет жители городка буквально переродились: они овладели грамотой, исчезло пьянство, прекратилась вражда. Казалось бы, сбылась многовековая мечта людей об идеальном обществе. У Оуэна появилось много продолжателей. Но, лишённые его пламенной веры, они не смогли успешно повторить опыт великого преоб­разователя.

29) Когда общество отнимает у человека право свободно думать, критически
осмысливать факты реальности, сомневаться в общепринятых истинах, то духов­
ное развитие замирает. Всеобщий страх, покорность, тюрьмы для инакомысля­
щих — вот зловещие приметы таких времён.

Древнегреческий учёный Протагор усомнился в существовании богов. За это его изгнали из Афин, а книги бросили в костёр.

30) Я.Б. Зельдович, выдающийся физик, один из разработчиков ядерного
оружия, узнав о возможности атомной войны, пообещал покончить жизнь само­
убийством. Этот жест отчаяния — попытка великого учёного остановить страш­
ную катастрофу. В этой готовности пожертвовать собой ради мира как раз
и 'проявляется то благородное мужество, перед которым отступает даже неиз­
бежность.


31) Не так давно в итальянском городе Аквила произошло страшное земле­
трясение, которое унесло множество человеческих жизней. Без крова над голо­
вой остались более 100 тысяч жителей. Между тем за месяц до трагедии ита­
льянский сейсмолог Джампаоло Джулиани предсказал землетрясение в регионе.
Учёный разместил информацию о грозящей беде в Интернете. По его иници­
ативе в Аквилу въехали автобусы с громкоговорителями, которые призывали
жителей к срочной эвакуации. Но возмущённый мэр города пожаловался на
учёного в полицию, якобы тот сеет панику. Джулиани задержали и выдворили
из города.

32) Художник служит вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное
историческое лицо именно таким, каким оно изображено в художественном про­
изведении. Перед этой поистине царственной властью художника трепетали даже
тираны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланджело выполнял
заказ Медичи и, когда один из Медичи выразил неудовольствие по поводу не­
достаточного сходства его с портретом, художник сказал: «Не беспокойтесь, ваше
святейшество, через сто лет будет похоже на вас».

33) В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкете­
ра». Атос, Портос, Арамис, д'Артаньян — эти герои казались нам воплощением
благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, — олицетворени­
ем коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на реальную
историческую личность. Ведь именно Ришелье ввёл почти забытые во время
религиозных войн слова «француз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что
молодые, сильные мужчины, призванные защищать свою отчизну, не должны
проливать кровь из-за мелких ссор. Но под пером романиста Ришелье обрёл
совсем другой облик, и выдумка Дюма воздействует на читателя гораздо сильнее
и ярче исторической истины.

34) В середине XVII века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие
вёз в горшке с землёй черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль
пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о ска­
лы. На судне были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать
запасы пресной воды. Её выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва
держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зелё­
ному росточку... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли остров
Мартиника.

Эта история иносказательно отражает нелёгкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росточек пока ещё неведомого открытия, поливает его влагой надежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штор­мов отчаяния... И вот он — спасительный берег окончательного озарения. Со­зревшее деревце истины даст семена, и целые плантации теорий, монографий, научных лабораторий, технических новинок покроют материки познания.

35) Известный русский педагог К.Д. Ушинский работал преподавателем
в Гатчинском Сиротском институте, где детей воспитывали в духе верности
царю и отечеству. В учебном заведении царили строгие порядки, за любую
провинность ребёнка сажали под арест в карцер. За пять лет своей препо­
давательской работы в этом учебном заведении новому учителю удалось на­
чисто искоренить доносительство, изжить воровство, привить воспитанникам
чувство товарищества.

36) Газеты сообщили о самоубийстве известного французского фотографа, ав­
тора лучшего снимка десятилетия, на котором изображено, как маленькая девоч-


ка в Сомали бредет к пункту питания, а рядом с ней гриф-стервятник — до­жидается, когда она упадет. Во Франции фотографа спросили, помог ли он девочке. «Нет, — сказал фотограф, — я только гонец, приносящий вам вести». Люди сурово осудили его за такое бездушие, и все как один отвернулись от него.

37) Власть художника над временем и людьми бывает безмерной. Один из
недоброжелателей Микеланджело заметил, что картинам художника место не
в папской капелле, а в трактире. Узнав об этом, Микеланджело изобразил за­
вистника грешником в «Страшном суде». Узнав себя на картине, тот стал умо­
лять папу римского повлиять на художника. Но папа сказал, что у него нет
власти распоряжаться судьбами тех, кто оказался в аду.

38) Флоренцию, город свободных граждан, осадили враги. Среди защитников
находился великий Микеланджело. Когда положение стало безнадёжным, великий
художник решил бежать, потому что служение искусству для него было дороже,
чем любовь к родному городу. Позже, когда он вернулся, горожане простили
мастера, справедливо считая, что для великого художника подлинной отчизной
является не место, где он родился и жил, а вечность.

39) В каждом настоящем художнике живёт страстное желание принести своим
искусством радость окружающим. Великий Микеланджело для потехи детворы
лепил из снега маленькие скульптуры. Художник К.А. Васильев разрешал мало­
летним племянницам раскрашивать свои картины. И, быть может, слыша весёлый
смех детей, они в полной мере осознавали значение своего призвания.

40) Считается, что великую испанскую живопись создали пять человек и что
поколения испанцев до сих пор пользуются плодами их трудов благодаря непре­
кращающемуся потоку туристов. А ведь наверняка во времена Эль Греко, Вела-
скеса, Риберы, Сурбарана и Мурильо находились люди, которые возмущались
тем, что царский двор тратит большие деньги на приобретение картин, вместо
того чтобы тратить их на развитие ремёсел или на помощь бедным.

41) В науке царствует только один авторитет — авторитет истины, поэтому
подлинная наука немыслима без свободного поиска. Третьекурсник механико-ма­
тематического факультета МГУ осмелился опровергнуть одно из утверждений лек­
тора. Лектором же был не кто иной, как сам Колмогоров, великий математик.
Ученому не показалось зазорным пригласить студента к себе, чтобы тот подроб­
нее изложил свою точку зрения.

Научный прогресс и гражданская ответственность

1) Бесконтрольное развитие науки и техники всё больше и больше тревожит
людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего
отца. На нём огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на
глаза... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не успев нрав­
ственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники,
которая способна уничтожить всё живое на Земле.

2) Человечество в своём развитии достигло огромных успехов: компьютер,
телефон, робот, покоренный атом... Но странное дело: чем сильнее становится
человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдёт? Куда мы
движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной
скоростью мчится на своём новеньком автомобиле. Как приятно ощущать ско­
рость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему
движению! Но внезапно шофёр с ужасом понимает, что не может остановить

 


свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина обна­
ружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот
предмет таит в себе страшную опасность, но любопытство было таким сильным,
что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные
беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему че­
ловечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибель­
ному финалу.

4) В повести М.А. Булгакова профессор Преображенский превращает пса в че­
ловека. Учёным движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой
прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим
сердцем» — это ещё не человек, потому что нет в нём души, нет любви, чести,
благородства.

5) Английская писательница М. Шелли написала известный роман о Фран­
кенштейне. Искусственный человек, созданный учёным, убивает своего создателя.
Этот роман стал своего рода метафорой прогресса: зачастую детище, созданное
человеком, порабощает, обезличивает, а порой и губит его.

6) «Мы сели в самолёт, но не знаем, куда он прилетит!» — писал известный
русский писатель Ю.В. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обра­
щённое ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны,
мы что-то делаем («садимся в самолёт»), не задумываясь о том, каковы будут
последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия
эти могут носить фатальный характер.

7) Американские учёные доказывают, что римскую империю сгубил свинец:
аристократы использовали дорогую посуду из свинца, поэтому редко доживали
до 25 лет. Этот факт очень показателен: часто люди, стремясь ко всему ново­
му, модному, не задумываются о том, какими последствиями это для них обер­
нётся.

8) В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмер­
тия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не
вызвало прилива радости, напротив, усилилась тревога. Чем обернётся для чело­
века это бессмертие?

9) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомерны с моральной
точки зрения эксперименты, связанные с клонированием человека. Кто появится
на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек?
Киборг? Средство производства?

 

10) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить
научно-технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного раз­
вития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины.
Людей можно было понять: многие из них лишились работы, после того как на
фабриках стали использоваться станки. Но использование технических достижений
обеспечило рост производительности, поэтому выступление последователей под­
мастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили
общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той цене, которую прихо­
дится платить за движение вперёд.

11) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, ока­
завшись в доме известного учёного, увидел сосуд, в котором был заспиртован
двойник хозяина — генетическая копия. Гость поразился безнравственности это-


го поступка: «Как же вы могли создать подобное себе существо, а потом его убить?» И услышал в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотворил? Это он меня сотворил!»

12) Николай Коперник после длительных исследований пришел к выводу, что
центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но учёный долго не
решался опубликовать данные о своём открытии, потому что понимал, что такое
известие перевернёт представления людей о мироустройстве, а это может при­
вести к непредсказуемым последствиям.

13) Сегодня мы ещё не научились лечить многие смертельные болезни, ещё
не побеждён голод, не решены другие острейшие проблемы. Однако технически
человек уже способен уничтожить всё живое на планете. В своё время Землю
населяли динозавры — огромные чудовища, настоящие машины для убийства.
В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество,
нарастившее «мускулы», но не развивающее дух, судьбу динозавров?

14) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести
вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского
профессора Филиппова, который изобрёл способ передачи по радио на дальнее
расстояние ударных волн от взрыва, нашли мёртвым в его лаборатории. После
этого, по приказу Николая II, все документы были изъяты и сожжены, а лабо­
ратория разрушена. Неизвестно, руководствовался ли царь интересами собственной
безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы
атомного или водородного взрыва были бы действительно гибельными для на­
селения земного шара.

15) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся цер­
ковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами
погибло семь человек. Многие жители восприняли эти события не как простое
совпадение, а как грозное предупреждение о том, что общество выбрало невер­
ный путь.

16) В одном из уральских городов решили взорвать брошенную церковь, что­
бы на этом месте было легче добывать мрамор. Когда взрыв прогремел, оказалось,
что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для ис­
пользования. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюминутной выгоды
ведёт человека к бессмысленному разрушению.

17) Есть легенда, что А. Эйнштейн сжёг наброски по единой теории поля,
где собирался «навести порядок» в пространстве-времени. Поводом будто бы по­
служил эксперимент в Филадельфийском порту в середине 1940-х годов, когда
вокруг эсминца «Элдридж» было создано сильнейшее магнитное поле. Расчёты
производил сам Эйнштейн. В американской прессе по сей день появляются пу­
бликации о том, что эсминец вдруг исчез из поля зрения, а потом был обна­
ружен совсем в другом месте. Эйнштейн испугался, что его открытие будет ис­
пользовано в качестве нового оружия, как случилось с атомной энергией, и пре­
кратил исследования.

18) Научное изобретение может обернуться против человека. Историки счита­
ют, что древние китайцы сначала применяли порох исключительно для фейер­
верков — а вскоре он стал служить военным целям. Первые зеркала появились
ещё у древних египтян. Казалось, нет предмета более мирного. Но две тысячи
лет назад Архимед с помощью системы зеркал сжёг флот римлян на Сицилии.
Константин Циолковский описал принцип реактивного движения и открыл людям
дорогу к звёздам. Однако вскоре на боевое дежурство заступили ракеты со смер­
тельной начинкой. В 1960 году Теодор Мейман изобрёл лазер. По его словам,


лазеры должны помочь медикам в сложных операциях, требующих исключитель­ной точности. И тут же появилось оружие с лазерной системой наведения — так удобнее целиться.

19) Леонардо да Винчи открыл способ оставаться под водой долгое время.
Но когда его спросили, почему он не обнародует своё открытие, то он ответил,
что могут найтись люди, которые захотят использовать этот способ для потопле­
ния кораблей.

20) В балладе И.В. Гёте «Ученик чародея» говорится о том, как неопытный
юноша, запомнив обряды и заклинания своего учителя, решил проверить их дей­
ствие. Разбуженные магическими словами тёмные силы вырвались на волю. Бед­
ный ученик только теперь сообразил, что не знает, как можно укротить бешеную
стихию. Эта баллада — печальная аллегория всего человечества, которое, пытаясь
познать неведомое, часто пересекает черту дозволенного.

21) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, пред­
ложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла
урожайность, люди перестали бояться голода.

22) Выдающийся учёный Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный
препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения
крови.

23) Показательным примером того, что в человеке заложена способность
к практически полезным изобретениям, является деятельность английских физиков
в годы второй мировой войны. До войны многие из них жили в обособленном
мире чистой науки и их отношение к научной деятельности как нельзя лучше
отражали слова Резерфорда: «Занятия физикой потеряли бы всякую прелесть, если
бы кто-нибудь нашёл для них практическое применение». Однако когда война
заставила их искать решения прикладных задач, они изобрели радиолокатор, наш­
ли способ размагничивания кораблей, разработали приборы ночного видения, сы­
грали немаловажную роль в создании атомной бомбы.

24) Трагичной порой бывает судьба идей, которые родились прежде времени.
Блез Паскаль ещё в XVII веке придумал счётную машину, но она не нашла

широкого распространения, потому что не было мастеров, которые могли бы изготовить нужные детали, не было специалистов, обладающих необходимым объ­ёмом математических знаний, чтобы пользоваться этой машиной. Выдающееся изобретение воспринималось всеми как техническая диковинка «французского Ар­химеда».

ЧЕЛОВЕК И РОДИНА