Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА



Основные проблемы

1. Природа как источник жизни.

2. Забота о природе — священный долг перед потомками.

3. Природа — воплощение красоты и гармонии.

4. Красота как непреходящая ценность.

Ключевые слова

Красота; благоговение перед красотой; забота о потомках; трепетное отноше­ние; нигилизм; прагматизм; прекрасное; природа; утилитарный подход; человек; экология.

Цитаты

1) Красота земли, нетронутая природа — пока ещё не в полной мере оце­
ненное нами богатство (Н.И. Сладкое, писатель).

2) Природа обладает неслыханной щедростью (К.Г. Паустовский, писатель).

3) Леса без птиц

И реки без воды...

Всё меньше — окружающей природы... Всё больше — окружающей среды (Р.И. Рождественский, поэт).

4) Мы живём, окруженные чудом! (Н.И. Сладкое, писатель).

5) Земля... даёт всем людям такие дивные вещи, а под конец получает от
них такие отбросы в обмен (У. Уитмен, американский поэт и публицист).

6) Природа никогда не обманывает нас, это мы сами постоянно обманыва­
емся (Ж.Ж. Руссо, французский философ и писатель).

7) Природа... будит в нас потребность любви... (И.С. Тургенев, писатель).

8) Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин
(Ф.М. Достоевский, писатель).

9) Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно
становимся детьми (М.Ю. Лермонтов, писатель и поэт).

10) Пойми живой язык природы — И скажешь ты: прекрасен мир! (И. С. Ни­
китин, поэт).

11) Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

(Ф.И. Тютчев, поэт).

12) И неужели мы будем в истории — «Эти, Байкал загубили которые»
(А.А. Вознесенский, поэт).

Аргументы

1) Почему так получилось, что в Древнем Риме стало чрезмерно много обе­
здоленных, бедствующих «пролетариев»? Ведь в Рим стекались богатства со всей
ойкумены, а местная знать купалась в роскоши и безумствовала от излишеств...
Большую роль в обеднении земель метрополии сыграли два фактора: истребление
лесов и истощение почв. В результате мелели реки, снижался уровень грунтовых
вод, развивалась эрозия земель, уменьшались урожаи. И это — при более или
менее постоянном росте населения. Ужесточался, как мы теперь говорим, эколо­
гический кризис.

2) Бобры строят поразительные жилища для потомства, но их деятельность
никогда не превращается в истребление той биомассы, без которой и им — ко-


нец. Человек же на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя собственных потребностей он уничтожил напол­ненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара-Кумы — очевидное свидетельство преступной деятельности чело­века, продолжающейся и поныне. А разве не свидетельством тому является за­грязнение Мирового океана? Человек сам лишает себя жизненно необходимых ресурсов.

3) В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши перво­
бытные предки обожествляли животных, считали, что именно они оберегают лю­
дей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтени­
ем относились к кошкам, за убийство этого священного животного полагалась
смертная казнь. А в Индии и сейчас любая корова спокойно может зайти
в овощную лавку и съесть всё, что ей захочется. Лавочник ни за что не про­
гонит эту священную гостью. Многим такое почитание животных покажется не­
лепым суеверием, но на самом деле в нём выражено чувство глубокого, кров­
ного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали:
Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.

4) Нередко именно природа даёт людям уроки доброты. Известный учёный
вспоминал случай, который надолго врезался ему в память. Однажды он, про­
гуливаясь с женой по лесу, увидел в кустах пищащего птенца. Возле него тре­
вожно металась какая-то большая птица с ярким оперением. Люди увидели дуп­
ло в старой сосне и положили птенца туда. После этого в течение нескольких
лет благодарная птица, встречая в лесу спасителей своего птенца, радостно кру­
жила над их головами. Читая эту трогательную историю, задумываешься о том,
всегда ли мы проявляем столь искреннюю признательность тем, кто помог нам
в трудную минуту.

5) В русских народных сказках часто прославляется бескорыстие человека.
Емеля не собирался ловить щуку — она сама попала ему в ведро. Увидит стран­
ник выпавшего птенца — положит его в гнездо; попадёт птица в силки — он
её освободит; выбросит волной рыбу на берег — он отпустит её обратно в воду.
Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь — этому учит народ­
ная мудрость.

6) Разразившиеся над американским континентом смерчи принесли людям бес­
численные бедствия. Что же вызвало эти природные катаклизмы? Учёные всё
больше склоняются к тому, что это результат необдуманной деятельности чело­
века, который зачастую игнорирует законы природы, считает, что она призвана
обслуживать его интересы. Но за такое потребительское отношение человека ждёт
жестокая расплата.

7) Вмешательство человека в сложную жизнь природы может привести к не­
предсказуемым последствиям. Один известный учёный решил привезти в свой
регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым услови­
ям и скоро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, освоились,
наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обита­
телей.

8) Глобальное потепление, о котором всё настойчивее говорят в последнее
время, чревато катастрофическими последствиями. Но не все задумываются о том,
что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, ко­
торый в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природных циклов.
Не случайно учёные всё больше говорят о разумном самоограничении потреб-

ностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека.

9) Польский фантаст Станислав Лем в своих «Звёздных дневниках» описал
историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами
все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие
за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день,
когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осы­
паться. Эта история — грозное предупреждение всему человечеству, которое хищ­
нически грабит природу.

10) Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений.
Испорчены реки, озёра, степи, луга, даже моря...

В обращении с природой человек похож на дикаря, который, чтобы добыть кружку молока, убивает корову и взрезает ей вымя, вместо того чтобы её кор­мить, холить и получать того же молока ведро каждый день.

11) Недавно некоторые западные специалисты предложили сбрасывать радио­
активные отходы в глубины океана, полагая, что там они окажутся навеки за­
консервированными. Но своевременно проведённые океанологами работы показа­
ли, что активное вертикальное перемешивание воды охватывает всю толщу оке­
ана. Значит, радиоактивные отходы непременно распространятся по всему
Мировому океану и, следовательно, заразят атмосферу. К каким неисчислимым
вредным последствиям это привело бы, ясно и без всяких дополнительных при­
меров.

12) В Индийском океане есть маленький остров Рождества, на котором
иностранные компании добывают фосфаты. Люди вырубают тропические леса,
экскаваторами срезают верхний слой почвы и вывозят ценное сырье. Остров,
некогда покрытый пышной зеленью, превратился в мёртвую пустыню с тор­
чащими, словно гнилые зубы, голыми скалами. Когда тракторы соскоблят по­
следний килограмм почвы, насыщенной удобрениями, людям на острове делать
будет нечего. Может быть, печальная судьба этого клочка суши среди океана
отражает судьбу Земли, окружённой безбрежным океаном космоса? Может
быть, и людям, варварски разграбившим родную планету, придётся искать себе
новое пристанище?

13) Богато рыбой устье Дуная. Но рыбу добывают не только люди — её
промышляют и бакланы. Уже поэтому бакланы, конечно, птицы «вредные»,
и было принято решение уничтожить их в устье Дуная, чтобы увеличить уло­
вы. Уничтожили... А потом пришлось искусственно восстанавливать поголовье
«вредных» птиц-хищников, потому что в этом районе начались массовые за­
болевания животных, погубившие огромное количество и птиц, и рыбы. С не­
малым опозданием было установлено, что «вредители» питаются преимуществен­
но больными животными и тем самым предупреждают массовые инфекционные
заболевания...

Этот пример лишний раз свидетельствует, насколько всё сложно переплетено в окружающем нас мире и как осторожно нужно подходить к решению при­родных проблем.

14) Увидев червя, вымытого дождем на тротуар, доктор Швейцер клал его
обратно в траву, а насекомого, барахтающегося в луже, вынимал из воды. Он
говорил: «Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, я пытаюсь тем самым
искупить часть вины человечества за совершённые им против животных преступ-


ления». Швейцер выступал и в защиту животных. В своём эссе, написанном в 1935 году, он призывал «быть добрыми по отношению к животным по тем же самым причинам, в силу которых мы добры к людям».

15) В США нашли как будто бы эффективный способ борьбы с тропически­
ми ураганами: метеорологи распыляли кристаллы йодистого серебра в гигантских
вихрях. Казалось бы, стихию удалось укротить. Но вмешательство в природные
процессы не прошло бесследно. В нескольких штатах на треть уменьшилось ко­
личество атмосферных осадков, начались засухи.

16) Ещё Ф.М. Достоевский говорил о незримой связи времён и пространств,
о том, что события, происшедшие на одном краю земли, могут роковым образом
отозваться на судьбах людей другого её края. Вспомним «смутное время» в Рос­
сии. Тогдашнее правление Бориса Годунова получило в российской хронологии
название «несчастного» именно потому, что в Москве выпадал снег в июле и ав­
густе, а заморозки случались во все летние месяцы. В некоторых губерниях вы­
мерло до половины населения. Борис Годунов прилагал всяческие усилия для
спасения людей: открыл царские закрома, наделял хлебом голодающих, но всё
было тщетно. А причиной этих несчастий стало извержение вулкана в Южной
Америке (на территории нынешнего Перу). В 1600 году вулкан извергнул в ат­
мосферу огромное количество пыли и сернистых газов. Это и привело к столь
печальным последствиям в русской истории.

17) Объясняя причины стремительного исчезновения многих видов живот­
ных, американский учёный Пол Мартин выдвинул теорию блицкрига (молни­
еносной войны). Доисторические охотники попросту уничтожили млекопитаю­
щих, птиц, рептилий, овладев такими эффективными средствами, как лук
и копьё.

18) Амы — это японские нырялыцицы, которые добывают жемчуг, погру­
жаясь на большую глубину. Амы не используют ни аквалангов, ни гидро­
костюмов, потому что использование технических средств могло бы расши­
рить промысел, а в итоге привести к сокращению популяции морских мол­
люсков.

19) В фантастическом романе известного польского писателя С. Лема «Со-
лярис» трое учёных, которые находятся на орбитальной станции вдали от Зем­
ли, сталкиваются с деятельностью внеземного разума. Загадочные явления вы­
зывают у исследователей разную реакцию: кто-то воспринимает тайну как вы­
зов, брошенный враждебными силами, кого-то она страшит, а кто-то
относится к ней с почтением, не пытается сорвать покров с того, что хочет
оставаться непознанным. Автора больше тревожит человек — с его пороками,
слабостями, страхами, которые мешают ему понять окружающий мир, принять
правильное решение, ведь на людях лежит ответственность за природу, мир,
космос...

20) В сознании древних людей человек и природа образуют неразрывное един­
ство. Вспомним миф о юноше Кипарисе, который дружил с прекрасным оленем.
Однажды на охоте юноша услышал в кустах шорох и метнул на звук копьё. Ка­
ково было его горе, когда он понял, что убил своего любимого друга. Кипарис, не
находя себе места от скорби, попросил богов превратить его в дерево. С тех пор
у греков появился обычай вешать ветки кипариса в доме, где умер человек. Жи­
вотное — человек — дерево... Это единство, скреплённое вечной любовью, вопло­
щает жизнь.