Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЧАСТЬ III. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА БЕССМЕРТИЕ И СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА



Основные проблемы

1. Честь как высшая ценность человека.

2. Нравственное благородство человека.

3. Предательство и трусость.

4. Суд совести.

5. Свобода как главная ценность человека.

6. Конфликт личности и общества.

Ключевые слова

Внутреннее благородство; верность; высокие чувства; гордость; достоинство; законы чести; личность; малодушие; мужество; несгибаемая воля; несокрушимый дух; нравственная сила; нравственные принципы; предательство; подлость; низ­менные побуждения.

Цитаты

1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А. Маклин, англий­
ский писатель).

2. Идти вперёд и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт).

3. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и до­
стоинство, то какая разница, когда умирать (Дж. Оруэлл, английский писатель).

4. Повороты бывали всякие, пробирающие, как озноб. Даже самых сильных
пошатывало, слабых — вовсе валило с ног (Р.И. Рождественский, поэт).

5. Страх есть самый обильный источник пороков (К.Д. Ушинский, педагог).

6. Солдат есть великое звание человека, способного умереть за идею (Л.М. Ле­
онов, писатель).

1. Пойдём на костёр, будем гореть, но от убеждений своих не отречемся (Н.И. Вавилов, учёный).

8. И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель — всегда презираем...

(В.С. Высоцкий, поэт, певец, актёр).

9. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперёк (Х.Р. Хименес, испанский
писатель).

10. Честь — имущество души. И над душой лишь Бог властитель (П. Калъ-
дерон, испанский драматург и поэт).

И. Я жизнь тебе отдам, как долг велит, но честь моя лишь мне принадлежит (В. Шекспир, английский драматург и поэт).

Аргументы

Честь. Нравственное благородство. Предательство

1) Честь — это добровольно принятый личностью долг следовать незыблемым нравственным законам. Не страх перед наказанием, а сознание своей ответствен-


ности перед высшими и вечными началами жизни заставляют человека соблюдать нормы чести. В пьесе В. Шекспира «Ричард II» герцог Норфолк, обвинённый в страшных преступлениях, готов ценой жизни смыть клевету:

От века люди честью дорожили:

Ведь без неё мы стали б горстью пыли.

Сокровище на свете разве есть

Ценней, чем незапятнанная честь?

2) Прославленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли Другом народа, с детства отличался обострённым чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указ­кой. Марат, которому тогда было 11 лет, отказался принимать пищу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на улицу. Взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за человеческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свобод­ным не даётся человеку изначально, а завоёвывается им в противостоянии с ти­ранией, мракобесием.

2) Во время катастрофы крупнейшего пассажирского судна «Титаник» в 1912 го­
ду барон Гуггенхайм уступил своё место в шлюпке женщине с, ребенком, а сам
тщательно побрился и с достоинством принял смерть.

3) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект
Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил
от неё деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самоубийством.

4) Во время Крымской войны командир бригады обещал дать в приданое за
своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на со­
держание солдат. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели
к тому, что, несмотря на героизм солдат, страна потерпела позорное поражение.

5) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой
случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключённых делать приседания.
Запуганные побоями и голодом, люди стали послушно выполнять этот нелепый
приказ. Но один из заключённых, несмотря на угрозы, отказался подчиниться.
И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую ни­
кто не может отнять.

6) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая II от пре­
стола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь
самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому.

7) Английский мореплаватель, учёный и поэт Уолтер Рэли всю жизнь ярост­
но боролся с Испанией. Враги этого не забыли. Когда воюющие страны начали
долгие переговоры о мире, то испанцы потребовали, чтобы им отдали Рэли.
Английский король решил пожертвовать отважным мореплавателем, оправдывая
своё предательство заботой о благе государства.

8) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдаться. Положение
осаждённых было отчаянным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни
сил драться. Но люди, собравшиеся на площади, решили стоять до конца. К сча­
стью, вскоре подошла русская армия, и шведам пришлось снять осаду.

10) Прежде честь была привилегией определённого социального слоя и вы­ражалась материальными измерениями: богатство, имущество, скот. Но с разви­тием личности честь стала отражать духовное «имущество», внутреннее достоин­ство человека, то есть она как бы уравняла всех людей перед некими законами. Так, например, Александр III, ещё будучи наследником, грубо оскорбил офицера,

который будто бы привёз совсем не те образцы нарезного оружия из загранич­ной командировки. Офицер, не имея права вызывать на дуэль представителя царской семьи, написал обидчику письмо, где потребовал извинений, обещая, если он их не получит, покончить жизнь самоубийством. Наследник на письмо не ответил, и роковой выстрел прогремел. Александр II, узнав о трагедии, раз­гневался и заставил сына идти за гробом погибшего до самой могилы.

11) Во время покушения на царя Александра II взрывом бомбы повредило
карету. Кучер умолял государя не выходить из неё и скорее ехать во дворец.
Но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел
из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Александр II получил смер­
тельное ранение.

12) Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим
честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов
кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. До­
стоевский), пообещали в качестве награды подыскать хорошо оплачиваемую ра­
боту. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столона­
чальники отказались от услуг предателя.

13) Будущий канцлер Германии, О. Бисмарк, когда был ещё студентом, по­
спорил с приятелем, что через 25 лет Германия, раздробленная на отдельные
княжества, станет единым государством. Прошло 25 лет, но страна не объеди­
нилась. Бисмарк, помня о своём пари, отослал проигранные 25 бутылок шам­
панского своему приятелю.

14) Во время войны с Пруссией русские войска одержали победу в сражении
под Гросс-Егерсдорфом, открывалась прекрасная возможность для того, чтобы
развить успех. Но командующий войсками Апраксин неожиданно приказал от­
ступать. Никто ничего не мог понять. Оказывается, царица Елизавета заболела,
и командующий решил, что она умрёт, а на престол взойдет Петр III, который
сочувствовал прусскому королю. Чтобы заслужить расположение будущего царя,
Апраксин решил загладить свою «вину» за победу позорным отступлением. Но
Елизавета выздоровела, командующего уличили в предательстве. Лишь внезапная
кончина позволила ему избежать наказания.

15) Предательство всегда считалось одним из наиболее презираемых человече­
ских поступков. Однажды римские войска осадили город, но жители не собира­
лись сдаваться. Однако среди них оказался изменник: местный учитель обманом
вывел учеников за крепостные стены якобы для прогулки и привёл их во вра­
жеский лагерь, где предложил взять детей в заложники. Но римский полководец
ужаснулся такому предательству и сказал, что его воины добиваются победы
в бою, не используя чужую подлость. Он велел связать изменника, и дети от­
вели негодяя в город.

16) Честь всегда принадлежала к разряду высших человеческих ценностей.
У А.И. Куприна есть новелла «Брегет», в которой рассказывается о том, как
один из офицеров во время приятельской пирушки обнаружил пропажу дорогих
часов. Приятели решили обыскать друг друга, чтобы ни у кого не возникло даже
тени подозрения, что среди них может быть воришка. Только молоденький офи­
цер Чекмарев, несмотря на всеобщее возмущение, не позволил себя обыскивать.
Он ушёл, а через некоторое время прибежал денщик Чекмарева, который со­
общил о гибели офицера. Из предсмертной записки узнали, что у Чекмарева
в кармане лежал точно такой же брегет, и он, не желая прослыть воришкой,
ценой жизни защитил свою честь.


17) Верность является одним из почитаемых нравственных качеств. В романе
И.А. Гончарова «Обломов» слуга Захар нарисован весьма неприглядно: ленивый
лежебока, сварливый старик, неопрятный слуга. В финальном эпизоде друг Об-
ломова Андрей Штольц встречает Захара, нищего, почти ослепшего, выпрашива­
ющего милостыню, и зовёт его уехать в деревню, где о несчастном позаботятся.
Но старик не соглашается, потому что не хочет оставить без присмотра могилу
Ильи Ильича, возле которой, придя помянуть своего барина, только и находит
умиротворение.

18) Верность своему слову всегда считалась важнейшей чертой человека чести.
«Давши слово, держись, а не давши, крепись», — говорит народная пословица.
И это не случайно: человек, который легко отказывается от своего обещания,
от своей клятвы, может стать предателем. Вспомним кульминационный момент
в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», когда пугачёвцы требуют от Гри­
нёва присягнуть самозванцу. Гринёв, помня отцовский завет, понимает, что че­
ловек, целующий крест кому попало, покроет себя вечным позором, поэтому он
готов пожертвовать своей жизнью ради более дорогого — ради чести.

19) Предательство всегда расценивалось как самое низкое; самое гнусное про­
явление человека. Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо», рас­
сказывая о старосте Глебе, который предал своих сельчан, пишет:

Всё прощает бог, а Иудин грех не прощается.

20) Трагическую судьбу человека, которого ломают жестокие обстоятельства,
показывает Е.Л. Шварц в известной пьесе «Тень». Доктор — человек честный
и умный, но неспособный противостоять грубой и безжалостной силе, оказыва­
ется перед тяжёлым нравственным выбором. Он сердцем хочет помочь Учёному,
попавшему в беду, но боится, как бы самому не оказаться в роли жертвы. Веч­
ная борьба между благородными помыслами и трусливой осторожностью разры­
вает сердце этого человека.

21) Известного революционера Г.И. Котовского за разбои приговорили
к смертной казни через повешение. Судьба этого незаурядного человека взвол­
новала писателя А. Фёдорова, который стал хлопотать о помиловании разбой­
ника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжественно пообещал пи­
сателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал
красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти своего
сына, которого схватили чекисты. Котовский, рискуя жизнью, вызволил юношу
из плена.

22) Однажды, в самом начале своего воинского пути, Александр Суворов ох­
ранял царский дворец. В этот момент его увидела царица и двое её приближён­
ных. Один из 'них, лейб-медик Лесток, стал доказывать, что любой русский за
копейку готов продать всё, даже самое святое. Царица властно подала Суворову
серебряный рубль. Но часовой отказался принять деньги. Тогда царица уже ка­
тегоричным тоном потребовала, чтобы он взял этот рубль. Однако Суворов оста­
вался непреклонным. Царица похвалила его и с удовлетворением заметила рас­
терянному лейб-медику, что не всё в России продажное.

23) В августе 2008 года в Южной Осетии вспыхнули военные действия. Ког­
да началась экстренная эвакуация мирного населения, российские журналисты
уступили свои места в машинах женщинам с детьми, а сами остались в охва­
ченном огнём районе.

24) Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему
большую связку сушёной рыбы. Торопясь на судно, он забыл её в чуме. Вер­
нувшись через полгода, он нашёл эту связку на прежнем месте. Путешественник


узнал, что племя пережило тяжёлую зиму, люди сильно голодали, но никто не

посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев

выс­ших сил.

25) Когда сподвижники Пугачёва почувствовали близкий крах восстания, то
решили купить себе жизнь, выдав правительственным войскам своего предводи­
теля. Улучив момент, они набросились на вожака, связали его и, добившись от
властей обещания, что им сохранят жизнь, выдали Пугачёва. Самозванца после
долгих пыток казнили, а его бывших атаманов, которые спасли жизнь ценой
предательства, выслали на пожизненное поселение в Лифляндию.

26) В «Песне про царя Ивана Васильевича...» М.Ю. Лермонтов показывает
непреходящую ценность чести. Калашников — купец, стремления которого, ка­
залось бы, должны ограничиваться прибыльной торговлей. Но когда задета честь
семьи, когда попрано человеческое достоинство, то он выходит на смертельный
поединок с царским опричником. Казнят купца не за то, что он убил царско­
го любимца, а за то, что не стал объяснять грозному царю, почему он это
сделал. Калашников считает, что отчёт в делах чести он должен давать только
Богу, по чьим священным законам должны жить все: и торговец, и опричник,
и царь.

27) Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника
за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя Сопротивле­
ния. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал
у них все необходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых лю­
дей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жалкой роли доносчика, не
стал выдавать услышанные от подпольщиков сведения и был казнён.

28) Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали
кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял,
зато обесчещенная душа истекала кровью.

Свобода и насилие. Страх

1) История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счаст­
ливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Лю­
бимец царя Александра I генерал Аракчеев, создавая в начале XIX века военные
поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в по­
ложенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в шко­
лы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, всё правильно! Но людей застав­
ляли быть хорошими, их заставляли любить, работать, учиться... И лишённый
свободы человек, превращённый в раба, восстал: поднялась волна всеобщего про­
теста и реформы Аракчеева были свёрнуты.

2) Одному африканскому племени, которое жило в экваториальной зоне, раз­
витые европейские страны решили оказать помощь. Молодых африканцев научи­
ли выращивать рис, им привезли трактора, сеялки. Прошёл год — приехали
посмотреть, как живёт племя, одаренное новыми знаниями. Каково же было
всеобщее разочарование благодетелей, когда увидели, что племя как жило, так
и живёт первобытно-общинным строем: трактора они продали фермерам, а на
вырученные деньги устроили всенародный праздник.

Этот пример — красноречивое свидетельство того, что человек должен созреть до понимания своих потребностей, нельзя никого сделать богатым, умным и счастливым насильно.

3) Человеку сильному и независимому недостойно быть рабом чужих мнений.
Вспомним Онегина, который как будто бы избавился от бремени светских услов-


ностей. Но когда Ленский вызывает его на дуэль, то «молодой повеса», боясь прослыть трусом в глазах окружающих, принимает этот вызов, хотя осознаёт всю нелепость предстоящего поединка. Звучит роковой выстрел, и тяжкий грех смер­тоубийства ложится на душу Онегина.

4) Дж. Оруэлл, выдающийся английский писатель, в романе «1984» показыва­
ет бесконечную войну трёх сверхдержав за обладание миром. Правящие группы
понимают, что война должна длиться бесконечно, без победы, потому что она
нужна, чтобы сохранить общественный строй. Война и голод помогали держать
народ, отупевший от нищеты и страха, в повиновений. Если люди научатся ду­
мать самостоятельно, то их не заставишь убивать друг друга в бессмысленной
бойне, они просто выбросят своих правителей.

5) В обществе, где растоптана свобода, поступки человека утрачивают нрав­
ственный смысл, превращаясь в разновидность инстинктивных рефлексов. Так,
например, М.Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» рассказывает исто­
рию возвышения тупого и бездушного солдафона Угрюм-Бурчеева. Начальник,
желая проверить подчинённых на верность, спросил, кто из них готов ради него
отрубить себе палец. Все замялись, но из толпы вышел Урюм-Бурчеев и тупым
тесаком откромсал себе палец. Растроганный таким усердием, начальник начал
продвигать будущего градоправителя по службе.

6) Свобода не даётся человеку, она обретается в процессе борьбы с насили­
ем и несправедливостью. Когда П.Я. Чаадаев опубликовал в журнале «Телескоп»
свои «Философские письма», то автора вызвали к московскому полицмейстеру
и объявили, что по распоряжению правительства он считается сумасшедшим.
Каждый день к «больному» являлся доктор для освидетельствования. Существует
легенда, что врач после первого же осмотра украдкой шепнул Чаадаеву: «Если б
не моя семья, жена да шестеро детей, я бы им показал, кто на самом деле
сумасшедший».

Людям, которые не нашли сил, чтобы обрести внутреннюю свободу,

прихо­дится говорить о своих подлинных убеждениях шёпотом, так,

чтобы их никто не услышал.

7) Когда зло не встречает решительного отпора, оно, питаясь страхом побеж­
дённой жертвы, стремительно увеличивается в размерах и начинает верить в своё
непререкаемое могущество, в свою правоту. Эту особенность зла можно проил­
люстрировать примером: пасюк, или серая крыса, имеет необычный физиологи­
ческий механизм: победив в схватке сородича, животное чуть-чуть прибавляет
в весе и в росте.

8) В повести Э. Хемингуэя «Старик и море» старый кубинский моряк Сан­
тьяго ловит на крючок гигантскую рыбу — марлина. Три дня он ведёт упорный
поединок с морским исполином, наконец побеждает его и плывёт с добычей
к родному берегу. Но на пойманного марлина нападает стая акул и, несмотря
на отчаянные попытки рыбака спасти свою рыбу, они оставляют от неё только
скелет. В этой истории раскрывается тяжёлая доля человека, вынужденного вести
борьбу против суровых обстоятельств. Мужество, стойкость, несгибаемая воля по­
зволяют ему сохранить веру, не сломаться, выйти из поражения победителем.

9) В 1570 году Иван Грозный, заподозрив измену, учинил кровавую расправу
над жителями Новгорода. Не щадили ни стариков, ни детей. Тех, кто чудом
избежал кары, государь милостиво простил. Но в сердцах людей навечно посе­
лился страх. Через год в церкви, когда собралось много народу, внезапно уда­
рили колокола, как и в тот роковой день. Люди, услышав этот звук, оцепенели
от слепого ужаса.

 


10) Страх деформирует человека. А.П. Чехов в рассказе «Человек в футляре»
показывает, как формируется идеология слепого и бессмысленного страха. Весь
город боится учителя древнегреческого языка Беликова, который сам в свою оче­
редь боится яркой стихии жизни. Чехов показывает социальную природу этого
страха: люди боятся не учителя, люди боятся того, что за ним стоит, — слепую,
жестокую силу, государственную машину, которая в любом свободном человече­
ском поступке: громком смехе, новом фасоне платья, катании на велосипеде —
может рассмотреть бунт против существующего порядка.

11) Б.С. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который
очень боялся кладбищ. Однажды маленькая девочка потерялась и попросила от­
вести её домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А раз­
ве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страшно!» — ответила
девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство
страха.

12) В конце XIX века народовольцы устроили охоту на представителей царской
семьи. Жить, постоянно ощущая угрозу смерти, — непосильная нагрузка для
человека. В результате Александр III сорвался, став невольным виновником смер­
ти офицера, принятого им по ошибке за террориста. Однажды царь вошел в ком­
нату, где курил офицер, который при появлении государя решил спрятать папи­
росу за спину. Император же, решив, что тот пытается достать оружие, тут же
выстрелил в безвинного человека.

13) В известной Повести «Палата № 6» А.П. Чехов показывает разрушительную
силу страха, который ломает личность, загоняет её в склеп сумасшедшего дома.
Яркий, незаурядный человек «назначен» обществом быть безумцем, потому что
он не похож на остальных, потому что он резко выделяется на фоне суконной
серости. Санитар Никита, «тупая скотина», который караулит «душевнобольных»,
воплощает общественный порядок, где всё непривычное, странное, самобытное
объявлено вне закона.

14) Общество, где гонению подвергается человеческая свобода, где отнято
право жить так, как диктует совесть, — такое общество превращается в тюрем­
ный каземат. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» писателя, создав­
шего роман о последних днях Иисуса, помещают в лечебницу для сумасшедших.
Неординарность, самобытность человека, его непохожесть на остальных членов
общества — вот симптомы той душевной болезни, от которой пытаются излечить
мастера.

15) В романе «Мы», который создан выдающимся русским писателем XX века
Е.И. Замятиным, есть примечательный момент: главный герой приходит к врачу,
жалуясь на странное недомогание. Врач, осмотрев его, оглашает страшный диа­
гноз: «Вы опасно больны. У вас образовалась душа». Душа — это некое особое
пространство человека, пространство его свободы, что-то вроде дома для ума
и сердца, который человек возвёл отдельно для своего «я». Но в обществе, где
не признаётся личность, где «единица — ноль», обладание душой может расце­
ниваться как смертельная болезнь.

16) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный
способ борьбы с фашистами. Когда вражеский офицер входил в трамвай или
в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест,
понимали, что им противостоит не жалкая кучка несогласных, а целый народ,
спаянный ненавистью к захватчикам.

17) В известном романе-притче «Повелитель мух», созданном английским пи­
сателем У. Голдингом, повествуется о группе детей, которые в результате авиа-


катастрофы оказались на пустынном острове. Пытаясь спастись от страха и оди­ночества, они поклоняются богу — Повелителю мух, свиной голове, насаженной на кол. Это страшный символ зла, которое гнездится в человеческой душе, по­этому нужно ежедневно бороться против зверя в себе, иначе богом человечества станет облепленная мухами свиная голова.

Конфликт яркой личности и общества

1) Замечательный писатель В.М. Шукшин создал в своих рассказах целую
галерею «чудиков» — людей ярких, оригинальных, самобытных, сохранивших
в себе способность воспринимать жизнь с непосредственностью ребёнка. Один
из таких чудаков, Егор Михайлович Князев, вызывает раздражение у окружающих
простодушием и наивностью. В финале рассказа Чудик босиком бежит по тёплым
лужам и поёт песню. Эта горячая влюблённость в мир резко контрастирует
с угрюмой озабоченностью остальных людей.

2) В трагедии В. Шекспира «Гамлет» раскрывается конфликт личности и эпо­
хи. Благородный юноша, воспитанный в духе гуманизма, призван Призраком
мстить за убитого отца. Месть — это не личное дело молодого принца, для
людей того времени это мировой закон, требующий восстановить справедливость,
в противном случае становишься соучастником убийц. Но Гамлет — человек
нового времени, он не желает быть слепым орудием судьбы, поэтому юноша
колеблется, сомневается, не решается взять в руки оружие. Однако жизнь не
оставляет ему выбора: руки гуманиста обагряются кровью, он гибнет, разорванный
противоречиями.

3) В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, узнав, что
против него «водяное общество» составило заговор, печально спрашивает себя,
почему все ненавидят его. Причины этой ненависти известны: зависть и уязвлен­
ное самолюбие серой толпы, которая встречается с чем-то необычным, исклю­
чительным. В её глазах Чацкий — «карбонари» и «опасный человек»,, Онегин —
«опаснейший чудак»... Печорин становится врагом посредственности, потому что
живёт по своим принципам, а не по тем правилам, которые ему навязывает
общество.

4) Яркая, независимая личность всегда вызывала опасливое отношение у серой
посредственности. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается дра­
матическое противостояние сильной личности, которая жертвует собой ради лю­
дей, и толпы. Данко ведёт свой народ через глухой лес, через топи и тьму.
Люди, измученные долгим путём, готовы растерзать отважного юношу, и тогда
Данко вырывает из своей груди пылающее сердце. Когда спаситель вывел людей
на залитый солнцем простор и, бездыханный, упал на землю, кто-то раздавил
его горящее сердце. Мы видим, что толпу пугает всё яркое, пылающее, герои­
ческое, но видим также и то, что без выдающихся личностей невозможно вый­
ти из густого мрака тусклого существования.

5) Выдающийся французский философ Ж.-Ж. Руссо находился в постоянном
конфликте с обществом из-за своих взглядов на человека и его место в мире.
Но отверженность не тяготила его, потому что он обладал развитым воображе­
нием, которое давало ему всё то, чего он не находил в реальности. Сам Руссо
признавался, что если даже его посадят в тюрьму, то он мысленно нарисует
чудную картину свободы и будет ею наслаждаться. Фантазия, которая примиряла
его с реальностью, отражает огромные творческие силы человека, способного пре­
образовать действительность в соответствии со своими идеалами.


ПОМНИ ИМЯ СВОЁ!