Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Фото 6. Белозерск, лето 2013г. Буровы Павел Сергеевич и Сергей Иванович.

Фото 7. Схема Волго-Балта в Белозерске.

Часть первая. Вокруг да около села Мегра.

Село Меграрасполагалось на пересечении реки Мегры и Белозерского канала. Расстояние от Белозерска по каналу около 60км, от села Ковжа – 7км.

Территория, где стояло село Мегра, низменная, болотистая. Берега реки и озера пологие, заливные в половодье. Самым высоким местом были берега канала и правый берег реки перед каналом. Канал был выкопан за три года (и это только лопатами, силами заключённых). Вдоль канала шёл бечевник до самого Белозерска. БЕЧЕВНИК – это дорога, по которой бечевой (верёвками) с использованием лошадей протаскивали по воде большие торговые лодки, баржи. Бурлаков на Белозерском канале не было.

А в России они были отменены только в 1929г.

Все шлюзы Мариинской водной системы, а их было 39, имели персональные имена и порядковый номер. На канале были два шлюза. Шлюз № 34 «Удобство» был при входе в канал из истока реки Шексны, в дер.Чайка; шлюз № 33 «Польза» – при выходе из канала в устье реки Ковжи, у дер. Круглово. Каждый шлюз поднимал на 1,5 – 2 метра в сторону р. Шексны.

В старые времена за каналом и шлюзами присматривала военизированная охрана, поэтому для них строились казённые каменные дома (казармы). Такая казарма была и в Мегре и стояла у бечевника, напротив отводного моста (лава) через канал. Лава представляло собой плавучий мост, который отводился вдоль берега для пропуска судов. На бечевнике через реку был мост, под которым была плотина. Плотина служила для поддержания уровня воды между шлюзами за счёт течения реки.

В 1914г. шлюз №33 из Круглова перенесли в Мегру и плотину разобрали. Шлюз №33 «Польза» в Мегре был в два раза длиннее, чем в дер.Чайка, двухкамерный, имел ещё одни ворота посередине шлюза. Такое устройство позволяло шлюзовать как небольшие суда, так и двухсекционные плоты или две-три баржи сразу. Уровень воды на этом участке канала и в озере стал одинаковым. Эта перестановка шлюза облегчила проводку заготавливаемого леса вверх по каналу или в реку Ковжа и по озеру в Шексну. А сельчанам стало свободно выходить на лодках по всей длине реки в озеро.

 

 

Фото 8.Так выглядел старинный шлюз. Фото 9. Так поворачивали ворота шлюза.

 

Из воспоминаний Чёмина Алексея Романовича, жителя дер. Шунжебой.

Лес заготавливался в Казённом хуторе, в 6,5 км от канала.

«Название «Казённый» происходит от того, что лес принадлежал

ЦАРСКОЙ КАЗНЕ!!!

В Казённом Хуторе жили лесозаготовители. В хуторе был электрогенератор, который днём работал для лебёдок на реке, а вечером давал свет в дома. Лес рубился зимой далеко от посёлка и вывозился машинами к реке на нижний склад. Весной молевым сплавом лес спускали вниз по реке, где его сплачивали в плоты, а плоты в гонки. Дальше гонки тащили буксиры через шлюз в сторону реки Шексна или в реку Ковжу, озеро, реку Шексну. Под мост на бечевнике прохода для буксиров не было.

На сплачивание брёвен в гонку в основном работали женщины. Если гонки попадали во внезапный шторм на озере, их разбивало и брёвна в свободном плавании расплывались, их прибивало к берегу. Для белозёрских жителей это были бесплатные дрова.

К 50-тым годам сплав леса по реке затих. Возможно вырубка леса далеко ушла от реки и выгодней было вывозить лес к р.Ковжа(?). Гонки через шлюз или озеро шли только с той стороны.

Вторая лава была сооружена в д. Шунжебой,чтобы жители могли ходить летом с одного берега на другой. Магазин в д.был на правом берегу, начальная школа на левом.Молевого сплава до канала не было. В Казенном Хуторе жили лесозаготовители:
Показать полностью.. лесорубы,трактористы,шофера,сплавщики леса,формировщики и др.специалисты.Лес вырубался далеко от поселка.Зимой его заготовляли,вывозили машинами на нижний склад- на берег реки.А как только уходил лед,бревна сталкивались в воду и плыли по течению до самого поселка несколько км. В центре поселка на реке стояли, так называемые ворота,на которых рабочие- в основном женщины с баграми сортировали бревна по сортам и направляли в узкие каналы,сделанные из бревен.Далее отсортированный лес подплывал к лебедке,что работала от дизель- генератора /этот дизель- генератор также подавал электроэнергию в жилые дома в вечернее время/.Лебедкой бревна затягивались в пучки, каждый ,примерно, по пять кубометров,а пучки отправлялись вниз по реке до д. ШУНЖЕБОЙ. Каждый пучок сопровождался сплавщиком,чтобы его не прибило к берегу.Перед Шунжебойской лавой формировалась гонка - длинный плот,состоящий из этих самых пучков.Вот его-то потом и тащил буксир до Мегры, а там по каналу.Пытались буксировать через озеро, иногда это удавалось.А бывало так: внезапно поднимавшийся ветер рвал плот на части и превращал работу людей в Сизифов труд В соседней дер. Шунжебой (вверх по реке) была вторая лава (отводной плавающий мост), чтобы жители могли ходить летом с одного берега на другой. На правом берегу находился магазин, на левом-начальная школа.»
Учительницей была Тамара Ильинична Бурова (дочь Ильи Матвеевича Бурова), см. родословную Буровых.

По Мариинской водной системе ходили грузо-пассажирские, речные, паровые, колёсные пароходы. Это был единственный транспорт, который связывал «глубинку» с «большой» землёй. До ближайшей железной дороги было больше 120км. Пароходы ходили двумя маршрутами: от Лениграда до Вознесенья (на Онежском оз.), где была пересадка пассажиров на другой пароход - от Вознесенья до Череповца (и обратно). Каждый маршрут продолжался двое суток. В Мегре на канале была пристань.

 

Приход пароходов в Мегру был целым событием!

Днём пароход из р. Ковжи заходил в канал и давал длинный гудок, слышимый в селе. Каждый пароход имел персональный по звуку гудок, по которому все знали, какой сегодня идёт пароход. Через полчаса всё свободное население (бабушки-дедушки, дети) собиралось у пристани.

Фото 10. Колёсные пароходы первого поколения ходили не только в