Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Четвертый учебный вопрос



Навигационный АС – затопление и ЧС, создаваемая им.

 

Затопление – один из видов навигационных случаев, под которым понимают: кораблекрушение (т.е. гибель судна или его полное конструктивное разрушение, после чего проведение восстановительного ремонта нецелесообразно) вследствие столкновения, навала, потери плавучести и остойчивости, штормовых, ледовых и прочих повреждений, а также смещения груза и опрокидывания или разламывания судна. Но в большинстве случаев причиной гибели судна – затопление – является потеря остойчивости. Остойчивость – это способность судна, отклоненного внешним моментом в вертикальной плоскости от положения равновесия, возвращаться в исходное положение равновесия после устранения момента, вызвавшего отклонение.

Опасность обстановки, т.е. чрезвычайность ситуации в том, что экипажу приходится либо посадить судно на мель, если есть такая возможность, либо покинуть его.

Общую картину этого вида аварийного случая можно видеть на Рис.4.1.

 

Столкновение, навал, штормовые, ледовые и другие повреждения, смещение груза, потеря остойчивости и крен.

 

Чрезвычайная ситуация: затопление, опрокидывание, разламывание судна

 

Действия экипажа

Посадка судна на мель   Оставление судна

 

Поисково-спасательная операция   Выживание на море

 

Возмещение ущерба

 

 

Рис. 4.1.

 

Преднамеренная посадка судна на мель осуществляется только в чрезвычайных обстоятельствах, при которых любой другой исход будет более тяжелым: судно утонет или столкнется. Такому решению должна предшествовать оценка состояния судна или ситуация сближения, и если эта оценка показывает высокую вероятность гибели судна, то решение о посадке на мель будет обоснованным.

В случае, когда размер повреждений и характер затопления неизвестен и установить это невозможно, достаточным основанием для посадки судна на мель, будет нарастание статического крена и изменение посадки судна во времени, приближающиеся по своим значениям к критическим.

Критическим нормативом непотопляемости является положение по высоте предельной линии погружения при затоплении одного, двух или трех отсеков ( в зависимости от назначения судна).

Предельной линией погружения считается линия, проведенная по борту не ближе чем в 76 мм под верхней поверхностью палубы переборок.

Это означает, что при затоплении любого отсека судна аварийная ватерлиния может быть и не параллельна палубе переборок, но кратчайшее расстояние между ними не должно быть менее 76 мм., т.е. при наихудшем варианте затопления любого из отсеков надводный борт ни в какой точке не был бы менее 76 мм.

Определение момента и решение об остановке судна принимается только после всестороннего анализа и оценки фактического состояния судна, нецелесообразности или невозможности дальнейшей борьбы за сохранение судна, вероятности его гибели и степени реальной опасности для экипажа и пассажиров аварийного судна.

Необходимо помнить, что все накатные судна при наличии пробоин в грузовом отсеке потопляемы и в этом случае необходимо объявить шлюпочную тревогу и снять экипаж с аварийного судна.