Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Церковь Трех Святителей Великих у Красных ворот



 

Обиходные названия: Трехсвятительская церковь; Трехсвятская церковь; Трех Святителей Вселенских церковь.

Дата основания: не позже 1-й трети XVII в.

Адрес на 1917 г. Москва, ул. Черногрязская Садовая, 2; Трехсвятительский пер.; Красноворотская пл.

Адрес теперь: Москва, Хоромный туп., [сев.-зап. часть сквера и торговые павильоны рядом]

Упоминается впервые под 1635. Каменный храм типа восьмерик на четверике сооружен ок. 1700 (по другим данным - ок. 1680). Колокольня сер. XVIII в. Приделы Иоанна Богослова и сщмч. Харлампия. Сломан в 1928, но его главный иконостас сохранился в церкви Иоанна Воина, что на Якиманке.

Карта http://www.temples.ru/cardonmap.php?ID=2412&print=1

 

Земляной вал

В 1592-1593 годах Борис Годунов выстроил вокруг Москвы земляной вал со рвом впереди и деревянной стеной на валу. Земляной вал имел в окружности более 15 километров. Высота его деревянных стен на валу достигала пяти метров. В 1611 году, во время польской интервенции, деревянные стены и башни сгорели, и остался лишь земляной вал. В 1618 году и главным образом 1633-1640 годах его значительно подсыпали, а в наиболее опасных местах перед валом насыпали еще и бастионы. В 1659 году на земляном валу соорудили «острог» - деревянную стену из вбитых рядом толстых бревен - и деревянные башни. Но главным укреплением остался земляной вал, поэтому и все кольцо укреплений со второй четверти XVII века стало называться Земляным валом, или Земляным городом.
В XVIII веке Москва расширилась, и Земляной вал перестал играть роль укрепления и был во многих местах снесен, а ров засыпан, и на их месте выросли всевозможные сооружения.
После пожара 1812 года вал было решено окончательно снести, а ров засыпать на всем протяжении, и на этом месте образовать улицу, идущую вкруг Москвы. После сноса вала освободилось большой ширины пространство, порядка 60 метров, которое было абсолютно не нужно для улицы, особенно при том состоянии транспорта. К тому же это было обременительно для города и домовладельцев, в связи с необходимостью такую большую площадь замостить, осветить, очистить. Поэтому было принято решение на улицу отвести порядка 25 метров посередине, где и устроить мостовую и тротуары, а остальную часть отдать местным домовладельцам для устройства палисадников напротив каждого двора, с обязательством засадить палисадник деревьями и оградить приличной оградой, что и было существенно в 1820-1830 годах. Однако, поскольку улица протянулась на 15 километров и пересекала разные районы, ограничиваться одним названием оказалось невозможным, и фактически улица была поделена на 20 отдельных улиц и площадей.
До 1938 году участок, протяженностью более 2 километров, между площадью Земляного вала и Таганской площадью именовался: Садовая – Земляной вал, отразив в названии два периода истории улицы. В 1938 году улице было присвоено имя летчика Валерия Чкалова, жившего здесь в доме № 14-16. А в 1990 году улица стала называться Земляной Вал.

Больше чем за полвека облик улицы совершенно изменился: старая, дореволюционная застройка уступила место крупным, масштабным зданиям. Самым оживленным местом по праву считается площадь Курского вокзала, которая образовалась в 1896 году, после постройки вокзала на месте садов и мелких строений. Крутой наклон ее в сторону вокзала объясняется резким перепадом рельефа, понижающимся здесь в направлении протекающей в полукилометре к востоку Яузы. В 1972 году площадь была выровнена, напротив вокзала соорудили подпорную стенку высотой 5 метров, теперь наклон заметен только на полосах въезда и выезда транспорта.
Следует отметить, что самая первая станция Курской железной дороги – небольшой павильон, в 1860-х годах, находился напротив Казенных переулков. Современное здание Курского вокзала, как и старое, расположено под углом к улице: это вызвано необходимостью расположить его параллельно проложенным более ста лет назад путям. Рядом с вокзалом расположен павильон станции метро «Курская», открытый в 1950 году.

В правой части площади находится архитектурный памятник – городская усадьба начала XIX века. В 1832 году в главном доме у чаеторговца Петра Боткина, родился сын Сергей, ставший выдающимся терапевтом. В 2002 году на площади Курского вокзала был открыт большой торговый центр «Атриум». Одной из достопримечательностей улицы является усадьба «Высокие горы» (Земляной вал, 53), архитектора Д.И. Жилярди – один из самых выдающихся памятников московского классицизма. Построена усадьба была в 1829-1831 годах и названа так из-за местности с крутыми откосами. В примыкающем к главному дому старинном парке сохранились многочисленные служебные постройки и павильоны, выполненные в едином стиле.

Несмотря на то, что усадьба «Высокие горы» выполнена в духе изысканных дворянских усадеб, она никогда дворянам не принадлежала. Ансамбль построен по заказу богатейших чаеторговцев Усачевых (они владели землями в районе современной Усачевки), затем был продан текстильному фабриканту Хлудову. После революции до 1953 года усадьба была туберкулезным санаторием, затем больницей того же профиля.
Около усадьбы начинается эстакада Высокояузского моста. Нынешний мост не первый на этом месте, они тут были исстари. Первый, деревянный мост на высоких устоях, сокращавший крутой спуск, был построен в 1830, а в 1873 году его заменили железным. В 1940 году мост реконструировали и пролет подняли еще выше, а в 1963 году построили заново, что позволило пустить по нему троллейбус. Нынешний мост почти устранил уклон к реке, оставшийся при его предшественниках, хотя все они именовались Высокояузскими, или Высокими, выделяясь необычной для Москвы высоты.
Необычны не только для этой улицы, но и для всей столицы конструкция и композиция нового здания Театра на Таганке(Земляной вал, 76) - с его остроконечными выступами, нависающими над тротуаром, причудливой конфигурацией глухих кирпичных объемов. Новое здание театра пристроено к старому. Здесь в 1911 году открылся кинематограф «Вулкан ». Старый ныне закрытый вход украшен барельефами: грифоны вокруг лир, дельфины, пьющие из чаши, капители в виде женских головок и бараньих рогов. С 1923 года по 1946 в этом помещении давал спектакли Театр имени Сафонова – филиал Малого театра, специально избравший своей сценой центр рабочего района. В 1946 году, после того как филиал Малого театра переехал на Большую Ордынку, здесь открылся Театр драмы и комедии, реорганизованный в 1964 году с приходом нового художественного руководителя Ю.П. Любимова. В 1992 г. театр распадается надвое. Часть труппы под руководством Н. Н. Губенко образовало новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняло новое здание театра, оставшаяся часть труппы во главе с Ю. П. Любимовым осталась в старом здании театра на Таганке.

Запасный дворец

 

Конструктивистский комплекс Запасный (Запасной) дворец, прозванный в народе «Дом-паровоз» трудно представить себе во времена Наполеона. Однако уже тогда этот дом стоял. Правда, в несколько ином облике.

В XVII веке на этом месте располагался Государев Житный или Запасный двор, где хранились запасы зерна и продовольствия. В XVIII веке территория перешла в ведение Главной Дворцовой канцелярии, для которой в 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс из четырех длинных двухэтажных корпусов, расположенных в форме квадрата. В центре северного корпуса появилась церковь во имя св. Севастьяна – по дню рождения правившей тогда императрицы Елизаветы. Через 10 лет церковь была переосвящена во имя св. Ианнуария – на день его памяти пришлось восшествие на престол Екатерины II. Некоторые исследователи отмечали, что для подвалов этого дворца лёд доставлялся из самого Санкт-Петербурга.

Запасный дворец – едва ли не единственное из казенных зданий Москвы, не пострадавшее в 1812 году. Возможно, именно хорошая сохранность послужила причиной того, что в Запасном дворце нашли пристанище раненые в Бородинском бою, причём с обеих воюющих сторон. А после оставления города французами дворцовый комплекс на время стал приютом для тех вернувшихся москвичей, кто потерял в пожаре свои дома и имущество.

В ХХ веке Запасный дворец несколько раз перестраивался и менял своих хозяев. Сначала в нём расположился Институт для благородных девиц имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. Для нужд заведения архитекторы Н.В. Никитин и А.Ф. Мейснер в 1900 годы надстроили третий этаж и переделали убранство фасадов. После революции и упразднения Дворянского института здание занял Народный комиссариат путей сообщения, радикально изменивший внешний вид всего комплекса в 1932 – 1933 годах. Архитектор И.А. Фомин придал Запасному дворцу конструктивистский облик: надстроил здание ещё двумя этажами, фасады сделал ровными и гладкими, изменил формы оконных проёмов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц возвёл девятиэтажную башню с часами, в результате чего элементы старой архитектуры полностью исчезли. Комплекс получил в народе прозвища «Дом с трубой» и «Дом-паровоз» – последнее прозрачно намекало на занимавшее дом ведомство. Внутри здания частично сохранились старые интерьеры, своды на первом этаже, архитектура Мейснера сохранилась на восточном фасаде.