Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Церковь Рождества Иоанна Предтечи



на Пресне основана в 1685 году. Именно тогда было построено деревянное здание храма. В 1734 году возведен каменный храм. В таком виде он простоял почти сто лет. В 1806 году церковным старостой купцом Ф. Резановым было начато строительство колокольни. В 1810 году колокольня закончена. Среди колоколов наибольший — 316 пудов и 23 фунта — освящен святителем Филаретом Московским в 1848 году.Внутреннее убранство храма зафиксировано впервые описью 1861 года. Придельные иконостасы имели форму ротонды и были ампирными по стилю. К концу века они морально устарели и обветшали. Возобновление их было произведено почти одновременно в июле и августе 1892 года.На их месте появились сохранившиеся до наших дней алтарные преграды с характерной для того времени резьбой, подражавшей древним образцам. На росписи большое влияние оказал построенный тогда храм Христа Спасителя. Так, запрестольный образ придела Иоанна Воина «Поклонение волхвов» является воспроизведением аналогичной композиции В. П. Верещагина из храма Христа Спасителя.В 1890-е годы в храме работала мастерская великого русского художника В. М. Васнецова. Росписи главного храма выполнены, как отмечают искусствоведы, рукой самого мастера. На стенах храма мы можем видеть те же сюжеты и картины, те же иконописные образы, что украшают своды Свято-Владимирского собора в Киеве его же работы. Фрески «Бог-Слово» в сводчатой части алтаря, «Отечество» на восточном своде храма, «Положение во гроб» в нише над гробницей у северной стены, — все это выполнено в точном подобии киевским росписям. Васнецов не только сам расписывал храм, но и руководил росписями стен. Об этом свидетельствует излюбленная им техника мозаики из подцвеченного стекла, столь характерная для эпохи модерна. Особенно красивы своды главного храма, почти целиком исполненные из мозаики с доминирующим серебристо-патинированным фоном. Росписи храма были закончены в 1898 году, на четыре года позже росписей Владимирского собора. Сегодня уникальные росписи находятся в бедственном состоянии и требуют профессиональной реставрации. Храм Рождества Иоанна Предтечи один из немногих в Москве, да и вообще в России, не закрывался при советской власти. В послевоенные годы храм превратился из когда-то окраинного в один из самых почитаемых и посещаемых в церковной Москве. Здесь неоднократно служили первосвятители нашей Церкви: Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II, митрополиты Минский Филарет, Сурожский Антоний, Святейшие Патриархи Александрийский Николай, Иерусалимский Диодор. С окончанием советского периода при храме организована воскресная школа, курсы катехизации для взрослых.Самыми древними и почитаемыми святынями храма остаются иконы главного иконостаса: Спасителя и Божией Матери «Рудненской» по сторонам Царских врат работы царских изографов конца XVII века, храмовый образ Рождества св. Иоанна Предтечи, работы иконописца Ефима Иванова 1686 года, а также иконы св. мч. Иоанна Воина (кон. XVII в.), Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (первая треть XVIII в.), Божией Матери «Неопалимая Купина» (XVIII в.), Божией Матери «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (кон. XVII в.). В последние годы святыни храма пополнились образом «Ветхозаветной Троицы» — работы, предположительно, костромских иконописцев конца XVII — начала XVIII веков. К старым образам в храме прибавились иконы новопрославленных в недавнее время святых: прпп. Максима Грека, Паисия Величковского, Амвросия Оптинского, св. прав. Иоанна Кронштадтского, св. блаж. Ксении Петербургской, св. патр. Тихона, св. Игнатия (Брянчанинова).