Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ



План занятия

1.Вводное слово.

2.Биография И.А. Крылова, разговор о басни.

3.Чтение басни, разбор, характеристика героев.

4.Распределение ролей, читка сценария.

5.Репетиция.

6.Показ.

7. Подведение итогов.

 

- Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Ещё раз обратимся к его произведению, прочитаем и инсценируем.

Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке? (открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека)

- Что вы можете сказать о жизни писателя?

Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему тогда учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была небогата, теперь лишилась последних средств к существованию. Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить на работу да потихоньку читать книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи. Позже, в 1782 году, семья – Крылов с матерью и младшим братом Лёвушкой – перебрались в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Ему удалось выучить французский язык, а позже - итальянский и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы если прочтете это имя справа налево, сразу все поймете. Иван Андреевич прожил долгую жизнь, он умер на 70 году и написал более 200 басен.

Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народного. “Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек”.

- Как люди проявили любовь к этому человеку?

(В Санкт-Петербурге в Летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.)

- Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около “дедушки Крылова” всегда цветы, играющие дети?

Наблюдения, мысли народа, весь его многовековой житейский опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали: “У сильного всегда бессильный виноват...”, “Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку...”.

А также высшего расцвета басня в России достигла в его творчестве.

- А что такое вообще басни?

Басня– это краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в котором имеется иносказательный, нравоучительный смысл.

Басня – один из основных видов устного народного творчества.

Герои произведения напоминают нам людей, хотя обычно это условные звери. Понять читателю данное произведение помогает мораль – вывод автора, его оценка того, что он изобразил. Почти всегда состоит из двух частей: эпической (описательной) и нравоучительной.

И.А. Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость.

- Да, Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

- А теперь давайте обратимся к басне.

Попробуйте отгадать о каких насекомых идёт речь.

Без работы хоть убей,

Жить не может … муравей.

 

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? Стрекоза.

- А теперь давайте прочтём эти строки с разными интонациями. Это будет разминкой пред инсценировкой.

(жужжащее чтение, чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением, скороговоркой).

 

Работа с текстом басни «Стрекоза и Муравей» (каждый читает текст вслух по цепочке).

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» —

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило». —

«А, так ты...» — «Я без души

Лето целое все пела». —

«Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!»

 

- Назовите главных героев басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», определите черты характера главных героев.

Слова для справок: трудолюбивый, веселый, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивый, жадный, беспечный, отчаянный, несерьезный, бесшабашный, хитрый.

- Устно докажите, почему так считаете.

- Давайте попробуем с вами определить элементы повествования басни.

1. Экспозиция (как обстояло дело?)

2. Завязка (что теперь будет?)

3. Развитие (что происходит дальше?)

4. Развязка (чем заканчивается история?)

5. Мораль (чему учит басня?)

 

Басня


Построение

· Случай из жизни;

· Действия персонажей;

· Характеристика персонажей;

· Мораль, нравоучительный вывод.

Задача жанра

· Высмеять недостатки людей.