Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Человек и социальная среда.

 

Самосознание – это совокупность умственных процессов, с помощью которых человек осознаёт себя в качестве субъекта соей деятельности.

Главная функция – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять какой он на самом деле, оценить себя.

 

Самосознание:

1. Самопознание (нацеленность человека на изучение своих физических, душевных, духовных возможностей, качеств, своего места среди людей)

 

Уровни самопознания:

· идентификация – выявление своей схожести с окружающими людьми

· соотнесения «я» с «Я» - осознание своей уникальности и индивидуальности (выявление не похожего)

2. Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, достоинств, недостатков, соотнесение себя с эталоном

 

Типы самооценки:

· адекватная (отвечающая действительности, но таких людей практически нет)

· неадекватная (не отвечает реальности):

- завышенная (достоинства преувеличиваются, недостатки преуменьшаются)
- заниженная («я не могу», «я не справлюсь» иногда связана с пассивностью и инфантильностью, дабы не брать ответственности ... )

3. Саморегуляция – частная форма регуляция поведения, включающая в себя результаты самопознания и самооценки. Если личность считает, что всё хорошо, то данный процесс может не начаться

 

· текущая – осуществляется в данный момент времени («выкрикнуть с места»)

· перспективная – составляется некий план на время


 

«Я-концепция» – целостный, хотя не лишённый противоречий образ собственного я, выступающий, как установка по отношению к самому себе
(я аккуратный/не аккуратныйàдействия осуществляются согласно этой установки)

Виды:

1) реальное Я – представление человека о себе в настоящее время

2) идеальное Я – каким человек, по его мнению, должен стать, ориентируясь на собственные ценностные нормы

3) динамическое Я – каким человек намерен стать, исходя из желаний самого человека, может меняться в течение месяца.

4) фантастическое Я – крайне не рациональный вид я-концепции, каким бы человек желал стать, если бы это было возможным («было бы… если бы…»)

 

ФОРМЫ:

· Имя

· Пол

· «Я - хороший»

· «Я - хочу»

· «Я - могу»

· «Я - должен»

· «Я – имею право»

· «Я – был, есть и буду» - умение личности анализировать прошлое, адекватно оценивать настоящее и планировать будущее


Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе в системе межличностных отношений

Освоение ролей – часть процесса социализации личности (освоение языка, освоение норм, правил и т. д.)

Социалазация – процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидуумом социального опыта, осуществляемый в обществе и деятельности

Социальный статус – конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе

Социальный статус: внешнее проявление/внутренние проявления

 

Уровни ролей:

1. Первый – периферийные атрибуты, которые не влияют ни на восприятие роли, ни на её объективность (вероисповедание – для роли не важно, важно как для личности)

2. Второй – такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на эффективность роли (наличие у байкера мотоцикла – для этой роли нужен определённый атрибут)

3. Третий – такие атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.

 

Виды статусов:

1. Предписанный – не зависит от усилий и заслуг личности (национальность, место рождения)

2. Приобретённый – определяется усилиями самого человека

 

1) Естественный – относительно устойчивые характеристики человека(молодой человек/пожилой человек)

2) Профессионально должностной

 

Когда люди с нами общаются у них есть в отношении нас ролевые ожидания

Ролевые ожидания – это то, чего «согласно игры» ждут от этой роли

Ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли

Конфликт ролей – возникает, если одному и тому же человеку предъявляются противоположные социальные требования