Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Методы сохранения коллектива



 

Особую роль в деле сохранения коллектива играют традиции. Они создают в коллективе особый стиль. Традиции по Макаренко - это положения и привычки, принимаемые “уже не чистым сознанием, а сознательным уважением к опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива, живущего во времени”. Понятие традиции тесно связано с ответственностью. Каждый отряд имеет свои традиции, свою историю, заслуги, славу. Состав отряда может меняться, но отряд как коллектив остается тождественным самому себе. Макаренко полагает необходимым сохранять даже те традиции, которые утратили свое практическое значение. Например, ежедневно в колонии имени Горького отдавался приказ: “С утра по нарядам командиров на работу”. И эта формула сохранялась даже тогда, когда на работу стали ходить без нарядов. Таким образом хотя традиции и обращены к сознанию, в них есть определенная доля иррационализма. Они аппелируют к коллективному бессознательному, и именно поэтому “ничто так не скрепляет коллектив, как традиция”

 

Метод перспективных линий

Важную роль в деле сохранения и развития коллектива играет метод перспективных линий. Суть его очень проста. Всякое действие является осмысленным, если перед действующим лицом есть цель. Вектор, соединяющий сегодняшнее положение действующего субъекта с этой целью, и есть перспективная линия. Макаренко подразделяет перспективы на близкие, средние и дальние. Близкой перспективой для коллектива может стать оборудование помещений и классов, наведение порядка в комнатах, защита младших от произвола старших, выстраивание общего тона отношений. Эти линии носят личный характер. К средней перспективе Макаренко относит проектирование события, несколько отодвинутого во времени. Таких событий должно быть не очень много, несколько в год: например, участие в демонстрации 1 мая, поездка в Киев, летний поход. К каждому из них необходима специальная подготовка. Дальние же перспективы выходят за рамки времени пребывания в коллективе отдельного его члена. В пределе они должны сливаться с целями всего Союза, то есть всего социума. Вся история колонии имени Горького и коммуны имени Дзержинского четко разделяется на этапы этими перспективами.

 

 

Метод взрыва.

 

Метод взрыва - это “мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления”. В другом месте Макаренко поясняет: “Взрывом я называю доведение конфликта до последнего предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом, когда ребром поставлен вопрос - или быть членом общества, или уйти из него”. Здесь уместно вспомнить и другой пример. Коммуна имени Дзержинского имела право собирать в поездах, идущих через Харьков беспризорников и зачислять их в свои ряды. Макаренко регулярно организовывал для этой цели специальные рейды. В Харьков отправлялся отряд из 7 - 8 коммунаров, которые собирали беспризорников и доставляли их в особую комнату на вокзале. Здесь устраивался митинг. Пойманных не уговаривали. К ним обращались с такими словами: “Дорогие товарищи, наша коммуна испытывает сильные затруднения в рабочей силе. Мы строим новый завод, мы пришли к вам с просьбой помочь нам... Кто не хочет, - может ехать дальше скорым поездом”. Удивленные беспризорники обычно соглашались. “И дальше”, - говорит Макаренко, - “начинается тот метод удивления, который я хочу назвать методом взрыва”. К вокзалу подходила коммуна в полном составе с оркестром, со знаменем, в парадных костюмах с белыми воротничками. Коммунары выстраивались в шеренгу, и когда на площадь у вокзала выходили беспризорники, снятые с поездов, раздавалась музыка.

 

 

Труд

 

Мы уже говорили о том, что трудовая деятельность являлась для Макаренко одним из системообразующих принципов создания коллектива. Он стремился к тому, чтобы все работы в колонии (коммуне) выполнялись самими воспитанниками. Он признает наличие множества тяжелых, непривлекательных работ. И тут встает важный вопрос: как добиться того, чтобы дети преодолели в себе эту тяжесть и физическую непривлекательность труда? Понятно, что в этом деле нужна опора на серьезную мотивацию. Для коммунистического воспитания последовательной была бы лишь мотивация, исходящая из общественной значимости и необходимости труда.

 

Игра

В детском коллективе игра занимает очень важное место. Для игры не отводят особого времени, вне которого ее не должно быть. Вся жизнь коллектива должна быть проникнута игрой. Макаренко исходит из принципа: “Как ребенок играет, так он будет и работать”. Уже при жизни Макаренко военизация стала главным предметом нареканий со стороны педагогических теоретиков. Колонию имени Горького называли казармой, а самого Макаренко обвиняли в бессмысленной муштре. Антон Семенович много раз отвечал на эти обвинения. Он настаивал на том, что военизация носит игровой характер и не имеет для него ценности сама по себе. Она важна лишь как воспитательное средство. И поэтому, ратуя за военизацию, Макаренко в то же время выступал против бессмысленной муштры.