Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТВОРЧЕСТВО 1870-е гг



В 1871 году Достоевский пишет роман "Бесы", в котором "бесы" - это анархисты, идеи которых всё чаще стали проникать в российскую действительность.

В 1873 году князь Мещерский, владелец консервативного журнала "Гражданин", предлагает Достоевскому стать редактором его издания. Фёдор Михайлович, соскучившийся по общественной жизни, с радостью принимает это предложение. И впервые на страницах этого журнала предстаёт перед нами в роли автора цикла произведений, которые он назвал "Дневник писателя"(хотя его он стал вести раньше), и этот дневник он продолжал до конца своей жизни. Это не просто описание своей жизни, а взгляд на события тех лет; описание российской и зарубежной действительности(с его точки зрения, конечно); его мысли по поводу и "без повода"; и иногда он печатал и свои небольшие рассказы, например "Кроткая" или "Мальчик у Христа на ёлке". А так же Достоевский в "Гражданине" попытался изменить политику журнала, который разделял взгляды официальных кругов, и поэтому их сотрудничество продолжалось недолго, тем более что пост редактора оказался обременительным и отвлекал от работы над художественными произведениями. В апреле 1874 года Достоевский не без удовольствия покидает журнал "Гражданин".

С 1872 года семья Достоевских каждое лето(и даже зиму 1874-75 годов)проводит в небольшом городке Старая Русса, что в Новгородской губернии.

Здесь Достоевский с семьёй отдыхал от суетливой петербургской жизни, а позже он приобрёл здесь дом.

Именно здесь были написаны многие главы "Братьев Карамазовых", а так же целиком роман "Подросток", главным героем которого является Аркадий Долгорукий, незаконнорожденый сын помещика и крестьянки, мечтающий разбогатеть, но потом с помочью Макара Долгорукого(слуга его отца, живущий по Христианскому закону)осознаёт многое. "Поди и раздай твоё богатство и стань всем слугой... Вот тогда и станешь богат паче прежнего в бесчётно раз; ибо не пищею только, не платьями ценными, не гордостью и не завистью счастлив будешь, а умножившеюся бесчётно любовью. Уж не малое богатство, не сто тысяч, не миллион, а целый мир приобретёшь!" - говорил Макар Долгорукий. В одном из ранних высказываний писателя о "Подростке" Достоевский сказал: "Разложение - главная видимая мысль романа... никто о будущем не думает".

Н.А.Некрасов предложил напечатать "Подросток" в "Отечественных записках", на что Достоевский согласился с удовольствием, тем более что это стало возобновлением отношений между двумя писателями спустя 30 лет. 27 декабря 1877 года Некрасов умер, и Достоевский с глубоким сожалением говорил что они почти всю жизнь прошли врозь. Очень много писал о великом поэте Фёдор Михайлович и в своём дневнике.

В 1870-ые годы Достоевский находился на пике своего таланта и часто приглашался на различные благотворительные вечера и собрания, где он читал отрывки из своих произведений и стихотворения Пушкина, которого он ценил выше других поэтов. Он становится признанным и широко известным писателем. Его избирают членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности.

В 1877 году семья Достоевских переезжает в свой последний дом при жизни. Этот дом находится на углу Кузнечного переулка и улицы Ямская(которая ныне носит имя великого писателя) - Кузнечный переулок,5. И именно в этом доме было написано самое его великое произведение роман "Братья Карамазовы"; роман, который является итогом творческого пути Достоевского.

Это результат длительных размышлений автора над многими проблемами, а многие идеи, характеры, эпизоды романа либо подготовлены предшествующими произведениями писателя, либо возникли в его творческом воображении задолго до начала писания "Братьев Карамазовых". Я эту книгу осмелюсь даже назвать "Российской Библией", потому что в этой книге собраны все слабости человечества, все его достоинства, все основные мысли про атеизм и религию, про родителей и детей, про богатство и бедность... Эта книга учит жить.

В центре романа находится история семьи Карамазовых - отец семейства Фёдор Павлович и его сыновья, старшим из которых был Дмитрий(про него, и не только про него, можно узнатьздесь), средним Иван(про него, и не только про него, можно узнать здесь), младшим Алёша, незаконнорожденым Смердяков. Эту книгу можно было бы поделить на много других книг и одной из главных стала бы книга "Великий инквизитор".

Эту историю рассказал Алёше страдающий неверием Иван в минуту тяжёлых мучений. "Это фантастическая поэма, в которой выводит Христа в разговоре с одним из католических первосвященников - Великим инквизитором. Страдание сочинителя поэмы происходит именно от того, что он в изображении своего первосвященника с мировоззрением католическим, столь удалившимся от древнего апостольского Православия, видит воистину настоящего служителя Христова. Между тем его Великий инквизитор есть, в сущности, сам атеист", вот так сказал про эту часть романа сам Достоевский перед студентами С.-Петербургского университета 30 декабря 1879 года. В раннем наброске Достоевский писал про братьев: "Один брат - атеист. Отчаянье. Другой - весь фанатик. Третий - будущее поколение, живая сила, новые люди". Где "живая сила" безусловно это Алёша(это имя Достоевский дал герою в честь своего маленького сына, который умер от эпилепсии, болезни, которая ему передалась по наследству; писатель считал ,что сын умер вместо него), которому удаётся в конце романа объеденить их чувством высокого религиозно-этического "братства", противостоящим "химическому разложению" окружающего общества, основанного на эгоизме, издевательстве богатого и сильного над слабым и беззащитным.

Достоевский мечтал написать продолжение "Братьев Карамазовых", действия в котором должны были продолжиться двадцать лет спустя, где Алёша был бы уже взрослым человеком, пережившим душевную травму с Лизой Хохлаковой, а Митя уже возвращался бы с каторги.

Последним крупным событием в жизни и творчестве Достоевского стало его знаменитое выступление на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве, которое произошло 8 июня 1880 года и на котором присутствовали самые известные писатели и генерал-губернатор Москвы. Это выступление произвело настоящий фурор; это было бесспорно самым лучшим выступлением на том вечере.

Очевидцы рассказывают, что один молодой человек, пожавший руку Достоевскому после его выступления, упал в обморок. Достоевский, боготворивший Пушкина, ещё за три года до этого события высказал мысль о том, что "не было бы Пушкина, не было бы и последовавших за ним талантов". А 8 июня он сказал: "Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом. В этом смысле Пушкин есть пророчество и указание." После этого выступления, ночью, Фёдор Михайлович подъехав к только что открытому памятнику, положил венок к ногам своего великого учителя и поклонился ему до земли. И надо сказать, что такое отношение и любовь к великому поэту, Достоевский пронёс через всю жизнь, начиная с самого детства.

БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ

Ещё в конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского, отметили у него прогрессирующую болезнь лёгких. Ему было рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений. 26 января 1881 года Достоевский, часто работавший по ночам, случайно уронил ручку на пол. Пытаясь достать её, он сдвинул с места тяжёлую этажерку с книгами. Физическое напряжение вызвало кровотечение из горла. Это привело к резкому обострению болезни. Кровотечение то прекращалось, то возобновлялось вновь. Утром 28 января Достоевский сказал жене: "...Я знаю, я должен сегодня умереть!". В 20 часов 38 минут того же дня Фёдор Михайлович Достоевский скончался. Проститься с великим писателем пришли тысячи людей. На похоронах, молодёжь пыталась пронести к могиле Достоевского кандалы, как пострадавшему за политические убеждения.

А.Г.Достоевская впоследствии писала в своём дневнике: "На другой день после кончины мужа в числе множества лиц, нас посетивших, был знаменитый художник И.Н.Крамской. Он по собственному желанию захотел нарисовать портрет с усопшего в натуральную величину и исполнил свою работу с громадным талантом. На этом портрете Федор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим неведомую никому тайну загробной жизни..."

Хотя у Достоевского перед смертью было слабое физическое здоровье, но он был полон душевных сил и мыслей. Вот что сказала в 1916 году А.Г.Достоевская: "Смерть унесла его действительно полного замыслов. Он мечтал в 1881 год всецело отдать "Дневнику", а в 1882 засесть за продолжение "Карамазовых".

Достоевский внёс в мировую литературу то, что должен был кто-то внести. М.Горький, неоднократно выступавший против политики Достоевского, сказал: "Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех этих муках людских и отразил эту страшную память, - этот человек Достоевский".

Мне бы хотелось закончить биографию Достоевского его же словами, которые как мне думается, характеризуют его: "ТОТ, КТО ЖЕЛАЕТ УВИДЕТЬ ЖИВОГО БОГА, ПУСТЬ ИЩЁТ ЕГО НЕ НА ПУСТОМ НЕБОСВОДЕ СОБСТВЕННОГО РАЗУМА, НО В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛЮБВИ".