Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Проблема мыслительной перегрузки



Другая фундаментальная проблема, стоящая перед гипертекстами, связана с тем, что при создании многих новых узлов и связей, их трудно удерживать в голове. Предположим, что вы пишете некоторую тему X и в это время к вам в голову приходит мысль Y, связанная с X. В идеале гипертекст должен позволить вам: (1) нажать одну кнопку и перейти в новое окно, (2) описать там тему Y, (3) нажать еще одну кнопку и перейти в окно X; увидеть там готовую ссылку на Y.

К сожалению, реальная ситуация сложнее. Когда к вам придет мысль Y, она может быть смутной и неопределенной; малейшее прерывание и вы можете потерять ее. Не так-то просто подобрать соответствующие слова и фразы, чтобы выразить эту мысль. Вы должны учитывать не просто смысл фразы сам по себе, но еще и то, как эта фраза будет читаться пользователем, который пришел из темы X. Кроме этого, вы должны дать название ссылке на У или описать тип отношения X к Y. Некоторые системы (например, NoteCards) требуют, чтобы связь имела тип и метку. Подбор нужного типа и метки также требует каких-то размышлений и времени.

Проблема мыслительной перегрузки возникает также и в процессе чтения гипертекста. Читатель постоянно встает перед выбором из большого числа альтернативных путей дальнейшего просмотра. Эти постоянные акты выбора заставляют выполнять определенную работу на метауровне. По какой связи идти? Что мы можем ожидать от той или иной ссылки? Как до просмотра догадаться - что там?

Эта проблема может решаться при помощи (1) очень быстрых переходов в узлах, где собираются очень много ссылок, (2) предварительных (в 2 - 3 строчки) аннотаций, которые высвечиваются до перехода по ссылке, при попадании на ссылку курсором или мышью, (3) при помощи подсистемы графического просмотра гипертекстовой сети.

Эти проблемы могут, по крайней мере частично, быть разрешены при помощи дальнейшего развития в структуре и интерфейсе гипертекстовых систем, а также через исследования в области техники фильтрации информации.

1.5. Другие технологии построения гипертекстов

С точки зрения общей технологии построения гипертекста стоит отметить статью [17], в которой описывается ряд идей, близких по затрагиваемым проблемам к данной работе. Технология, описываемая в этой работе состоит из следующих шагов.

1) Предлагается построить план всех понятий-узлов, описываемых в гипертексте.

2) С каждым понятием-узлом связать тот или иной тип описания из нескольких возможных.

3) Отношения между понятиями-узлами типизировать одним из 7 предлагающихся типов.

Предлагаемая краткая технология поддержана диалоговой системой построения гипертекстов, в которой есть меню с возможными типами описаний понятий-узлов и меню с возможными типами отношений между темами. Эта технология достаточно проста и ориентирована на создание простых учебных материалов.

1.6. Необходимость в технологиях построения гипертекстов

Подытоживая обзор различных гипертекстовых систем, различных идей, связанных с концепцией гипертекста, обзор концептуальных моделей данных, можно сделать следующие выводы:

1) Концепция гипертекстов является оригинальным способом представления, структурирования и передачи информации.

2) Эта концепция продолжает развиваться и находить новые способы применения в процессах передачи информации между людьми.

3) Гипертекстовые системы близки другому виду программных систем, базам данных: некоторые информационные задачи можно реализовать как в форме базы данных, так и в форме гипертекста. При этом одни информационные задачи предпочтительнее реализовывать как гипертексты

(если они обладают относительно менее регулярной внутренней структурой, обилием текстовой информации, сложной системой перекрестных ссылок),

другие - в виде базы данных

(если основная информация представлена в виде большого объема регулярных данных, важен быстрый поиск данных, необходимость постоянного изменения данных, возможно в параллельном режиме и из разных мест).

Подобная близость позволяет делать аналогии и переносить некоторые идеи из области баз данных в область гипертекстов.

1) В частности, опыт разработки больших и сложных баз данных показал, что важным технологическим этапом при создании подобной базы данных, является составление формализованной концептуальной схемы данных. Такая схема должна отражать в сжатом виде наиболее существенные особенности структуры представляемой информации. Построение такой схемы и последующее подчинение физической структуры базы данных концептуальной схеме существенно повышает качество выполняемой работы.

2) Формализация концептуальных схем в области баз данных может идти разными способами. Эти способы называются концептуальными моделями данных. Каждая концептуальная модель - это система абстрактных понятий, которая :

а) достаточно полна, чтобы описать широкий спектр информационных
задач;  
   

 

b) достаточно четко определена и хорошо формализована, чтобы ее можно было реализовать в виде конкретной системы управления базами данных, и тем самым, от концептуальных схем переходить к конкретным базам данных.

При создании концептуальных моделей исследователи стремятся найти логически простой, строгий и прагматически оправданный взгляд на информационные задачи, который, с одной стороны, отражал бы специфику информационных задач, с другой стороны, отражал бы особенности реализованных (или могущих быть реализованными в будущем) баз данных, и служил бы мостом от постановки задачи к ее реализации на компьютере.

1) В области баз данных создан целый ряд концептуальных моделей данных [23], играющих важную роль. В области гипертекстовых систем работ, затрагивающих эту тему, очень мало.

2) Отталкиваясь от аналогии с базами данных, очевидна полезность попытки построить концептуальную модель, ориентированную на гипертексты, и, соответственно, очевидна полезность разработки технологии построения больших и сложных гипертекстов.

3) Литература по гипертекстам большей частью посвящена описанию систем построения гипертекстов, различным аспектам использования гипертекстов [13]. Между тем вопросы, связанные с построением конкретных гипертекстов, становятся все актуальнее. (Дополнительные доводы в пользу разработки технологии построения гипертекстов приведены ниже, в разделе 2.4.). В следующей главе автор предлагает технологию "HyRe-Tech", которая описывает один из возможных подходов к построению гипертекстов. Эта технология была разработана частично на основе опыта построения автором нескольких конкретных гипертекстов, частично на основе некоторого переосмысления уже известных принципов разработки технической документации [14].