Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

 

Тема 1. Античная басня. Басни Эзопа

 

 

I. Античная басня, возникновение и особенности.

 

1. Присутствие басни в творчестве Гесиода, ее характер.

2. Время возникновения басен нового жанра, причины.

3. Эзоп - канонизатор басенного жанра. "Эзоповы басни" - сборники античных басен.

4. Особенности античной басни, значение ее в мировой литературе (Федр, Лафонтен, Крылов).

 

Литература:

 

1. Басни Эзопа, М., 1968

2. Хрестоматия по античной литературе, т.1 (изд.7). - М., 1965, с. 86-88. ("Лисица и виноград", "Ворона и лисица, "Волк и ягненок" и др.)

 

Учебники и дополнительная литература:

 

1. Лосев А.Ф. и др. Античная литература, М., 1963, с. 144-145.

2. Тронский И.М. История античной литературы, изд. 3, Л., 1957, с. 104-105.

3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы, изд.3, м., 1969, с. 31-33.

4. Гаспаров М.Л. Античные литературные басни, М., 1971.

5. КЛЭ. Басня. т. 1, Эзоп. т. IV.

 

Античная басня - одна из жанровых разновидностей античной литературы. Она и сегодня представляет интерес, потому что: во-первых, многие памятники этого жанра отличаются высокими художественными достоинствами и не утратили поэтической ценности; во-вторых, басня - самый демократический жанр античной литературы - часто доносит до нас отголоски чувств и мыслей угнетенных масс древности - рабов и беднейших свободных; в третьих, к античности восходит большинство басенных тем и сюжетов в литературе нового времени: не зная античной басни, нельзя вполне понять ни Лафонтена, ни Крылова"1.

Сохранившиеся памятники античной басни делятся на две группы - долитературная басня и литературная басня.

Долитературная басня наполовину принадлежит литературе, наполовину - фольклору. Художественная форма ее - прозаическая. Считается, что ее автор - легендарный мудрец Эзоп (Эсоп) - лицо вымышленное.

Литературная басня - это художественные обработки известных традиционных сюжетов, выполненные с пониманием эстетических задач, с заботой и о языке, и о композиции, и о стиле; художественная форма ее - поэтическая. Авторы ее - Федр и Бабрий, представители римской литературы.

Басня - один из видов лиро-эпического жанра, близкий к притче и апологу, представляет собой краткий, чаще всего стихотворный, но иногда (Эзоп) и прозаический рассказ, как правило, нравоучительного характера. Из всех малых форм словесности эпический, повествовательный характер имела только басня. Наряду с мифом басня была одной из древнейшего искусства. Зачатком басни был пример - простейшая форма аргументации в обычной разговорной речи. Жизненный опыт человека предстает здесь в простейшей форме конкретного случая. Это апелляция от частного, первая ступень логического мышления. С развитием человеческого сознания развивается способность к обобщению. Конкретный пример уже становится обобщением изображением целого ряда аналогичных случаев. Пример из явления бытовой речи превращается в явление художественной речи. Пример становится басней.

Уже в это время начинают формироваться две черты, которые станут отличительными признаками этого жанра. Во-первых, мораль басни опирается на конкретные реальные факты жизненных отношений; во-вторых, сюжет басни обычно двучленен и строится по контрасту: замысел и его неожиданный результат.

Обобщенность басенного повествования проявляется в том, что действующими лицами оказываются схематически очерченные образы - животные или люди, характеристика последних схематична и сводится к обозначениям: "пастух", "рыбак", "лжец", "скупой".

Для басни становится свойственным и то, что действие совершается вне определенного времени и пространства, а также то, что концовкой басни делается обобщающая сентенция. Вот комплекс признаков, которые выделяют басню как фольклорный жанр. Этот период в истории басни может быть назван устным периодом.

Структурные особенности басни почти не менялись на протяжении ее исторического развития. Это объясняется характером ее предмета и разрешаемых ею задач. Басня - это маленький, обычно стихотворный аллегорический рассказ, преследующий обычно нравоучительные цели. Нравоучение в басне вытекает из осмеяния в ней тех или иных отрицательных человеческих свойств или черт. В большинстве басен пороки и недостатки людей воплощены в образах животных, птиц, рыб. Как и в сказках, аллегория основывается в басне на широко известных чертах животных (хитрость лисы, жадность, глупость осла, трусость зайца, сила слона или льва).

Содержание басни раскрывается в сжатом и остром эпизоде, маленькой выразительной сценке. Такое сюжетное строение басни выявляет суть передаваемого, аллегорическая форма помогает через аналогии лучше уяснить характеры басенных персонажей. Басни делятся на две части: первая представляет собой передачу осмеиваемого факта, лица, события, вторая - нравоучение. Однако подобное деление необязательно, и ряд басен ограничивается лишь первой частью, если она сама по себе с достаточной ясностью раскрывает проводимую баснописцем мысль.

Впервые басня античная возникла, естественно, в Греции. Поздно в Греции она начала свой путь от простейшего примера в аргументации и это - больше притча. Такой пример есть в "Одиссее" Гомера в XIV песне, когда Эвмай говорит: "Славную ты нам рассказала притчу" (Гомер "Одиссея", XIV, с. 508). Этот простейший случай использования примера, единичный жизненный эпизод применим как иносказательное подкрепление деликатной просьбы.

Сложившуюся форму устной басни мы впервые в греческой литературе находим у Гесиода. Это - знаменитая притча о соловье и ястребе ("Труды и дни"), обращенная к жестоким и несправедливым властителям. В поэме она играет важную композиционную роль: занимает начальную часть, повествующую о зле и насилии и вводит следующую часть, противопоставляющую несправедливости к насилию честный труд. Здесь мы встречаем все признаки жанра: животных-персонажей, действие вне времени и пространства, мораль в устах ястреба (см. Хрестоматия по античной литературе, т.1, М., 1965, с. 56-67).

"Разума тот не имеет, кто мериться хочет с сильнейшим: не победит он его - к унижению лишь горе прибавит".

Басню использовал и Архилох в своих стихах, а Геродот ввел басню в историографию (Кир поучает ионян "басней" о рыбаке и флейтисте - "Киропедия").

Пользовались басней в трагедиях Эсхил и Софокл, а в комедиях басня оказалась как нельзя кстати (Аристофан "Птицы", "Мир", "Осы"). Не чурались басни даже философы.

Следовательно, в греческой литературе VIII-VI вв. до н.э. мы находим басню как сложившуюся форму с устойчивым кругом мотивов, персонажей, моральных толкований. Басня стала орудием борьбы, средством ниспровержения традиций, их рассказывали старшие младшим, народные ораторы правителям. Иносказательность басни позволила пользоваться ею там, где прямой социальный протест был невозможным. Греки уже с понятием басни связывали представление о зачинателе этого жанра - им был в представлении греков Эзоп (Эсоп).

Античная традиция самого жанра и сюжетов басенного жанра неизменно возводила к басням, сложенным Эзопом.

Эзоп (Эсоп) - древнегреческий баснописец, считавшийся "изобретателем" или "канонизатором" басенного жанра. Имя Эзопа прочно закрепилось за басенным жанром. VI век, предполагаемое время жизни Эзопа, был важнейшей стадией формирования басенного жанра. Но в эпоху классической греческой культуры басни не записывались и жили только в устной традиции.

Эзопу приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен, хотя биографические данные о нем легендарны. Краткие записи сюжетов этих басен (IV-III вв. до н.э.) появились только позднее. Они собираются в сборнике под заглавием "Эзоповы басни" и служат сначала материалом для школьного чтения и упражнений в пересказе, а позднее становятся массовой литературой. К этому же времени стали возникать и записи биографической легенды о Эзопе. Позднее эта легенда стала дополняться новыми сведениями. С этого времени басни издавались. В общей сложности в рукописные сборники входит более 300 басен с краткими "моралями" уже с жизнеописанием Эзопа. В этом жизнеописании указывалось, что родился Эзоп во Фригии, в Малой Азии, был рабом, затем был отпущен на свободу и жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза в Сардах. Позднее, когда Эзоп, находясь в Дельтах, был обвинен греческой аристократией в святотатстве, он был сброшен со скалы.

Идейная композиция эзоповской басни скептична и пессимистична - в мире царит зло, судьба изменчива, а видимость обманчива; каждый должен довольствоваться своим уделом и стоять сам за себя.

Сюжет преимущественно строится по схеме: некто захотел изменить положение вещей, чтобы ему стало лучше, а ему стало только хуже. Среди басен, приписываемых Эзопу, мы встречаем много хорошо знакомых нам сюжетов. Вот для примера: "Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя: они еще зелены". Или вот другая: "Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал: "Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я". Басни Эзопа ярко отражают экономическое неравенство, рисуют бедность ("Бедняк"), эксплуатацию сильными слабых ("Два горшка") и др. - картину жизни Малой Азии VI века, опередившей в экономическом развитии Грецию. Эзоп не проповедует борьбы с богатыми и сильными ("Бык и жаба"), но его басни ценны пропагандой труда ("Крестьянин и его сыновья") и направленностью против эксплуатации.

Басни Эзопа - часто живые бытовые сценки, взятые из самой гущи народной жизни; они - яркий образец ранней художественной прозы. Персонажи, главным образом животные, птицы, откровенно условны, но они изображают пороки людей.

Повествование - сжато и прямолинейно. Язык - прост и близок к разговорному. Сохранился большой сборник Эзоповых басен (их 426). Состав этого сборника весьма пестрый: наряду с хорошо известными схемами есть и просто анекдоты, и принадлежат они к самым различным эпохам. Интересны и такие басни, как "Волк и ягненок", "Крестьянин и змея", "Дуб и трость", "Лягушка и вол", "Лошадь и осел", "Цикада и муравьи", "Волк и журавль", "Ворон и лисица".

Позднее отдельные писатели придавали этим басням литературную форму: в I в. н.э. римский поэт Федр, во II веке - греческий писатель Бабрий.

В римской литературе I в. н.э. к жанру басни обратился Федр - писатель демократического направления, утверждавший реалистические принципы в литературе и черпающий материал из современной ему жизни. "Федр сознательно обращается к жанру басни, считая, что человеку его положения это единственная возможность в иносказательной форме свободно высказать свои чувства и мысли, протестовать против гнета правящих классов. Таким образом, Федр вводит в римскую литературу отсутствовавший в ней (как самостоятельный) жанр басни"2.

Считается, что он родился в 15 г. н.э. в Македонии, был рабом, а затем вольноотпущенным императором Августа, умер около 80 г. н.э. в Риме. Литературную деятельность он начал в Риме с переложения на латинский язык ямбическим размером греческих басен, известных под названием "эзоповы басни". Он автор 5 книг басен (134), написанных шестистопным ямбом. В ранних книгах Федр держится традиционных эзоповских сюжетов, в поздних - все более самостоятелен, раздвигает рамки жанра, вводит моральные рассуждения, анекдоты и др. инородный материал, пишет на исторические и злободневные темы. Федр - творческий баснописец. Он признавался в прологе к 1 книге басен, что им "отполировано", обработано в стихах содержание басен Эзопа. В 4 книге он говорит: "Эзоп изобрел жанр басни, а я его усовершенствовал..., я воспользовался старым жанром, но влил в него новое содержание". Идеология Федра - плебейская, много внимания уделено социальным мотивам: рабство - горько, свобода - сладостна, но лучше терпение, чем борьба: при перемене власти бедняк меняет лишь имя хозяина; плоды труда по праву принадлежат только труженикам.

Басни двух первых сборников направлены против власть имущих, "сильных". Иносказательная форма этого жанра давала возможность выразить протест против верхушки общества. Он ненавидит знать, богачей, присваивающих себе плоды чужого труда (см. "Пчелы и трутни", "Муравей и муха", "Лягушки против солнца" и др.). В последней - он недвусмысленно берет сюжет из времен императора Тиберия. Достоинством Федра является язык его басен - простой и ясный. Хотя стиль Федра сухой и повествование подчинено моральной установке, басни его были популярны и в последующие времена, в поздней античности и в средневековье. Сборником басен Федра широко пользовался французский баснописец Лафонтен и наш великий Крылов, который использовал творчески переработав, некоторые сюжеты басен Федра ("Волк и Ягненок", "Волк и Журавль", "Ворона и лисица" и др.). В этих баснях Крылов самобытен: он откликается на запросы русской жизни, обобщает явления русского общества и дает незабываемые яркие образы, поражая богатством языка.

 

Примечания:

 

1. Гаспаров М. Античная литературная басня, М., "Наука", 1971, с.3.

2. Античная литература. Под ред. проф.Тахо-Годи. М., I.

 

Тема 2. Новоаттическая комедия. Менандр

 

План:

 

1. Греческое общество эпохи эллинизма.

2. Новоаттическая комедия, ее отличие от старой комедии Аристофана (ослабление общественной проблематики, постановка вопросов семьи и быта, повышение интереса к внутреннему миру и характеру отдельного человека).

3. Менандр - представитель новоаттической комедии (биография, общая характеристика творчества).

4. Комедии Менандра "Брюзга" и "Третейский суд" (проблематика комедий, гуманизм. Образы комедий, динамика их, попытки индивидуализации образов. Роль случая в композиции).

5. Значение комедий Менандра для римской литературы и литературы позднейших эпох.

 

Литература:

 

Первоисточники

1. Менандр "Брюзга", "Третейский суд". В кн.: Хрестоматия по античной литературе. Т. 1. - М., 1965. с. 489-523 или в кн.: Менандр. Комедии. М., 1964. с. 37-147.

Дополнительная литература

1. Полонская К. Эллинистическая драма. В кн.: Менандр. Комедии. М., 1964, с. 5-34.

2. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. Учебник. М., 1971. с. 201-208.

3. Лосев А.Ф. и др. Античная литература. Учебник. М., 1963. с. 168-174.

Тема 3. Комедии Теренция

 

План:

 

1. Место Теренция в развитии римской комедии, связь его творчества с образованной верхушкой римского общества.

2. Биография комедиографа, его основные произведения, влияние творчества Менандра на комедии Теренция.

3. Проблема семьи и быта в комедиях "Свекровь" и "Братья". Гуманизм творчества Теренция (Островский - переводчик "Свекрови". Статья Лессинга о "Братьях" в "Гамбурской драматургии").

4. Художественное мастерство комедийного творчества Теренция - динамика действия, ослабление буффонады, изящество стиля и языка.

5. Влияние комедий Теренция на развитие европейской драматургии (Шекспир, Мольер, Гольдони, Островский).

 

Литература:

 

1. Теренций "Братья", "Свекровь" в кн.: "Хрестоматия по античной литературе". т. 2, с. 114-167.

2. Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1967. с. 305-314.

3. Лосев А.Ф. и др. Античная литература. М., 1963, с. 233-239.

4. Чистякова Н.А. и Вулих Н.В. История античной литературы. Л., 1971. с. 292-297.

5. История римской литературы, под ред. С.И.Соболевского, т. 1, М., 1959. с. 102-111.

 

Тема 4 . Героический эпос Рима: «Энеида» Вергилия

 

Задания:

 

1. Прочитать текст Вергилия "Энеида", соотнести с поэмами Гомера.

2. Изучить рекомендуемую литературу (главы учебников, предисловия, примечания к поэме) и сделать выписки в тетрадь.

 

Вопросы:

 

1. "Энеида" Вергилия, история создания поэмы.

2. Художественные задачи, поставленные поэтом: заказ Августа