Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть. Итог урока. Рефлексия.



Учитель. -О чём говорили мы сегодня на уроке? Назовите наиболее понравившегося художника и картину, объясните –почему? О каких музеях изобразительного искусства мы узнали сегодня? Где хотелось бы вам побывать? Почему?

· Есть ли музей в нашем городе?

· Были ль вы в нём?

· Что интересного вы там увидели?

Учитель.- А знаете ли вы, что вопросами охраны памятников истории и культуры занимаются Международный совет музеев, Международный исследовательский центр по охране и реставрации культурных ценностей, Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест.

Задание на дом:

Посетить музей своего города, выяснить какие картины там можно увидеть, кто их автор и к каким жанрам они относятся.

 

 

3.Раскройте особенности формирования отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран при изучении темы «Музеи мира»:

- определите возможные темы докладов на уроке-семинаре; Музей – Лувр, доклад о музее Современного искусства, доклад о Третьяковке, , Пушкинском музее,

- определите различные источники получения информации по теме семинара; книги, журналы, статьи, альбомы музеев, интернет ресурсы.

сформулируйте проблемные вопросы, которые могли бы стимулировать интерес к теме урока;

· Зачем людям ходить в музей?

· Есть ли музей в нашем городе?

· Были ль вы в нём?

· Что интересного вы там увидели?

 

- определите роль педагога на различных этапах проведения семинарского занятия;

Педагог направляет ребят, ненавящево контролирует весь процесс, выдерживает последовательность докладов, исправляет ошибки, задает вопросы, помогает при затруднении с ответами.

- определите перспективы дальнейшего развития темы урока.

Посещение музея в родном городе.

Б 9

 

1. Разработайте конспект комбинированного урока для учащихся 5 класса общеобразовательной школы на тему “Сюжетно-тематическая картина”

Конспект урока изобразительного искусства.

Школа, класс 5

Тема урока Сюжетно-тематическая картина

Тип урока комбинированный

Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:

организация учащихся к занятиям;

повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

работа по осмыслению и усвоению нового материала;

работа по закреплению изложенного материала;

работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;

задавание домашнего задания.

Цель урока. Научить ребят выполнять эскизы-поиски композиционного решения картины

Задачи урока

Познавательные (знания) формирование знаний о сюжетно-тематической картине, значение понятий сюжет, композиция, формат

Обучающие (умения и навыки) создание разных композиционных эскизов на одну и ту же тему, поиск наиболее выразительного решения

Развивающие Абстрактное мышление, фантазия, композиционное видение

Воспитывающие аккуратность, терпение, внимательность, любовь к труду.

Методы, используемые на уроке:

Объяснительно иллюстративный: использование фондового материала школы и, репродукции картин художников, показательный рисунок учителя на доске.

Оборудование урока:

Для учителя:

Визуальный ряд: рисунки из фонда школы, репродукции картин известных художников, доска, мел.

Для учащихся:

Формат А4, карандаши, стерки.

Организация занятия

1 Время начала и окончания урока 2 мин

2 Время на сообщение темы урока и объяснения нового материала 15 мин.

3 Время на восприятие натуры, предметов искусства

(цвет, форма, пропорции, образ) 10 мин

4 Время на выполнение теоретического задания учащимися 5 мин

5 Время на выполнение практического задания учащимися 65 мин

6 Перемена 5 мин.

7 просмотр и анализ детских работ 15 мин.

8 Время на подведение итогов урока и дачи домашнего задания 3 мин.

Ход и содержание урока

Размещение наглядного материала на доске:

2.Искуствоведческий рассказ учителя:

Опрос, проверка пройденного материала. Возможно в виде беседы (Ребята сначала вспомним, какие бывают жанры изобразительного искусства?(натюрморт, портрет, пейзаж), так как время урока в общеобразовательной школе ограничено.

Можно в форме небольшого кроссворда или загадок (например – художник изобразил нам луг, лес и речку вдалеке, что это за жанр искусства ? – пейзаж. А вот с холста на нас глядит мальчишка сорванец? – жанр портрет и т.д..) Сегодня мы познакомимся с новым жанром сюжетно-тематическая картина

Сюжетно-тематический жанр — определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи (портрет, бытовой, исторический, пейзаж и т. д.), которое способствует созданию произведений на социально значимые или философские темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. Независимо от того, на каком материале строится композиция, главную роль в ней играет действующий человек (герой или антигерой) или несколько героев. В сюжетно-тематической картине ясно прослеживаются действие, взаимоотношения или конфликтные столкновения разных характеров; расставлены психологические акценты и выявлены идеи.

Смотрим и обсуждаем картины Брюллова «Последний день Помпеи» (исторический сюжет страшных событий, как город Помпея был разрушен от извержения вулкана) Архипова «Прачки» (бытовой сюжет – изображается повседневная жизнь прачек, подчеркивается их тяжелый труд) Сурикова «Боярыня Морозова» (исторический политический сюжет о боярыне, которая не отказалась от своей веры, и ее ссылают в Сибирь – борьба правительства со староверами)

Теоретическое задание:

Смотрим слайд презентацию с картинами на разные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая композиция) Ребята должны отнести каждую картину к тому или иному жанру – это будет закреплением пройденного материала.

 

Активность детей на уроке:

Эмоциональная - позитивная обстановка на уроке, дети рассказывают какие картины (жанры) они видели в музее, что им больше всего понравилось

Речевая обсуждение картин.

Умственная работа с презентацией – классификация всех картин по жанрам.

Двигательная - переменка

Опрос учащихся.

Тема опроса: Какой жанр больше всего вам нравится, почему. При этой беседе нужно чтобы дети не просто называли жанр, но и описывали его ( например – жанр натюрморт – это изображение предметов), тем самым они лучше запомнят все жанры.

Метод опроса: беседа

Практическое задание

Ребята разрабатывают несколько эскизов (разные форматы – вытянутые квадратные, вертикальные и горизонтальные и разные композиции с разным количеством действующих лиц)на тему школьного праздника.

Уровень задания

1.учебное ответы: на вопросы учителя

2.учебно-творческое: работа с презентацией

3.творческое создание: композиций

Критерии оценки работ учащихся. Идея, аккуратность, композиционные критерии должны быть выполнены для данного пространства.

 

 

Перспективы дальнейшего развития темы урока, теоретического, практического задания

а) на последующих уроках выполнение композиции по лучшему эскизу

б) на внеклассных занятиях поход в музей

в) самостоятельно учащимися – создание домашней работы самого яркого и волнующего сюжета из жизни школьника.

Приемы, направленные на развитие творческой активности учащихся

Описание жизненных ситуаций, вызывающих определенные эмоций. Рассмотрение картин художников. Работа с презентацией и кроссвордом/загадками.

Оценка урока

1реализация цели, задач. Выполнены

2 оценка методического уровня - дает хорошие результаты

3 качество знаний учащихся - на хорошем уровне

4 уровень творческих способностей учащихся - на уровне выше среднего

5 эффективность применения наглядных материалов - очень эффективны

6 выводы по уроку Урок прошел успешно.

 

2. Опишите методику проведения комбинированного урока для учащихся 5 класса общеобразовательной школы на тему “Сюжетно-тематическая картина”

- подготовьте беседу, где понятие «картина» раскрывается как итог длительных размышлений и наблюдений художника;

- определите роль сюжета в решении образа, его отличие от темы и содержания;

- раскройте как сюжет наиболее полно отражает идею, определяет количество действующих лиц, их эмоциональную нагрузку и характер;

- обоснуйте педагогическую ценность работы учащихся над эскизом;(при работе над эскизами ученик получает навыки компоновки, выбирает формат – гориз.,вертик , вытянутый или стремящийся к квадрату)

- разработайте вариант практического задания по созданию нескольких эскизов композиции на выбранную тему из жизни учащихся(школьные праздники, каникулы в деревне, другом городе, путешествие и т.д.)

- назовите рекомендуемые подходы к оценке результатов работы над тематической композицией;(стоит оценивать разработанность темы, формат, компоновку, выбранные средства выразительности, степень передачи идеи в работе)

Понятие «тематическая станковая живопись» связывается прежде всего с жанрами бытовым, историческим, батальным. Несмотря на то что тематическая картина исполняется по этюдам с натуры, по сущности своей она «противостоит этюдной живописи, которая имеет лишь вспомогательное назначение и ставит частные, нередко узкоспециальные задачи».

 

С чего начинается работа над тематической картиной, каковы пути и особенности ее композиционной разработки?

 

Живописец постоянно наблюдает, эстетически осваивает жизнь, у него накапливаются впечатления. Среди многообразных явлений действительности его особенно волнует, допустим, какое-то общественное явление, которое он пытается осмыслить и о котором хочет рассказать изобразительными средствами. Более целенаправленным становится его наблюдение, но будущее произведение пока еще представляется в общих чертах. Думая о теме, художник одновременно оценивает ее с определенных идейных позиций.

 

Так образуется идейно-тематическая основа будущего произведения. Затем содержание темы обретает свои более конкретные рамки в сюжете(1).

 

Развитие сюжета средствами изобразительного искусства требует знания композиционных основ, иначе материал наблюдений останется нереализованным в художественной форме. В результате складывается замысел художника и более или менее конкретное представление о формальных средствах картины, включая ее конструкцию.

 

В замысле (иногда называемом пластическим мотивом) обычно бывают заложены основы художественного образа, его новизны и потенциальные возможности дальнейшей разработки. Новизна пластического мотива отражает не только новое явление в жизни, но и новый сюжет. Это новое явление может заинтересовать многих художников, и, если они остановятся на одном сюжете, им не избежать однообразия, штампа.

 

Первоначальные композиционные эскизы должны отвечать таким требованиям, как наличие конструктивной идеи и контрастов. Конструктивная идея, лежащая в пластическом мотиве, подсказывает место сюжетно-композиционного центра, в котором сосредоточивается главное в содержании картины.

 

Наличие конструктивной идеи в первоначальных эскизах помогает установить формат картинной плоскости, масштаб, относительную величину главного и второстепенного, основные тональные и цветовые контрасты.

 

Поиски композиции продолжаются и в период работы над этюдами, и даже при создании картона.

 

Работа над эскизами ведется параллельно с выполнением этюдов, набросков, зарисовок. В процессе собирания этого подсобного материала уточняется сюжет, и это оказывает существенную помощь в период завершения картины. Надежными помощниками художника на этой стадии будут исторические данные, предметы быта, документы, военное оружие и снаряжение, памятники архитектуры, зафиксированные при необходимости в этюдах, набросках, зарисовках. Вся эта предварительная работа позволяет уточнить, усовершенствовать композицию, избавить ее от приблизительности в расстановке смысловых акцентов.

 

Далее наступает время разработки картона, т. е. рисунка в размер будущей картины. В нем прорисовываются все элементы композиции, включая детали, после чего рисунок с картона (через кальку или припорохом) переносится на холст. Далее выполняется так называемый подмалевок, чаще всего тонким слоем жидкой краски, «в протирку», лессировочными, т. е. прозрачными и полупрозрачными, красками. В подмалевке стараются верно взять цветовые или тональные отношения.

 

Работая над картиной, живописец решает целый ряд сложных задач, к примеру: придать локальным цветам — предметной окраске — колористические качества, установить меру интенсивности, насыщенности цветосочетаний — словом, вылепить цветом форму, сверяясь с условиями освещения, образующего светотень и рефлексы. Все эти и другие не менее трудные задачи решаются с прицелом на реализацию идейного содержания. При этом нельзя забывать о силе воздействия законов композиции на процесс формирования художественного образа средствами живописи.

 

В создании композиции большую роль играет подсобный материал. Но иногда он может быть недостаточно целенаправленно собран и проработан, тогда на завершающем этапе вдруг выяснится, что не хватает каких-то важных элементов для целостного выражения сути композиции. Выход один: восполнить недостающее, вновь обратившись к источникам, к поискам нужного материала.

 

Дробность, ощущение делимости композиции на несколько самостоятельных частей мешают зрителю прочитать замысел художника, затрудняют восприятие картины как целостного организма. Поэтому, заканчивая работу, надлежит обратить внимание на выразительность сюжетно-композиционного центра, на его смысловые связи с второстепенными частями картины, сравнить силу контрастов в главном и подчиненном, проверить, нет ли повторяемости в тональных напряжениях, формах, величинах.

 

(1) Сюжет — производное от темы. Скажем, тема материнства утвердилась в искусстве с очень давних времен, но в каждую эпоху она решается художниками по-иному, во множестве сюжетов. Содержание это конкретное действие на картине, сюжет более широкое понятие.

- разработайте вариант практического задания по созданию нескольких эскизов композиции на выбранную тему из жизни учащихся

«Лето в лагере» «Наши каникулы» «Приключения в деревне» «Мое путешествие в другую страну»

- назовите рекомендуемые подходы к оценке результатов работы над тематической композицией;

Цельность и выразительность композиции, образность, аккуратность исполнения, выразительное цветовое решение.

 

 

Б 10

2.Спроектируйте изучение данной темы в 8 классе школы с углубленным изучением дисциплин гуманитарного профиля, разработайте конспект урока «Становление исторического жанра в русском искусстве».

Конспект урока изобразительного искусства.

Школа, класс 8

Тема урока «Становление исторического жанра в русском искусстве».

 

Тип урока изучение нового материала

Цель урока.

Задачи урока

Познавательные (знания)

Обучающие (умения и навыки)

Развивающие Абстрактное мышление, фантазия

Воспитывающие аккуратность, терпение, внимательность, любовь к труду.

Методы, используемые на уроке:

Объяснительно иллюстративный: использование фондового материала школы и, репродукции картин художников,показательный рисунок учителя на доске.

Оборудование урока:

Для учителя:

Визуальный ряд: рисунки из фонда школы, репродукции картин известных художников, доска, мел.

Для учащихся:

Формат А4, карандаши, стерки.

Организация занятия

1 Время начала и окончания урока 2 мин

2 Время на сообщение темы урока и объяснения нового материала 15 мин.

3 Время на восприятие натуры, предметов искусства

(цвет, форма, пропорции, образ) 10 мин

4 Время на выполнение теоретического задания учащимися 5 мин

5 Время на выполнение практического задания учащимися 65 мин

6 Перемена 5 мин.

7 просмотр и анализ детских работ 15 мин.

8 Время на подведение итогов урока и дачи домашнего задания 3 мин.

Ход и содержание урока

Размещение наглядного материала на доске:

2.Искуствоведческий рассказ учителя:

В России становление исторического жанра как самостоятельной части изобразительного искусства относится ко второй половине XVIII века и связано с основанием Петербургской академии художеств. Работы первых русских живописцев исторической школы были весьма далеки от исторической правды. Если бы не название картины (обычно очень длинное), то трудно было бы определить, к какому времени, к какой стране относится изображаемое событие. Например, в картине И. Акимова "Великий князь Святослав, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев" (1773) князь одет в античные доспехи и пышный шлем, дети - в хитонах, и ничего подлинно исторического (кроме самого факта возвращения Святослава) зритель в картине не найдет. В том же ложно историческом ключе решена картина А. Лосенко "Великий князь Владимир сообщает своей жене Рогнеде о победе, одержанной им над ее отцом Рогволдом, князем Полоцким" (1770). Здесь - те же пышные одеяния, театральные позы, по образцу классических трагедий, модных в то время.

 

Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой». Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники).

Г.И.Угрюмов. Фигура Угрюмова, действительно, отвечала общественной потребности в художнике, который воплотил бы идеалы гражданственности в духе эпохи Просвещения, - и на материале русской истории. Приверженность русским сюжетам составляет отличительную особенность творчества Угрюмова. Другое качество исторической живописи Угрюмова, также оказывавшее большое воздействие на современников, - стремление к правдивости исторической обстановки, костюма и вообще к некоей естественности. Угрюмов был хороший, в академическом смысле, рисовальщик, умно, хотя и несколько театрально располагавший свои композиции и стремившийся в живописи не столько к силе, сколько к гармонии красок. Очень искусно писал портреты изображаемого, разумеется, в рамках академической системы XVIII века.

 

Но постепенно, под влиянием крепнущего реалистического направления и новых эстетических взглядов, в традициях русского исторического жанра начинают происходить существенные изменения. Главное отличие нового этапа заключается в том, что событие воспроизводится на полотне с высокой исторической достоверностью.

 

Ярчайшими образцами нового этапа в развитии исторического жанра являются картины К.Флавицкого "Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения", (1864), Н. Ге "Петр допрашивает царевича Алексея" (1871), И. Репина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885).

 

Вершиной в русской исторической живописи стало творчество В. Сурикова. Его работы "Утро стрелецкой казни" (1881), "Боярыня Морозова" (1887), "Покорение Сибири Ермаком" (1895), "Переход Суворова через Альпы" (1899) - полотна огромной силы воздействия. Каждая из этих картин поднимает мощнейший пласт русской истории, заставляет зрителя не просто остановиться в восхищении, но глубоко и серьезно задуматься.

 

В творчестве русских художников начала XX века историческая тема начала приобретать черты символической трактовки. Однако реалистические традиции русской живописной школы были настолько сильны, что даже такие поборники романтико-символических фантазий, как М. Врубель, Н.Рерих, А. Бенуа, К. Сомов в своих "исторических пейзажах" и стилизованных "придворных сценах" отталкивались от бытового реализма и тонкого ощущения своеобразия изображаемой эпохи.

 

В изобразительном искусстве советского периода исторический жанр приобретает принципиально иной характер. Основным критерием творческой концепции автора становится идеологическая направленность сюжета. Таковы работы И. Шадра "Булыжник - оружие пролетариата" (1927), А. Дейнеки "Оборона Петрограда" (1928), А. Герасимова "Ленин на трибуне" (1929), Б.Иогансона "Допрос коммунистов" (1933). Обращение художников к событиям отдаленного прошлого чиновниками от искусства не поощрялось. И только в годы Великой Отечественной войны всенародный патриотический подъем привел к появлению монументальных полотен, воспевающих героические страницы истории Древней Руси. Мужеством и гражданским пафосом проникнуты картины П. Корина "Александр Невский" (1942), А.Бубнова "Утро на Куликовом поле" (1943), М. Авилова "Поединок Пересвета с Челубеем" (1943).

Теоретическое задание:

Посменный анализ произведений искусства:

Структура анализа:

1.название картины, автор.

2. Содержание картины, настроение, которое возникает про ее восприятии, идея картины, замысел автора, сюжет.

3. Художественные средства, используемые автором для создания выразительного образа.

4. Композиционный центр, колорит, ритм.

5. Ваше отношение к произведению.

Активность детей на уроке:

Эмоциональная

Речевая обсуждение картин.

Умственная

Двигательная - переменка

Опрос учащихся.

Тема опроса: История России на картинах художников

Метод опроса: Семинар

Вопросы: Ребята заранее находят материал о художниках, работавших в историческом жанре: Угрюмов, Лосенко, Н.Ге, Репин, Суриков, Васнецов, Дейнека, Корин и т.д.

 

Практическое задание

Домашнее задание разработать эскизы к любому сюжету из истории России.

 

Уровень задания

1.учебное умение работать с материалом(книгами), конспектировать, подавать материала в виде доклада или презентации

2.учебно-творческое подготовка презентации к выступлению на семенаре

3.творческое дома ребята придумывают эскизы к исторической картине.

Критерии оценки работ учащихся. Соержательность, последовательность, логичность подачи материала, оригинальность оформления

 

 

Перспективы дальнейшего развития темы урока, теоретического, практического задания

а) на последующих уроках выполнение композиции на историческую тему

б) на внеклассных занятиях поход в музей боевой славы (выставку Великой отечественной войны)

в) самостоятельно учащимися – изготовление плаката к 9 мая

Приемы, направленные на развитие творческой активности учащихся

Патриотическая беседа, возможность самостоятельно находить материал(к семинару),оригинальность презентации и подачи материала .

Оценка урока

1реализация цели, задач. Выполнены

2 оценка методического уровня - дает хорошие результаты

3 качество знаний учащихся - на хорошем уровне

4 уровень творческих способностей учащихся - на уровне выше среднего

5 эффективность применения наглядных материалов - очень эффективны

7 выводы по уроку Урок прошел успешно.

 

 

3.Примените принципы воспитывающего обучения при изучении данной темы:

- сформулируйте вопросы конкретного характера, направленные на формирование патриотического чувства школьников;

Что для вас значит герой? Патриотизм? С чего начинается Родина? (семья, продные , близкие, друзья, родной город, страна)Зачем нужно охранять Родину?Зачем нужно сохранять традиции, обычаи и зачем нужно учить историю? (чтобы помнить все достижения и ошибки нашей страны, вести страну к лучшему, чтобы нашим детям было хорошо и свободно жить в нашей стране, чтобы они ей гордились, чтобы не только родные но и друзья и соседи помогали друг другу, жили сплоченно, не враждовали. Нужно сохранять суверенитет страны

- используйте прием «вхождения в картину» для воссоздания событий и действий героя на этапе знакомства с идейным содержанием произведения;

Можно проанализировать Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) тесно связано с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин. Его лучшее произведение — «Три богатыря». Перед зрителем любимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники русской земли и родного народа от многочисленных врагов. Изображены богатыри со снаряжением, которые направляются на битву с врагами за спокойствие на земле Русской

А можно свести весь урок к теме 9 мая победе в Великой Отечественной войне и рассмотреть картины Дейнеки «Оборона Севастополя» и «Будущие летчики». Вот что сам Дейнека говорил о первой картине:

«Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая. Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины. Если в ней нет позы, аффектации, то есть динамика, выразительность сверхнапряженного боя. Это, как говорят практичные художники, «выигрышные моменты» для картины. Таких «выигрышных» ситуаций будни труда не дают. Но это только так кажется. Простота и скромность, я бы сказал, застенчивость простых картин мира — другая. Благодарна тема мира для художников. На смену стремительности, перенапряжению сил приходят убедительная ритмичность труда, величие размышлений народа по созданию благополучия государства».

 

«Я был на войне, видел бои, много тяжелых героических эпизодов — а почему-то решил написать «Оборону Севастополя», хотя не видел, как обороняли этот город, а только слышал рассказы об этой обороне. Почему я сделал эту вещь? Я люблю Севастополь, до войны там часто бывал, плавал на катерах, на крейсерах, любил заниматься там ловлей рыбы, любил севастопольских моряков. И вот, когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать. Когда я работал, я по-настоящему все это переживал, волновался, вложил в эту работу свое сердце. Бывает и так: занимаешься чем-нибудь два, три, пять лет, в течение этого срока накапливается опыт, а затем что-то рождается. Важно постоянно работать, возможно чаще писать, рисовать».

 

 

А.А.Дейнека

На счет «будущих летчиков» можно просто сказать что вот 2 мальчика мечтают покорить небо, стать первоклассными пилотами и быть защитниками Родины, как их отцы и деды, воевавшие в 41-45 годах

- составьте рассказ-образец о национальном герое;

Алексей Петрович Маресьев

 

Маресьев Алексей Петрович летчик-истребитель, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старший лейтенант.

 

Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе. В советскую армию призван в 1937 году. Служил в 12-й авиационном погранотряде. Но, по словам самого Маресьева, он не летал, а "заносил хвосты" у самолётов. По-настоящему он поднялся в воздух уже в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.

 

Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счёт лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года – сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолетов до четырех. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.) истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.

 

Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11 запасной авиабригаде в г. Иваново.

 

В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

 

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. В 1944 году вступил в КПСС. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 – до ранения и семь – с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

 

В июле 1946 года Маресьев с почётом уволен из состава ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, получил звание кандидата исторических наук. В том же году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году – первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.

 

Полковник в отставке А.П. Маресьев награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знак Почёта, "За заслуги перед Отечеством" 3 степени, медалями, иностранными орденами. Был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодёжные патриотические клубы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книги "На Курской дуге" (М., 1960).

 

Ещё во время войны вышла книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке", прототипом главного героя которой стал Маресьев (автор изменил только одну букву в его фамилии). В 1948 году по книге на Мосфильме режиссёром Александром Столпером снят одноимённый кинофильм. Маресьеву даже предложили самому играть главную роль, но он отказался и эту роль исполнил профессиональный актёр Павел Кадочников.

 

Скоропостижно скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания.

- определите общие требования к уроку патриотического воспитания;

- оцените педагогическую эффективность уроков с элементами патриотического воспитания для формирования личностных качеств учащихся.

Гражданско - патриоточеское воспитание

 

Задачи:

- воспитание высоких нравственных качеств личности;

- воспитание гражданского достоинства;

- уважение к истории отечества, родного города и людям, создающим славу отечеству и родному городу;

- воспитание уважения к собственному «я»;

- знание прав и обязанностей человека современного общества;

Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве. Решая конкретные задачи эстетического образования в школе, можно способствовать решению других задач нравственного развития личности, т. е. на практике может осуществляться комплексный подход к воспитанию школьников, в том числе и патриотическому.

 

В процессе обучения театральному искусству, поэзии, танцам и музыке учащийся школы познаёт мир прекрасного, что является альтернативой войне. Меняются его поступки, отношения к другим людям, а также переживания, стремления и идеалы. Поэтому патриотическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными, трудовыми, правовыми, экологическими, физическими, художественными, эстетическими и др.

 

В этом и заключается разнообразие форм и методов патриотического воспитания в школе с изучением музыки, ИЗО, хореографии и др.

 

Б11

 

2.Спроектируйте изучение данной темы в 3 классе детской художественной школы, разработайте конспект урока или экскурсии «Создание конкурсной картины учащимися Академии художеств».

3 класс

Тема «Создание конкурсной картины учащимися Академии художеств».

Тип урока – урок экскурсия

Цель – познакомить ребят с последовательностью создания конкурсной картины в АХ

 

Задачи урока

Задачи урока

Познавательные (знания) об Аккадеми Художеств, мастерах и картинах данного периода

Обучающие (умения и навыки) навыки общения с произведением искусства

Развивающие Абстрактное мышление, фантазия

Воспитывающие терпение, внимательность, любовь к труду, поведение в музее.

Экспозиция Самарского Областного Художественного Музея: