Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Язык музыки в контексте вторичных моделирующих систем



Система исследовательских подходов к анализу языка музыки и музыкального текста. Обоснование возможности семиотического изучения музыки

Музыкальный текст и его анализ в философии (А.Лосев, С.Лангер), психологии, искусствоведении, культурологии, социологии музыки (Т.Адорно). Анализ музыкальных форм (Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Л.А.Мазель, В.А.Цуккерман). Возможность применения структурного, функционального, нарративного (повествовательного), вероятностного и комплексного видов анализа к языку музыки. Интерпретация музыки в контексте основных положений философских теорий истинности.

Семиотика как поиск общей методологии гуманитарных и общественных наук. Обучение «чтению» текстов, создаваемых на различных «языках» пространства культуры. Музыка как вид семиотической практики в пространстве культуры.

Основания семиотического подхода к языку музыки (В.В.Иванов, Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров, У.Эко. Ю.Кристева, Р.Барт, А.Греймас).

Основные направления семиотики музыки. Исследования по семиотике музыки в рамках тартуско-московской семиотической школы. Семиотика музыки в работе С.Лангер «Философия в новом ключе». Нейросемиотика музыкального текста (В.В.Иванов). Польская музыкально-семиотическая школа. Нарративный и структурный анализ в рамках музыкальной семиотики. Возможности и границы семиотического описания музыки. Попытки определения языка музыки. Функции музыкального языка. Сопоставительный анализ вербального языка и языка музыки по следующим параметрам: знаковая природа языка, наличие знаков, субзнаков и не-знаков, структура языка (единицы и уровни, топология уровневой организации), асимметрия между планами выражения и содержания, линейность /многомерность высказывания, энтропийность, принципы экономии/ избыточности, кодирование, алгоритмы порождения текста, идиолекты языка, изменения языковой структуры в диахронии (гр. dia через, сквозь, + chronos время – эволюция языка, смена состояний языка во времени) возможность переводимости на другие языки.

Звук природный, человеческой речи и музыкальный (параметры описания, функции, возможность семантизации).

Дифференциация вербального языка и языка музыки: территориальная, социальная, функциональная, диахроническая, гендерная, национальная, по возрастному признаку. Язык музыки на шкале «твердых» и «мягких» языков (В.Налимов).

Язык музыки в контексте вторичных моделирующих систем. Музыка и архитектура (строгость и типизация построений - тождество, контраст, динамическое сопряжение, категории фона и рельефа, изложения и развития, функции материала в формообразовании).

Переводимость музыкального сообщения на вербальный язык, на языки других искусств, формальные языки.

Единицы и уровни языка музыки

Проблема выделения знака в языке музыки: отсутствие дискретных значащих единиц, единиц со стабильно зафиксированным значением. Положение о «незнаковой» и даже «неязыковой» природе музыкального искусства (Э.Бенвенист, Ю.Лотман, Ц.Тодоров). Иерархия единиц вербального языка. Знаки и субзнаки в музыке. Попытка выстроить иерархию единиц музыкального языка (звук, интервал, интонация, мотив, фраза и др.). Многомерная система уровней музыкального языка. Звуковысотный уровень (лад, гармония, тембр, регистр, тональность, динамика). Ритмический уровень (ритмический рисунок). Уровень формы-композиции. Представленность, актуализированность всех уровней в мелодии.

Гипотезы происхождения музыкального языка. «Звукоподражательность» в программной музыке («кодекс эффектов»). Музыка как одна из первых попыток знаковой рационализации мира (Золтан Д.). Математизация музыки (Пифагорейская школа. Музыка как математическое искусство соотношения мер в Средневековье. Книга св.Августина «De musica»). «Музыка сфер» в труде И.Кеплера «Musica mundana». Положения Боэция о познании музыки научными методами, о противопоставлении теоретизирующего музыканта (musicus) и исполнителя. Музыка как история развития упорядоченных артикулированных форм (музыкальная эстетика Г. Римана). Музыка как язык символизированных эмоций (Р.Вагнер, А.Швейцер).

Проблема воспроизводимости музыкального текста.