Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Формальный (семиотический) анализ языка музыки



Ключевая проблема музыкальной семиотики – определение специфики значений и смыслов музыкального текста. Априорная и текстовая составляющие семантики музыкального знака. Внеязыковая обусловленность музыкального знака и собственно музыкальный аспект значения.

Референт отображения в музыкальном тексте: константы мира – число, соразмерность (Платон); благочестивость (Василий Великий, Гвидо Ареццо); человеческие аффекты – страсти, эмоции (Аристотель, Р.Декарт, Ж.-Ж.Руссо, С.Лангер); интонации человеческого голоса, звуковые образы природы (Ж.-Ж.Руссо), представления о способах существования пространства и времени (И.Пендерецкий). Почему музыка – искусство временнóе?

Звук природный, человеческой речи и музыкальный (параметры описания, функции, возможность семантизации).

Степень индексальности, иконизма и символизма музыкального знака. Иконизм в музыке. Виды иконических знаков (образ, метафора, структурная схема) и иконические знаки в музыке (вариации мелодические, ритмические, гармонические).

Принципиальная смысловая важность музыкальной фонетики. Семантика музыкальной интонации. Сакральная символика И.С.Баха. Теория аффектов (Affektenlehre). Попытка создания в конце XVII в. «музыкального словаря» страстей и соответствующих им музыкальных выразительных средств (Маттезон). «Эмоциональный словарь» И.С.Баха (А.Швейцер), «Словарь эпохи» (Б.Асафьев). Семантическая «незавершенность» музыкального символа. Семиотика мелизмов в музыке барокко.

Грамматическая семантика в музыке. «Отношения» как строительный материал музыкальной семантики.

Бинарность мотивов и тем. Концепция «музыкальных фигур» в музыке: музыка как аналог искусства красноречия; предписанность стандартизованных формальных приемов изложения, аргументации, обсуждения и утверждения музыкального тезиса; стереотипность композиционного построения (сонатная форма, фуга). Семиотика гармонизации.

Музыкальная синтактика

История музыки как история различных способов структурирования музыкального текста. Комбинаторика (интервал, аккорд, мелодическая линия, ритмико-мелодический рисунок, гармония, композиция). Аналитические формы в музыке как ответ на потребность запоминать звуки и ориентироваться в их пространстве. Множество грамматик, регулирующих развертывание музыки во времени – функциональная система гармонии, метрическая организация, масштабно-тематические структуры, тематические принципы, скрепляющие форму-композицию и фактуру. Функции музыкальной формы.

Музыкальный текст как знак. Семиотическое пространство текстов

Текст как междисциплинарная проблема. Можно ли считать текст (музыкальный) особого рода знаком?

Вопросы онтологии текста в музыке. Соотношение понятий нотный текст и музыкальный текст. Музыкальное произведение и музыкальный текст. Система отношений: автор-произведение-интерпретатор-текст.

Природа означивания в музыке. Референты музыкального текста («предметы» отображения). Семиотические способы отображения (преимущественная символизация). Семиотическая мотивированность музыкального текста (особенности интонации, формы). Значения внутритекстовые и внетекстовые. Референциальная непрозрачность как барьер восприятия музыкального текста. Область значений и смыслов. Двойственность музыкальной формы (интонационная временная целостность и «встроенная» в нее аналитика). Понятие музыкального кода (семантический и грамматико-синтаксический аспекты). Когезия и когерентность в музыкальном тексте. Особенности развития музыкального времени (реальное время звучания текста и проекции на историческое время). Музыкальный код (грамматический аспект).

Множество музыкальных текстов (парадигма) как знак (воспроизводимость приемов выражения, приписанность относительно стабильного значения).

Дискурс и проблема создания / восприятия музыкального текста. Текст и его пресуппозиции. Текст и стилистические каноны эпохи. Языковые игры в культуре. Семиотика музыкального интертекста. Интертекстуальные пересечения музыкальных текстов (индексальные, иконические и символические взаимодействия). Семиотика серийности в музыке. Музыкальные тексты массовой культуры: особенности создания и интерпретации. Интертекст, серийность, вариативность, стилистические каноны и проблема авторства в музыке. Семиотика полистилистических форм (А.Шнитке).

Семиозис как пространство перевода. Интрасемиотический перевод в языке музыки (вариации, транспонирование, аранжировка, стилистическое варьирование). Межсемиотический перевод музыкального текста. Отношения автора и интерпретатора (исполнителя).