Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Холодный нуар Хеннинга Манкелля



Добавил Дэш на 20/02/2013 в Преамбула · 1 Комментариев

Минус три. Осень в Сконе закончилась. Наступала зима — так заканчивает роман всемирно известного шведского писателя Хеннинга Макелля Перед заморозками. Фразы звучат как приговор, для классического детектива, согретого южным солнцем. В романах Манкелля, удивительным образом кудесница зима превращается в серую грязь, серые деревья, серое небо наводнившую пейзаж Скона — провинциальной области на юге Швеции — невзрачными красками. Этот серый пейзаж удивительным образом отвечает метафизическому настроению и моральному запустению, царящему в его детективных романах.

Творчество шведского писателя гармонично наследовало тенденции черного романа заложенные и развитые Дэшилом Хэмметом и Честером Хаймсом, Чарльзом Уиллфордом и Уолтером Мосли, сочетая их с традициями континентального шпионского романа отраженных Грэмом Грином, Эриком Эмблером и Джоном Ле Карре. Сближение криминала и политики является одной из самых сильных сторон в творчестве Манкелля. Но в его романах обе традиции переворачиваются с ног на голову, поскольку политика для него явление местного масштаба, а преступление обязательно — глобального. В этом Манкелль расходится с традицией континентального детектива созданной Жоржем Сименоном и продолженной Фридрихом Глаузером, Пером Валё и Май Шевалль. Отказывая преступнику в сочувствии, сосредотачиваясь на проблемах потенциальных жертв.

Действия детективных романов разворачиваются на протяжении последнего десятилетия XX века, хотя корни их уходят в 60-е и 70-е годы, иногда в Африку или Америку. Сенсационные убийства направлены не столько против видных политиков и богатых бизнесменов, жертвами являются простые жители, или даже эмигранты, проживающие в сельской глуши, но резонанс от этих кровавых убийств столь широк, что они перестают восприниматься как местячковое дело, превращаясь в преступления против общества. Я отвечаю за расследование самого жестокого массового убийства в истории современной Швеции.

Благополучная Швеция в его романах превращается в биржу криминала. Все быстро меняется — комментирует данное превращение писатель. Он думал о тяжелой туче, нависшей над страной. Все больше невостребованных людей оказываются выброшенными за пределы достойной жизни, на задворки общества. И оттуда они смотрят на тех, кто оказался по другую сторону барьера, на тех, кто может позволить себе радоваться жизни. Пока смотрят… А дальше?

Он вспомнил об одном неоконченном разговоре с Анн Бритт Хёглунд. Они говорили, что общество меняется так быстро, что с этим уже невозможно справиться. Иррациональное и бессмысленное насилие становится будничным явлением. Они не успевают, отстают, они всегда на шаг сзади. И правовое общество, которым они всегда так гордились, в какой-то степени уже перестало существовать. Первый раз в жизни Валландер задал себе вопрос – что будет, если в стране рухнет гражданское общество в том смысле, в каком он привык его понимать. А трещин и раковин уже достаточно, чтобы это могло случиться в любой момент.

Для Манкелля преступность — это не загадка или нечто, сверх-ординарное, криминал повсеместное явление. Поскольку хрупкое равновесие нарушенное распадом Восточного блока, буквально взорвало устоявшиеся традиции спокойной шведской жизни. Впрочем, это не воображаемое нагнетание обстановки, писатель в своем интервью замечает, трудно описать, что творилось в Европе в 90-е годы.

Особое внимание Манкелль обращает на выходцев бывшего Союза. Например, во втором романе из серии о Курте Валландере (Ищейки в Риге) сыщик вынужден дважды побывать в Латвии, а в романе Белая львица, он сталкивается с бывшим офицером КГБ, который готовил южно-африканских наемников для убийства Нельсона Манделы. Но в целом Манкелль не очень любит перемещать своего героя, чьи расследования сосредоточены в границах района. Для писателя более интересно отслеживать глобальные тенденции, который оставляют свой отпечаток на облюбованной им местности.

Абсолютно выбивается из привычной для черного романа тематики среднего полицейского, набивающего себе шишки, детектив Манкелля — Курт Валландер. Он очень хороший полицейский для обычного шведского полицейского района. Блестящее отражение холодных профессионалов, горящих на работе и неспособных для личной жизни. Для Валландера работа — это искусство, совсем в духе времени, деструкционное, низвергающее остатки былых идеалов искусство.

В своем интервью писатель признается, что его романы это путешествие от вопроса к вопросу, от проблемы к проблеме. Глобальные или миниатюрные отраженные в синеве на шее задушенной старушки, без попыток ответить хотя бы на некоторые из них.

Ощущение, которое возникает во время чтения его романов, ощущение петли сдавливающей горло. Возможно это преувеличение, нагнетание обстановки, но взгляды в реальный мир лишь усиливают это ощущение.

 

Хеннинг Манкелль

Добавил Дэш на 04/02/2013 в Европейские авторы · 1 Комментариев

Хеннинг Манкелль — один из самых популярных и известных авторов современного шведского детектива. Он известен, в первую очередь, как автор серии полицейских детективов о Курте Валландере, в которых выступает как достойный продолжатель традиции заложенной Пером Валё и Май Шевалль. Рост своей популярность Манкелль использует свой символический капитал для вложения в такие области как защита прав человека, особым образом он поднимает эту тему для африканского региона.

Хеннинг Манкелль (Henning Mankell) родился 4 февраля 1949 года в Стокгольме, откуда семья Манкеллей уехала, когда Хеннингу было еще только два года, поскольку его отца Ивара Манкелля назначили судьей. Он научился читать уже в шесть лет и как он вспоминает, его всегда особым образом увлекали рассказы о приключениях исследователей Африки. Он рос любознательным мальчишкой, поэтому отец его познакомил со следственными действиями в процессе расследования.

Но в 16 лет Хеннинг идет работать матросом на торговое судно, перевозившее железную руду в Европу и Америку. Подкопив за два года работы деньжат, Манкелль на время останавливается в Париже, где становится свидетелем студенческих волнений конца 60-х годов. Но не найдя работы, он возвращается в Стокгольм, где ему удается устроится в театр рабочим сцены. Получив театральный опыт Манкелль публикует в 1972 году свою первую пьесу, посвященную шведскому рабочему движению. Но не получив желаемого признания отправляется в Африку. Здесь он настолько очарован людьми, землей, природой и культурой, что этот континент становится для него вторым домом.

Но театральный опыт не прошел даром, в 1984 году Манкелль устраивается театральным режиссером в небольшом городе Векше (Швеция). Спустя два года он также назначен главой театра Авенида в Мапуту (Мозамбик). На несколько лет до 1990 года Манкелль сосредоточен на работе в театре, но возвращается в литературу с романом Путь к звездам (Hunden som sprang mot en stjama), который получил премию как лучшая книга для детей. А в следующем году Манкелль публикует своей первый роман о Курте ВалландереБезликий киллер (Mordare utan ansikte).

Сегодня он женат на Еве Бергман, театральном режиссере и дочери прославленного шведского кинорежиссера Ингмара Бергмана. Его страстная пропаганда против СПИДа в Африке побудила бывшего президента Германии Хорста Кёлера пригласить Манкелля к участию в программе Партнерство с Африкой. Совместно с женой они выделили средства для строительства трех деревень для африканских сирот в Мозамбике. Его литературные награды также впечатляют. Он получил целый ряд самых престижных премий не только в области детективного жанра, но и высоких европейских премий за литературу.

Как мы уже говорили известность и популярность Манкеллю принесла серия детективных романов о Курте Валландере (Kurt Wallander). Главный инспектор блестящий расследователь, но его сыскные способности резко контрастируют с его личной жизнью. От него ушла жена, он болеет диабетом, его отец умирающий старик, и даже отношения с дочерью Линдой оставляют желать лучшего. Валландер находит утешение в алкоголе, любит оперную музыку и конечно же свою работу.

Манкелль также пишет фантастические романы, которые распадаются на два раздела: детские приключенческие и политические на злободневные темы современного общества. Критики видят в романах Манкелля метафору общественных процессов вызванных политическими и социальными событиями и явлениями. Рецензенты отмечают очень гармоничное сочетание истории и дидактических выводов, контраст между реалистичным описание персонажей и апокалиптическим тоном при описании социальных проблем общества.

Наемные убийцы

Добавил Георгий Анджапаридзе на 19.09.2014 в Полицейский, Рецензии, Скандинавский · 0 Комментариев

Пер Вале и Май Шеваль всегда стремятся к исторической конкретности и чаще всего точно обозначают время действия своих романов. В Наемных убийцах это май-ноябрь 1974 года. В последней книге декалоги есть три почти самостоятельные сюжетные линии, каждая из которых по отдельности была бы достойна стать основой добротного детектива. Первая линия — рассказ о поединке Бека и его товарищей с хладнокровными и великолепно тренированными убийцами из террористической организации БРЕН, вторая — история жизни и смерти юной Ребекки Линд, третья — повествование о гибели продюсера Уолтера Петруса.

Ни в одном из трех случаев авторы не стремятся запутать читателя или пустить его по ложному следу. Они охотно и довольно быстро раскрывают, например, тайну БРЕН, но никакого ущерба читательской заинтересованности фабулой книги это не наносит. И напряжение достигается прежде всего теми добрыми чувствами, которые читатель испытывает к Мартину Беку, желая ему победы. Не соблюдая единство действия, обычно присущее каноническому детективу, Вале и Шеваль остаются мастерами построения острого напряженного сюжета. Так, например, они останавливают повествование в один из кульминационных моментов — гибели от рук таинственных убийц президента одной из латиноамериканских стран, чтобы переключиться на рассказ о Ребекке Линд.